Когда начали использовать стереотипы

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 1286

Школьный конкурс проектных и исследовательских работ

«Будущее Северо-Запада»

Номинация «Искатели»

Направление Социально-гуманитарное

Секцияобществознание

Тема проекта/исследования «Какую пользу приносят стереотипы в современном мире»

АвторСоколикова Екатерина Андреевна

Руководитель работы Константинова Елена Павловна

Москва, 2016 г.

Оглавление.

1.Введение……………………………………………………………… 3

2.Теоретическая часть:

· Что такое стереотип. Виды стереотипов………………………... 4

· Когда и зачем начали использовать стереотипы……………… 5

· Что думают о стереотипах ученые и обыватели……………… 7

· Что положительного в стереотипах. Роль стереотипов в обществе.. 8

3.Практическая часть:

· Провести опрос…………………………………………………… 10

· Провести эксперимент………………………………………….... 12

4.Заключение………………………………………………………….. 17

Введение.

Введение:

Когда мы встречаем незнакомого человека, у нас складывается мнение о нем, на основе стереотипов. Мне стало интересно, какую пользу приносят стереотипы в современном обществе. Первое мнение о человеке, чаще всего ошибочное, но оно очень яркое и оставляет отпечаток на образе человека при дальнейшем общении.

Цель исследования:

1. Определить, какую роль играют стереотипы в современном мире.

Задачи исследования:

  1. Узнать, что такое стереотип, и какие виды стереотипов существуют.

2. Узнать, как давно появилось понятие стереотип.

3. Узнать, как часто мы используем стереотипы в современном мире.

Методы:

1. Сбор и анализ литературы, видеофрагментов.

2. Провести опрос.

3. Поставить эксперимент.

Гипотеза:

Я думаю, что стереотипы приносят вред обществу.

II. Теоретическая часть.

Стереотип.

Стереотип – устоявшееся суждение (на основе нескольких примеров), часто неправильное

Автостереотип– это представление человека о самом себе, а гетеростереотип – мнение о большой группе людей, о национальности или расе. Гетеростереотипы могут меняться в разных социальных группах. Некоторые народы могут считать чрезмерную экономию расчетливостью или бережливостью, а для других это станет проявлением жадности.

Индивидуальные стереотипы относятся только к одному человеку. Они могут быть получены вследствие негативного или положительного опыта. Социальные стереотипы – это довольно обширная категория, сюда входят и политические, и этнические, и гендерные стереотипы, которые сопровождают общество в целом.

Виды стереотипов.

  • Личные. Эти стереотипы человек формирует сам. К ним относятся его различные убеждения, пристрастия – все то, что (по мнению людей) составляет личность, индивидуальность человека, его интересы и широту натуры.
  • Семейные. Семейные стереотипы формируются под воздействием семейных традиций, установок, правил.
  • Общественные. Формируются под воздействием общества и социума.
  • Политика государства формирует государственные стереотипы, религия – религиозные, реклама – потребительские.
  • социальные стереотипы
  • этнокультурные стереотипы
  • стереотипы общения
  • стереотипы восприятия и оценки
  • стереотипы мышления и др.

Когда начали использовать стереотипы.

Стереотипы появились гораздо раньше, возможно даже раньше самого человека. Например, все животные (кроме, пожалуй, умеющих летать) испытывают страх или даже ужас перед большой высотой. Прыжок в бассейн с трех метров относительно безопасен, но попробуйте подойти к краю доски и посмотреть вниз. Как? Надо, как минимум, настроиться на прыжок, но проще развернуться и уйти с вышки. Этот стереотип боязни высоты ооочень древний. Есть и другой: если вы увидите человека с оружием, то вряд ли обычный (не специально обученный) человек будет экспериментировать со своим поведением. Древний стереотип из глубины веков подскажет, что нужно бежать, искать укрытие или сопротивляться, но если останешься, как вкопанный, то...короче, жизнь - в быстром движении. Это не место и не время для исследования взаимосвязей, это опасно!

Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман, который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное Мнение». Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Как правило, общественное мнение просто ставит «штамп» на основе некоторых характеристик. Липпман выделил четыре аспекта (впоследствии появилось много других градаций, которые, тем не менее, во многом следовали идеям Липпмана). Во-первых, стереотипы всегда проще, чем реальность – сложнейшие характеристики стереотипа «укладывают» в два – три предложения. Во-вторых, люди преибретают стереотипы (от знакомых, средств массовой информации и пр.), а не формулируют их сами на основе личного опыта. В-третьих, все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени. Всегда они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать из-за своей принадлежности к определенной группе. В-четвертых, стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказываться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Наши рекомендации