Институты борьбы с международной преступностью. Интерпол
Полицейские власти одними из первых осознали нарастающую опасность уголовной преступности и объединились для совместного противостояния ей. Представители полиции 17 стран, приехавшие по приглашению принца Альберта I в Монако в 1914 г., решили создать централизованную международную полицейскую службу для согласования принципов поимки и выдачи преступников, скрывающихся на территории других стран. Начавшаяся вскоре Первая мировая война помешала реализации этой идеи, и к ней вернулись после ее окончания.
Собравшийся в 1923 г. в Вене Второй международный конгресс полиции решил объединить усилия полицейских властей различных стран и учредил в качестве постоянно работающего органа Международную комиссию уголовной полиции. В телеграфной связи стали использовать слова «интернациональная полиция», или еще сокращеннее – Интерпол. Это название закрепилось за организацией и стало популярным, обрастая всевозможными легендами и мифами, хотя в действительности речь идет о рутиной работе по координации борьбы с уголовной преступностью. Организация была призвана осуществлять «непосредственные межгосударственные контакты полицейских органов по оказанию взаимной помощи без участия дипломатических служб». Они должны были происходить, главным образом, в областях согласования методов идентификации, поиска преступников, их выдачи и централизации информации о преступниках.
Комиссия уголовной полиции функционировала в Вене под руководством полицеймейстера австрийской столицы. Когда после аншлюса Австрии Германией архив и картотека Комиссии уголовной полиции попали в руки нацистов, Комиссия фактически перестала функционировать. В 1946 г. руководители полиции ведущих стран мира на своей встрече в Брюсселе г. решили возродить международную полицейскую организацию на новой основе. А с 1955 г. ООН начала систематически проводит конгрессы по предотвращению преступности и обращению с преступниками, что способствовало усилению внимания и к Интерполу. 10 конгресс состоялся 15 апреля 2000 г. в Вене.
В 1956 г. Устав Интерпола был пересмотрен. Изменились как название международного института (он стал называться Международной организацией уголовной полиции – ICPO), так и его статус. Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную организацию. Число ее членов постоянно растет. Так, на момент образования в Организацию входили 17 государств. В 1955 г их стало 50, в 1985 г. – 130, в октябре 2003 г. – 181.
Согласно Статье 2 Устава Интерпола целями этой организации таковы:
«а) обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции в рамках действующего в их странах законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;
б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предотвращению и борьбе с уголовной преступностью.
На 60 сессии ГА Интерпола в 1991 г. в эту статью были внесены некоторые коррективы. Целями организации объявлены «обеспечение и развитие полицейского сотрудничества между странами для предупреждения международной преступности, передачи правонарушителей в руки правосудия и защиты людей и собственности».
Речь идет, таким образом, не о обще уголовной, а о международной преступности. В «Стратегическом плане развития», одобренном Генеральной Ассамблеей Интерпола в 1997 г. и подтвержденном в 2002 г., ставилась задача «стать выдающейся всемирной организацией, поддерживающей все институты, власти и службы, чьей миссией является предупреждение или расследование международной преступности». В отчете тогдашнего Генерального секретаря Интерпола Р. Ф. Кендалла о деятельности организации за 1998 г. говорится, что «…Интерпол является организацией по оказанию услуг поддержки международному праву… в самом широком смысле».
По мнению многих бывших генеральных секретарей Интерпола (Ж. Непота, А, Боссара и др.), термин «международная преступность» часто используется неверно. Некоторые российские правоведы (И. И. Карпец) считали и считают международную преступность политической. Другие не согласны с этим. Если принять данный тезис, не без оснований считает К. С. Родионов, то Интерпол занимается не своим делом, поскольку Ст. 3 Устава запрещает ему «предпринимать любое вмешательство или действия политического, военного, религиозного или расового характера». После многочисленных дискуссий Интерпол все-таки выработал свое собственное понимание международной преступности, которое изложено в номере журнала международной уголовной полиции, посвященном 50-летию Интерпола (июль 1973 г.). Ее признаками являются:
а) опасность преступления более чем для одной страны;
б) природа совершенного преступления;
в) характеристика преступника или хотя бы одного из участников группы как лица, проходящего по ряду преступлений, совершенных в двух или более странах;
г) поведение преступника или его сообщников.
«При решении вопроса о том, является ли преступление международным, – делает журнал вывод, – информации о самом преступнике придается первостепенное значение».
Интерпол – такая международная организация, которая координирует борьбу с преступностью во всемирном масштабе, но на территории отдельных стран борьба ведется только национальными полицейскими силами и в строгом соответствии с национальным законодательством. Интерполу запрещено вмешиваться в дела политические, военные, религиозные и расовые.
Государства-члены Интерпола руководствуются в своей деятельности рядом общих принципов. Ими являются:
• взаимное сотрудничество;
• суверенное равенство всех членов Организации;
• невмешательство во внутренние дела друг друга;
• привлечение к сотрудничеству других правоохранительных органов государств (суда, прокуратуры, таможенной и миграционной служб).
Считается, что любой орган полиции или уголовного преследования может извлечь из такого сотрудничества пользу, поскольку оно содействует предупреждению и искоренению преступности.
