Общество – как объект философского исследования

( социально-философская проблематика)

  1. Специфика философского познания общественной жизни.
  2. Общественное бытие. Его структурно-компонентный анализ.
  3. Общественное сознание. Его уровни и формы.
  4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

1.

Общество является объектом изучения социальной философии. Обратим внимание на то, что отличает познание общества от познания других объектов:

1) Общество является самым сложным из объектов познания, т.к. представляет собой высшую форму движения материи. В силу этого сущность социальных явлений и процессов и закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы.

2) В социальном познании мы имеем дело с исследованием не только материальных (как в естествознании), но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не просто вплетены в конструкцию материальной жизни общества, но и сами по себе значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.

3) В социальном познании общество выступает как объект и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают её. Такое тождество объекта и субъекта не может быть оценено однозначно. С одной стороны оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе наиболее близки познающему субъекту по его жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному пониманию этих процессов. Но, с другой стороны, в совокупном субъекте познания представлены различные (порой и противоположные) воли, интересы, цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится изрядный элемент субъективизма.

Специфику философскому познанию общественной жизни сообщает ещё тот факт, что общество представляет собой не только чрезвычайно сложную систему, но к тому же систему исторически развивающуюся. Для изучения исторически развивающейся системы ничем не заменимым оказывается исторический метод исследования, т.е. такой метод, который отражает реальную историю объекта в её конкретном многообразии, выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Необходимо различать исторический метод и принцип историзма: метод показывает пути изучения, а принципы представляют собой выводы об объективных характеристиках объекта, следующие из этого изучения.

Принцип историзма включает в себя, с одной стороны, понимание развития как смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается как относительно завершённый и устойчивый. С другой стороны эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной и той же системы. Это позволяет выявить целостность изучаемого явления.

Таким образом, в принципе историзма, равно как и в историческом методе заложена потребность и возможность перехода к теоретическому, логическому осмыслению изучаемого процесса. Этому служит логический метод, который в сущности своей является отражением исторического процесса не в многообразии его конкретно-эмпирических (зачастую случайных) форм, а в обобщающей, абстрактно-теоретической форме.

Достоверная картина общественной жизни предстаёт перед нами только при одновременном использовании исторического и логического методов исследования.

Философия понимает общество не как совокупность индивидов, а как сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что поколения людей сменяют друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остаётся. Именно наличие общественных связей и общественных отношений делает общество системой, связывает индивидов и их разрозненные действия в единое целое.

Вопрос о том, какой характер имеет связь человека и общества, в социальной философии имел несколько решений:

Макс Вебер(1864-1920) полагал, например, что социальный объект (общество) представляет собой результат осмысленного человеческого поведения. В силу этого, общество – сумма индивидов-атомов, продукт их сознания и воли.

Эмиль Дюркгейм(1858-1917) придерживался обратной точки зрения, согласно которой общество подобно природному объекту, т.е. нечто, живущее собственной жизнью, внешней и принудительной по отношению к отдельному человеку.

Учёные испытывали потребность в концепции, примиряющей оба взгляда. В истории одной из первых таких попыток была социальная теория Карла Маркса(1818-1883), который рассматривал общество как продукт воспроизводства людьми своей жизни. В ХХ веке такие социальные теории развивали многие теоретики, в том числе Норберт Элиас(1897-1988) и Пьер Бурдье(р.1930).

Всё многообразие общественных отношений можно разделить на отношения материальные и духовные. Их соотношение различными философскими направлениями понимается по-разному. Идеализм полагает, что духовные отношения первичны, тогда как материализм обнаруживает первичность материальных отношений и вторичность духовных.

Для решения основного вопроса философии применительно к обществу теория марксизма выдвинула категории «Общественное бытие» и «Общественное сознание».

Общественное бытие – это внутренне субординированная система отношений, в которые люди вступают между собой в процессе жизнедеятельности.

Общественное сознание– это сложная система чувств, взглядов, теорий, идей, в которых отражается общественное бытие.

2.

В предыдущем вопросе темы общественное бытие было определено как внутренне субординированная система отношений. Теперь необходимо более подробно рассмотреть основные компоненты этой системы. Общественное бытие можно разделить на:

а) экономическое бытие общества,

б) социальное бытие общества,

в) экологическое бытие общества,

г) политическое бытие общества.

