Культура Руси XII — первой половины XIII в
Сельское хозяйство и ремесленное производство XII — первой половины XIII в продолжало развиваться в тех чертах, которые были намечены предшествующим периодом. Пашенное земледелие распространялось глубже на Севере. Основными орудиями труда в хозяйстве смерда продолжали оставаться деревянное рало, соха, борона. В тоже время несколько больше стал применяться плуг с железным лемехом, правда он применялся в богатых хозяйствах. Дальнейшее развитие получает ремесло, опиравшееся на опыт предшествующего периода. Во всех-землях продолжало развиваться кузнечное дело, изготовление оружия и доспехов, обработка меди, серебра, золота, литейное дело, ковка, штамповка, чернь, позолота, филигрань, эмаль. Русские мастера искали новые приемы работы и технологии. Применив новую технологию, новгородские мастера стали изготавливать более прочные, твердые, гибкие сабельные клинки. В XII веке русские литейщики открыли способ двухстороннего литья по двум восковым моделям. Повсеместно стали применяться с XII века водяные мельницы. Наряду с материальной культурой развивалась культура духовная. Основой подъема культуры был экономический подъем, который в XII – первой половине XIII в. переживали русские земли, а также рост городов. В этот период оформились многие местные черты в культуре. Однако в основе своей культура оставалась общерусской. Несмотря на раздробленность для многих произведений духовной культуры было характерно понимание общих задач, стоявших перед русскими землями.
В период феодальной раздробленности увеличивается количество центров летописания, которое приобретало местный, областной характер. Кроме Новгорода и Киева летописи велись во Владимире, Суздале, Смоленске, Галиче и других центрах русских земель. В местных летописях основное внимание сосредотачивалось на местной истории, которую летописцы рассматривали, как продолжение истории Руси. Поэтому местные летописные своды начинались с «Повести временных лет». Появлялись отдельные летописи, посвященные жизнеописанию князей, взаимоотношениями между князьями. Авторами таких летописей были светские люди, близкие князьям – бояре или дружинники. Появлявшиеся местные особенности проявлялись в следующем.
Новгородское летописание характеризовалось деловитостью и лапидарностью изложения основных событий городской жизни. В Новгородских летописях напрочь отсутствовала церковная риторика.
Галицко-Волынское летописание главное внимание уделяло борьбе между князем и боярством, отличалось светским характером. В Галицко-Волынском летописании были слышны отзвуки дружинной поэзии.
Владимиро-Суздальское летописание утверждало идею сильной княжеской власти, притязание владимиро-суздальских князей на политическое главенство в русских землях. Наряду с описанием местных событий во владимиро-суздальских летописях присутствовали рассуждения, свидетельствовавшие о стремлении летописцев придать летописанию общерусский характер. Красной линией во владимиро-суздальских летописях проходила идея единой и сильной власти владимирских князей, являвшихся преемниками киевских князей. Для ее обоснования широко использовалась церковная аргументация, что придавало Владимиро-Суздальскому летописанию в отличие от Новгородского и Галицко-Волынского религиозный характер.
С узкими интересами местных феодальных центров было связано развитие церковной и гражданской литературы. В церковной литературе все меньше места отводилось политическим вопросам. Все большее место в многочисленных поучениях, сказаниях занимали «истины веры и благочестия». В этом плане среди произведений церковной литературы XII в выделялись произведения видного церковного деятеля Кирилла Туровского и второго после Иллариона русского метрополита Клемента Смолятича. На рубеже XII – ХIII вв. возник большой компилятивный памятник «Киево-Печерский патерик» – сборник поучений, рассказов, житий святых. Это была по сути история Киево-Печерского монастыря игравшего видную роль в жизни русских земель. Поэтому патерик проводил в жизнь идею главенства этого монастыря над другими монастырями русских земель.