Реализации задач Интерпола призваны способствовать предусмотренная его Уставом структура руководящих органов (Схема 7). Важнейшими из них являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро (НЦБ).
Генеральная Ассамблея (ГА) – высший совещательный орган, в котором представлены все государства-члены Интерпола. Созывается она один раз в год. Здесь принимаются все основные решения, определяющие политику и практику организации, формируются руководящие органы, согласовываются программы действий и решаются финансовые вопросы. Все решения ГА принимаются большинством голосов.
Исполнительный комитет, избираемый Генеральной Ассамблеей из представителей государств-членов сроком в 4 года, состоит из 13 человек во главе с Президентом Организации. Он руководит работой Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, следит за выполнением решений руководящих органов и держит постоянный контакт с Генеральным секретарем Интерпола. В помощь ему избираются 3 вице-президента. Срок их нахождения на должности составляет три года без права переизбрания подряд. Исполнительный Комитет собирается на свои заседания три раза в год. Он готовит повестку дня сессий ГА, утверждает программы действий, составляет проект бюджета и контролирует деятельность Генерального секретариата.
Это постоянно работающий административный орган, проводящий в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета. Он аккумулирует всю информацию о преступниках и преступлениях, организует и координирует все практические действия по борьбе с международной преступностью. Генеральный секретариат осуществляет постоянные контакты с полицейскими властями других стран. Возглавляется этот орган Генеральным секретарем, назначаемым Генеральной Ассамблеей сроком на пять лет и ответственным перед ней и Исполнительным комитетом. Генеральный секретарь формирует штат технического и административного аппарата, призванного организовать работу секретариата.
В Статье 5 Устава Интерпола предусмотрены органы, которых не существует в других международных институтах. В частности, каждое государство, вступающее в Интерпол, обязано создать в своей полицейской службе особый орган – Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола.
Первоначально НЦБ входило в структуру Интерпола. Оно должно было представлять Интерпол в своей стране, выражать его интересы, добиваться активного участия национальных полицейских сил во всех акциях Интерпола, проводить в жизнь решения его Генеральной Ассамблеи. Но вскоре стали очевидными многочисленные обстоятельства, затруднявшие международное сотрудничество в борьбе с преступностью. К ним относятся: особенности организации полицейских сил в различных странах, когда трудно определить, кто конкретно занимается проблемами, представляющими интерес для Интерпола; многоязычие народов, затрудняющее быстрое общение и координацию; разнообразие правовых систем мира, когда одни и те же деяния в разных странах оцениваются по-разному. Учитывая все это, на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в Уругвае в 1991 г. было решено изменить статус НЦБ и осуществить соответствующую редакцию его 5-й Статьи.
Отныне НЦБ стало постоянным полицейским (милицейским) органом государства, призванным осуществлять международное сотрудничество в области борьбы с уголовной преступностью. Этот орган наделен достаточно широкими полномочиями для того, чтобы он мог оперативно реагировать на любые запросы Генерального секретариата и НЦБ различных стран. Национальные центральные бюро действуют строго в рамках национального законодательства. Основные функции НЦБ сводятся к следующему:
· сбор документов и данных о преступлениях, передача их Генеральному секретариату и другим НЦБ;
· проведение полицейских операций на своей территории по просьбе НЦБ других стран;
· получение информации от НЦБ других стран, ее проверка и ответы на запросы;
· передача запросов судебных и полицейских органов своей страны полицейским органам и НЦБ других стран;
· участие в сессиях ГА, где национальная делегация возглавляется руководителем НЦБ;
· выполнение решений Генеральной Ассамблеи Интерпола.
Национальные центральные бюро, как правило, общаются непосредственно между собой и информируют Генеральный секретариат о всех совершенных на территориях их государств преступлениях, а также координированных операциях. Днем и ночью они могут получать информацию из Автоматизированного центра расследований (АЦР) в штаб-квартире Интерпола, где собраны голоса, снимки, изображения преступников, отпечатки их пальцев и многое другое. Так, в 2000 г. база данных Интерпола содержала информацию о 165 тыс. международных преступниках, 43 тыс. изображений, включая фото и отпечатки пальцев. В 1990-е гг. ежегодные запросы полицейских властей мира друг к другу составляли около 2 млн. в год. В1997 -2001 гг. их число возросло на 44 % и составило более 2700 тыс.
Постоянная комиссия по информационной технологии, состоящая из технических экспертов, представляющих разные НЦБ, встречается два раза в год и вырабатывает советы, рекомендации Исполнительному Комитету относительно новых технологий, представляющих интерес для Интерпола.
В Интерполе имеется штат советниковиз числа высокоавторитетных специалистов своего дела, которые назначаются на должность Генеральной ассамблеей сроком в три года. Их задача – консультировать Интерпол по тем или иным вопросам его компетенции.