В свою очередь в каждом из этих больших компонентов общественного бытия можно выделить свою внутреннюю структуру. Таким образом, встаёт вопрос, связанный с логической последовательностью анализа, а именно: с какого структурного элемента общественного бытия логичней начинать анализ? Помочь нам в этом отношении должно понятие «системообразующий компонент системы». Таким системообразующим компонентом общественного бытия выступает его экономическое бытие, т.е. экономические отношения в обществе.

а) Очевидно, что первичным элементом общественных отношений является - сфера материально практической деятельности людей. Эта сфера не только исторически первая, она же и «прародительница» всех остальных сфер жизнедеятельности общества – социальной, политической, духовной, экологической. Именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общественного бытия в целостность.

В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу как источник изначальных средств существования и полигон разных предметов труда. Поэтому экономический способ производства включает в себя две стороны:

1) производительные силы, выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею,

2) производственные отношения, выражающие взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства.

Производительные силы– это система субъективных (человек) и вещественных (средства, орудия и предметы труда) элементов, необходимых для процесса материального производства.

Общественный смысл производительных сил заключается в выраженном в их основных элементах (человек, средства, орудия и предметы труда) взаимодействии общества и природы.

Человек является субъектом производства, решающим элементом производительных сил, Человек, выступающий в качестве производителя материальных благ должен обладать производственным опытом, трудовыми навыками и определённым минимумом научных знаний.

Средства труда – комплекс вещей, которые человек помещает между собой и природой для воздействия на неё.

Те средства труда, которыми человек непосредственно воздействует на природу – орудия труда. Помимо орудий труда средства труда включают в себя также бытовую, транспортную, коммуникационную и информационную технику.

Предметы труда – всё то, на что направлен труд человека, т.е. только та часть природы, те её элементы, которые активно вовлечены человеком в процесс материального производства.

Вторую сторону экономического способа производства составляют производственные отношения.

Производственные отношения – это экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе непосредственно производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Производственные отношения представляют собой сложную систему. Эта система всегда целостна, проникнута единым началом. Таковым началом, прежде всего, выступает основное производственное отношениеотношение собственности на средства производства. Основное производственное отношение определяет характер экономической системы, её специфический облик. Это находит свою конкретизацию в исторически известных типах производственных отношений – первобытно-общинных, рабовладельческих, феодальных, капиталистических и социалистических. Основное производственное отношение – это основа, вбирающая в себя не только моменты непосредственного производства, но и распределения, обмена и потребления, материальных благ.

Итак, производительные силы в единстве с производственными отношениями образуют экономический способ производства. При этом производительные силы выступают как его содержание, а производственные отношения как та экономическая форма, в которой люди осуществляют производство. Т.о. взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями подчинено диалектическому закону взаимодействия содержания и формы, согласно которому содержание играет определяющую по отношению к форме роль. Это означает, что производственные отношения соответствуют характеру и уровню развития производительных сил.

Говоря о том, что уровень развития производительных сил первичен по отношению, зависящего от него характера производственных отношений, следует учитывать и обратную сторону этого взаимодействия. А именно: как и всякая форма, производственные отношения не просто пассивно воспринимают те импульсы к изменению, которые исходят от производительных сил, но и оказывают активное обратное воздействиена их развитие. Это активное обратное воздействие может быть двояким:

1) когда производственные отношения соответствуют характеру, уровню и потребностям развития производительных сил, они выступают в качестве двигателя их развития и ускоряют общественный прогресс

2) когда же производственные отношения перестают соответствовать производительным силам, они превращаются в тормоз, т.е. замедляют развитие общества.

Подводя итог характеристике экономического бытия общества можно сделать вывод:

Экономическое бытие общества является основой общественного бытия и оказывает определяющее воздействие на все стороны жизни общества.

б) На базе экономического бытия общества формируются и функционируют различные общности и группы (большие и малые) – роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.п. В своей совокупности эти общности составляют социальное бытие общества.

Социальное бытие общества – это целостная совокупность всех функционирующих в нём общностей, взятых в их взаимодействии.