Среди произведений гражданской литературы следует выделить «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Фактически эти два произведения связаны между собой. «Слово» относится к XII веку, «Моление» к XIII в. Исследователи этого памятника пришли к выводу, что было два автора, и оба носили имя Даниил и называли себя Заточниками. Оба из заточения обращались к князьям: автор «Слова», как полагают исследователи, новгородец, мастер-ремесленник обращался к Новгородскому князю Ярославу Владимировичу, а автор «Моления» – служилый человек близкий к сыну Всеволода Большое Гнездо Ярославу Всеволодовичу. Автор «Моления» выступал за сильную княжескую власть и недоброжелательно относился к боярам. В «Слове» и «Молении» остро звучала тревога за независимость Руси. В этом отношении они перекликались со «Словом о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» – жемчужина древнерусской литературы. В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 году. Этот поход стал для автора «Слова» поводом к размышлению о судьбах Русской земли. Причины бедствий, обрушившихся на нее, автор видит в междуусобных бранях князей, жаждавших славы и не думавших о судьбе Руси. Это ослабляло обороноспособность русских земель, подвергавшихся опустошительным набегам половцев. «Слово» – общерусское произведение. Его автор отбросил узость интересов своего княжества и поднялся до высоты понимания общерусских интересов. Он обращался к князьям с призывом прекратить усобицы, объединить свои силы в борьбе с внешними врагами, «постоять за землю Русскую». Автору «Слова», видимо, представителю дружинной среды была дорога не честь и слава какого-то отдельного княжества или князя, но слава .и честь Земли Русской.
«Слово о полку Игореве» – светский памятник, начисто лишенный церковной риторики, но художественной форме и идейному содержанию тесно связанный с устным народным творчеством. В «Слове» воплотились характерные для литературы XII — первой половины XIII в черты: связь с исторической действительностью, патриотизм, гражданственность.
Определенные изменения во время феодальной раздробленности происходили в архитектуре. Постройки XII — первой половины XIII в отличались от сооружений предшествующего этапа меньшей масштабностью зданий, простотой отделки. Типичной постройкой этого времени стал кубический храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы. Очень заметно в этот период влияние романского стиля на русскую архитектуру. Это выразилось прежде всего во внешнем оформлении построек (аркатурные и колончатые пояса, перспективные порталы, причудливая каменная резьба).
Архитектурные постройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишь по археологическим данным. Особенность архитектуры этой земли заключалась в соединении византийско-киевской композиции с элементами романского убранства.
После установления в Новгороде республики сократилось княжеское строительство. Заказывали строительство церквей бояре, купцы, жители улиц и концов города. Церкви в Новгороде были центрами общественной жизни, часто служили складами товаров, местом хранения имущества горожан. Наиболее яркими архитектурными памятниками Новгорода этого периода являлись церкви Спаса-Нередицы, Благовещения в Аркажах, Параскевы-Пятницы на Торгу.
В отличие от суровой архитектуры Новгорода зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделялось изяществом и утонченностью линий. Большого размаха достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Вокруг города были возведены укрепления, от которых до наших дней сохранились Золотые ворота. В загородной резиденции князя Андрея Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек. До наших дней дошли лишь остатки этих сооружений. В 1158-1161 годах был построен Успенский собор, ставший главным храмом княжества. Признанным шедевром Владимиро-Суздальской архитектуры стала, построенная в 1165г. церковь Покрова на Нерли, поражающая стройностью и устремленностью ввысь. В 1194-1197 гг. в период правления Всеволода Большое Гнездо в центре княжеского двора был построен Дмитриевский собор, отличающийся богатством резьбы по белому камню, из которого строили храмы во Владимире. Резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне. Декоративной резьбой снизу доверху был покрыт Георгиевский собор в г. Юрьеве-Польском, построенный в 1230-34гг. Это была последняя крупная постройка во Владимиро-Суздаль-ском княжестве накануне Батыева нашествия. Часто Георгиевский собор называют «лебединой песней» русской архитектуры домонгольской Руси.
В XII—XIII вв в живописи различных русских земель также все заметнее становятся местные особенности. Это новгородский стиль монументальной живописи с упрощенной трактовкой художественных приемов. Для владимиро-суздальской живописной школы была характерна мягкость, доброта, задушевность и простота. Особенно это проявилось в иконах «Боголюбская Богоматерь» и «Дмитрий Солунский».