Общая администрация Интерпола разделена на несколько отделов. Первый отдел занимается всей организационно-технической работой (подготовка сессий ГА, всевозможных встреч в Интерполе, переводы документов с языка на язык, печатание, рассылка и т. п.). Второй отдел ответственен за сбор информации и разрешение международных криминальных дел. Все данные о международных преступниках и их преступных деяниях, следы преступлений и преступников собраны в особый электронный архив, доступ к которому по особой линии связи имеют все НЦБ. Есть также Отдел связи и криминальной разведки, состоящий из Европейского бюро связи, Регионального бюро координации и четырехподотделов, каждый из которых занимается специальными видами преступности (организованной преступностью и терроризмом, экономическими и финансовыми преступлениями, распространением наркотиков). В 1993 г. созданСектор анализа криминальной разведки, которая должна снабжать государства-члены Интерпола рекомендациями о том, как использовать электронные и прочие каналы информации.
В целях усиления сотрудничества для борьбы с преступностью в Европе решением 54-й сессии ГА Интерпола (1985 г.) при Генеральном секретариате создан Европейский секретариат. А три года спустя, в 1988 г. на этот секретариат были возложены функции Европейского бюро связи. В 1994 г. в связи с возрастанием активности Интерпола на всех континентах мира были учреждены Региональные бюро координации. В их задачу входят: определение региональных элементов в структуре полицейского сотрудничества, которые могли бы эффективно использоваться и в других регионах; содействие созданию в регионах таких структур, как Европейская комиссия Интерпола и Европейское бюро связи; улучшение форм полицейского сотрудничества в регионах и т. д.
В целях более тесной координации с учетом региональных интересов Интерпол учредил несколько Субрегиональных бюро (для Юго-Восточной Азии в Бангкоке, для Южной Америки в Буэнос-Айресе и для Западной Африки в Абиджане).
Третий отдел занимается правовыми вопросами. В его задачу входят: выработка рекомендаций о деятельности Интерпола, о международных полицейских операциях; составление проектов соглашений с государствами и международными институтами, резолюций ГА; подготовка контрактов; обслуживание Контрольного бюро для внутреннего надзора за архивами Интерпола; издание журнала международной уголовной полиции (2 раза в год); подготовка международных симпозиумов и др.
Определяющими в деятельности Интерпола являются международный розыск, уведомления, запросы. Интерпол признан официальным каналом передачи просьб государств о временном аресте в соответствии с такими двусторонними и многосторонними соглашениями, как Европейская конвенция о выдаче, Конвенция экономического сообщества западноафриканских государств о выдаче, типового договора ООН о выдачеи др.
Розыск преступников начинает страна, закон которой в результате совершения преступления оказался нарушенным. Она направляет просьбу о розыске в НЦБ страны, где преступник предположительно скрывается. НЦБ проверяет запрос с точки зрения его соответствия Статьям 2 и 3 Устава Интерпола, после чего информирует обо всем Генеральный секретариат. Законным основанием для такого запроса является решение судебных властей страны об аресте преступника с указанием оснований, по которым вынесено такое решение.
Получив эти данные, Генеральный секретарь составляет так называемый розыскной циркуляр на бланке со символикой Интерпола в правом верхнем углу на красном фоне. Его копии с фотографией и снимком отпечатков пальцев руки рассылаются во все НЦБ. Получив розыскной циркуляр, НЦБ проверяет его на предмет соответствия национальному законодательству и, в случае положительного исхода, принимает решение об объявлении розыска на территории страны, давая полицейским силам распоряжение о начале розыска.
При обнаружении преступника, он задерживается; в суд подается ходатайство о его аресте с целью выдачи. Если суд откажет в разрешении на арест, наблюдение за преступником продолжается. Об обнаружении преступника, произведенном аресте или продолжающемся наблюдении сразу же информируется НЦБ страны, возбудившей ходатайство, а тот, в свою очередь, Генеральный секретариат.
НЦБ немедленно информирует соответствующие власти своей страны о задержании преступника. Последние должны в установленные сроки представить стране, где задержан предполагаемый преступник, все необходимые документы и убедительные свидетельства виновности обвиняемого. В экстренных случаях страна может посылать запросы по радио с просьбой временного ареста того или иного лица с целью его выдачи непосредственно государствам-членам Интерпола. Но такие обращения имеют меньше значения, чем «красный циркуляр», поскольку в этом случае отсутствует полная информация (фотографии и отпечатки пальцев), необходимая для надежной идентификации и вынесения решения судебными властями.
В случаях, когда человек только подозревается в совершении преступления или страны не имеют между собою договора о взаимной выдаче преступников, объявляется розыск с целью определения местонахождения преступников и наблюдения за ними. В этом случае Генеральный секретарь заполняет «зеленый циркуляр». К циркуляру прилагаются все необходимые сведения, фотография преступника, отпечатки пальцев и обращение к НЦБ с просьбой взять его под наблюдение. В случаях, когда нужно обнаружить местонахождение подозреваемого в совершении преступления, применяется «синий циркуляр». Установление местонахождения подозреваемого необходимо, чтобы задать ему вопросы по уголовному делу.
Розыск пропавших без вести, особенно детей, ведется по «желтому циркуляру», а оповещение о нахождении неопознанных трупов – по «черному циркуляру».
Соотношение типов запросов в процентах от всех запросов выглядит следующим образом (Схема 7):