Выделение социальных слоёв (стратов), т.е. проведение социальной стратификации может быть проведено по различным основаниям. Схематично структуру социального бытия общества можно представить следующим образом:

Этническая структура Демографическая структура Поселенческая структура Классовая структура Профессионально-образовательная структура

Субъектом каждой структурной единицы в данном случае выступает человек.

Вышеприведённая схема нуждается в некоторых комментариях:

1) Этнический состав населения общества (мира, страны, района) непрерывно изменяется. Решающую роль в динамике этнического состава населения играют этнические процессы.

Этническими процессами называются процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов материальной и духовной культуры, языка, самосознания и т.д.

Прежде всего, среди этнических процессов следует выделить этноэволюционные и этнотрансформационные. Процесс называется этноэволюционным в том случае, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его группа, тем не менее, остаются самими собой, т.е. их этническое самосознание не изменяется. При этнотрансформационном процессе самосознание изменяется, и этническая принадлежность человека становится иной.

В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этнические объединения и этнические разделения.

2) Основа демографической структуры общества – народонаселение, т.е. непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Основными факторами динамики народонаселения выступают уровни рождаемости и смертности. Их соотношение приводит либо к приросту, либо к убыли народонаселения.

3) Поселенческая структура – пространственная форма организации общества, т.е. отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (село, посёлок, город).

4) Основу классовой структуры общества составляет разделение людей на различные общественные классы. Под классом понимают большую группу людей, положение которых связано с правами собственности, отношением к власти и местом в системе разделения труда.

5) Профессионально-образовательная структура отражает степень задействования людей в тех или иных профессиональных сферах, а также уровень интеллектуализации труда.

в) Взаимосвязь и взаимообусловленность общественной жизни людей и жизни природы составляют экологическое бытие общества. Материальное производство и вся жизнь общества возможны лишь при определённых естественных условиях. К таким условиям относится, прежде всего, географическая среда – постоянное и необходимое условие существования и развития общества.

Географическая среда общества – это та часть природы, с которой человек непосредственно контактирует на данном историческом этапе.

Воздействие географической среды на жизнь общества можно проследить по следующим направлениям – географическая среда влияет на:

1) общественное разделение труда, размещение и развитие различных областей производства (скотоводство, земледелие и т.п.)

2) производительность труда

3) развитие способностей человека, стимулируя его в одних случаях и сдерживая в других

4) темпы развития данного общества в целом

5) развитие производственных отношений

6) социально-психологический облик и настрой общества, т.е. на его менталитет.

В последние десятилетия чрезвычайно важную сферу общественной жизни занимает экологическая деятельность в обществе – это деятельность, направленная на сохранение динамического равновесия между обществом и природой, а также на его восстановление, если оно нарушено.

г) Весьма существенную область общественных отношений составляет политическое бытие общества. Оно включает в себя политические институты (государство, партии и т.д.), политические нормы (конституции, законы, уставы и т.д.) и политическое сознание (обыденные политические взгляды, идеи и теории).

Политика –это сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также – это сфера отношений между государствами на международной арене.

С точки зрения политического бытия общества история человечества делится на две стадии: стадию дополитической и стадию политической организации общества. Рубежом между ними выступает возникновение государства. Государство представляет собой политический институт, призванный обеспечить интегрированность общества. Вместе с тем, государство выполняет и специфические задачи тех социальных групп, которые его возглавляют.

Подводя итог анализу структуры общественного бытия можно сделать основные выводы:

1) основу общественного бытия составляет экономическое бытие общества, являющееся сферой материально-практической деятельности людей,

2) т.о. экономический строй общества (систему производственных отношений) можно определить как базис общества,

3) над базисом (своеобразным фундаментом общества) возвышается надстройка, включающая в себя общественное сознание, социальные, экологические и политические отношения, а также закрепляющие их общественные учреждения и организации,

4) взаимодействие базиса и надстройки имеет два основных направления: во-первых – базис, являясь основой, формирует надстройку; во-вторых – оказывает обратное воздействие на базис.

3.

· Общественное сознание – это внутренне субординированная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых закреплены результаты отражения общественного бытия.

Общественное сознание представляет собой не сумму индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление. Как духовная сторона исторического процесса общественное сознание выполняет две функции, внутренне связанные друг с другом:

1) Функция отражения общественного бытия, по отношению к которому оно является вторичным.

2) Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие. Это обратное воздействие осуществляется через деятельность людей и может иметь различный характер – ускорять развитие общества, консервировать его (застой) и может даже способствовать его повороту вспять.

Выделение структурных элементов общественного сознания может быть проведено по разным основаниям:

1) Если основанием служит специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, то мы выделяем формы общественного сознания;

2) Если деление проведено в связи с субъектом сознания, то тогда наряду с сознанием всего общества, можно выделить сознание больших социальных групп и индивидуальное сознание;

3) Если основываться на глубине отражения общественным сознанием социальной действительности, то можно выделить общественную психологию и идеологию.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, традиций, обычаев, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т.д.). Общественная психология формируется непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Не бывает идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер. Понятие «идеология» употребляется и в более узком смысле – как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или косвенно отражающая её коренные интересы.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая – рациональным уровнем сознания (см. материал темы «Познание»).

Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на все его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия, способствует кардинальным его изменениям на основе использования научных данных.

Своеобразным феноменом духовной жизни общества является массовое сознание. По подсчётам социологов, каждый человек является членом как минимум 5-6 только малых и не менее 10-15 больших и средних формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств. Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями и средствами информации (СМИ).

Формы общественного сознания.

Общественное бытие отражается общественным сознанием в различных формах:

- нравственное (моральное)

- эстетическое (художественное)

- религиозное

- политическое

- правовое

- научное

- философское

- экологическое

Общественное сознание характеризуется единством всех многообразных этих форм. Уровни и формы общественного сознания взаимно пересекаются; формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга и влияют друг на друга.

Политическое сознаниеявляется своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому, что в нём отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, т.к. оно ближе стоит к экономическому базису и выражает материальные и политические интересы субъектов. Экономика первична по отношению к политике, но и политика способна оказывать влияние на экономику, поскольку она есть концентрированное выражение экономики.

Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. В свою очередь, политическое сознание может испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки.

Политическое сознание формируется в связи со становлением государственности в обществе, т.е. с возникновением политической системы общества.

Политическое сознание – это система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей. Оно призвано выполнять в обществе прогностическую функцию, оценочную, регулятивную и познавательную. Можно выделить такие уровни политического сознания, как обыденные политические взгляды и политическую идеологию.

Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим, потому что в нём непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп. Оно оказывает значительное влияние и на экономику, и на политику, и на другие стороны социальной жизни.

Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознаётся сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Оно выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции.

Правосознание – это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки, принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия.

Правовое сознание тесно связано со всеми формами общественного сознания, но более всего – с политическим и нравственным, занимая как бы промежуточное положение между ними.

Нравственное сознаниесодержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Содержание норм нравственности отражает мораль. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, ещё в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственные нормы, отражённые в категориях добра, зла, долга, справедливости, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества. Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин – этика. В нравственном сознании можно выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия – это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Важное место в структуре нравственного сознания занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности.

Эстетическое сознаниеимеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые взаимосвязаны. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Оно отражает окружающий мир в художественных образах. В формировании эстетического сознания большую роль играет искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус и творческие способности личности.

Религиозное сознание основывается на религиозной вере. Вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и его отношение к определённым явлениям действительности, присуща всем людям. Вера может быть как религиозной, так и нерелигиозной. Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то. Предметом веры не может выступать независящая от сознания человека объективная реальность, т.е. верят не в объект как таковой, а в те или иные наши представления об этом объекте. Т.о. вера – это элемент человеческого сознания и она непосредственно направлена на те или иные образования сознания: понятия, представления, образы, теории и т.п. При этом предметом веры являются лишь те представления, образы и теории, которые имеют гипотетический характер. Религиозная вера проявляется в религиозных переживаниях и чувствах. В религиозном сознании выделяют два уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию.

4.

Философия истории и общественных процессов анализирует исторический процесс с точки зрения исторического времени, смысла и направленности истории, прогресса и регресса исторического движения и ряда других вопросов исторического плана. Понятие исторического времени и его подлинное осмысление началось сравнительно недавно, с эпохи Нового времени. В традиционных обществах бытие совершается в постоянно воспроизводимых формах и идет кругообразно, циклично, общество как бы стоит на месте, прошлое находится впереди настоящего, устремленность в будущее – историческое время и исторический прогресс, отсутствуют. Христианство заложило основы трактовки истории как единого в своей сущности исторического процесса. У Августина Блаженного (354-430 гг.) прослеживается теократическое понимание смысла и движения истории как реализации божественного замысла и предвидения. История осуществляется от "града земного" к "граду божественному", и закончится этот виток истории вторым пришествием Христа.

Гегель в "Философии истории" определяет историю как спиралевидный виток развития, где история развивается "по спирали" и где она может выступать и как фарс, и как трагедия. История проходит, считал он, ряд этапов: от родоплеменного – к рабовладельческому – теократическому – и демократически-уравнительному периодам. В определенный момент она достигает кульминации своего развития. Образцами общественных культур, по Гегелю, были греческая, римская, германская. Становление истории идет через семью, гражданское общество, правовое государство. Целью истории является наилучшее общественное устройство. Гегель считал таковым современную ему Германию. Маркс и Энгельс всю историю до XIX в. считали концом предыстории и началом бесконечно восходящего процесса совершенного гуманного общества, целью которого являются благо и счастье всех людей. Но такой процесс требует направленности, они и разрабатывали в своей философии истории законы такой направленности: создавали теорию общественно-экономических формаций.

Другие социологи (например, французский социолог и философ Арон (1905-1983)) считали, что никто не может направлять историю. История – результат взаимодействия множества людей, общая равнодействующая разных усилий и интересов. Смысл истории – сам ее процесс, а не определенная цель. В истории нет строгой детерминации (причинности), поэтому результат невозможно прогнозировать.

Перечисление концепций можно было бы продолжить, но все их можно свести в две группы:

Одна рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный всякой логики, закономерностей, какой-то направленности и цели. Бытие как история абсурдно, оно набор разрозненных фактов, субъективных действий, его нельзя познать, а значит, и предвидеть (позиция иррационалистов).

Другая группа концепций видит в историческом процессе логику, считает историю закономерным явлением, переходом от одних форм к другим, исходит из теории прогресса и определенной направленности. Среди второй группы теорий наиболее заметными являются:

1) прогрессистско-формационный и

2) локально-цивилизационный подходы.

Формационный подход связан с разработкой теории общественного, исторического прогресса. Суть прогрессистского подхода заключается в том, что общество и история рассматриваются как ступени, как формы, сменяющие одна другую, причем каждая последующая выше (прогрессивнее) предыдущей. Вообще, теории общественного прогресса появляются в XVII-XVIII вв. (Гердер, Руссо, Кондорсе и др.). Одни высказывались положительно в отношении прогресса всех сфер развития общества, другие считали, что прогресс есть, но не во всех областях жизни. Учение марксизма об общественно-экономических формациях как ступенях поступательного, закономерного, прогрессивного исторического развития окончательно оформило прогрессистско-формационный подход. Главный вывод из этой теории заключается в том, что именно такой исторический процесс рассматривался как единый для всех обществ, универсальный и неизбежный закон истории. Таким образом, вся человеческая история увязывалась в единый ход и единую направленность к одной цели – светлому будущему для всего человечества.

Цивилизационный подход (Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др.) предполагает, что никакой единой всемирной цивилизации и единой истории не существует. История представляет собой наличие отдельных локальных (относительно замкнутых) культур и цивилизаций.

Данилевский считал, что ядро истории – "исторические нации", имеющие собственную идею и задачу, которые годятся лишь для данного народа. Культуры все развиты по-разному: есть далеко ушедшие народы, а есть, находящиеся на обочине истории.

Шпенглер в "Закате Европы" писал, что история – не поступательный процесс, а множество культур, иногда достаточно замкнутых (локальных) и не соотносящихся друг с другом. Некоторые себя осуществили и прекратили свое существование, другие идут к закату, третьи – только начинают свой путь и находятся в зародыше. Внутри культуры проходят одинаковые стадии развития: зарождение, расцвет, закат и умирание. Закат начинается с того момента как культура достигает уровня цивилизации, под которой Шпенглер понимал стадию научно-технического прогресса. Умирая, культура перерастает в цивилизацию. Цивилизация – "массовое" общество: засилье техники, власть вещей над людьми, утрата интеллекта, напряжение, духовная и творческая деградация, и в результате – угроза существованию.

Наши рекомендации