Как составить хорошее резюме

Вы уже провели анализ своих потребностей и возможностей сформулировали цели, выбрали желаемую сферу деятельности подобрали более конкретные варианты подходящей для вас работы,

Поздравляем, теперь вы готовы к написанию резюме.

Само по себе резюме, даже самое хорошее, никому работы не дает. Но оно дает вам шанс выделиться в noтоке информации попадающей в компанию или в кадровое агентство. Хорошо составленное резюме увеличивает ваши шансы заинтересовать работодателя своей кандидатурой и получить приглашение на личное собеседование. Каким должно быть резюме, чтобы успешно решить эту задачу?

Прежде чем приступить к написанию резюме, следует определить его тип.

Резюме бывает трех типов.

Хронологическое - представляет ваш послужной список и трудовые достижения в хронологической последовательности (прямой и обратной). Самый распространенный сегодня тип и самый привычный для работодателей. Преимущество - дает удобную картину вашей трудовой биографии. Недостаток - нельзя переставить выгодный для вас эпизод биографии на луч­шее место.

Функциональное - представляет ваши профессиональные навыки, опыт и достижения, а не конкретный перечень работ. Недостаток - многие работодатели относятся к этому типу ре­зюме с предубеждением. Им важно знать еще и процесс разви­тия вашей карьеры.

Комбинированный - обладает признаками выше перечислен­ных, не только демонстрирует вашу квалификацию и достиже­ния, но и позволяет получить четкое представление о вашей трудовой биографии.

Единого стандарта для составления резюме не существует. Наиболее привычным для кадровиков является краткое (на 1 -2 страницы) резюме, составленное по хронологическому прин­ципу.

Есть несколько главных требований, выполняя которые вы делаете свое резюме более эффективным. Это:

1. Целенаправленность. Хорошо, если из резюме легко по­нять, на какую работу вы претендуете, и почему вас могут рас­сматривать как достойного кандидата для этой работы. Для этого желательно вводить в резюме раздел «Цель», а при описании опыта работы конкретно показывать ваши функции и достижения.

2. Удобство восприятия резюме. У человека, просматрива­ющего пачку резюме, для первичного ознакомления с каждым из них обычно есть 1-2 минуты. После этого резюме будет либо отобрано для более детального изучения и возможной работы с вами как с кандидатом, либо отправлено в базу данных (в луч­шем случае), либо выброшено. Для удобства восприятия резю­ме должно быть хорошо структурированным, достаточно круп­но и красиво отпечатанным или разборчиво написанным, а так­же не содержать второстепенных сведений и подробностей (на­пример, о родителях, вероисповедании и т.д.).

3. Культура составления и оформления. Грамматические ошибки, корявый язык, опечатки, рукописное оформление и другие подобные изъяны не делают чести автору резюме. При прочих равных условиях в первую очередь заинтересуются тем кандидатом, чье резюме культурно оформлено. (Если с вышеперечисленным не повезло, попросите кого-то выполнить эту задачу за вас).

Неудачные резюме обычно является результатом несоблю­дения указанных выше основных требований. Приведем не­сколько типичных ошибок:

Излишне объемное резюме. Если вы представляете резюме не по предварительной договоренности, а в ответ на объявле­ние о вакансии, то идеальным объемом является одна страни­ца. Для специалиста с большим опытом и длинным послуж­ным списком допустимы две страницы. Резюме в три-четыре страницы может быть правильные при отправке по конкрет­ной предварительной договоренности.

Рукописное резюме. Если вы претендуете на получение пре­стижной и высокооплачиваемой работы, вы обязаны найти воз­можность красиво отпечатать ваше резюме. Не пройдя этого теста, вы вряд ли будете рассматриваться как серьезный кандидат. Грубой ошибкой следует считать представление в компа­нию или кадровое агентство заполненного от руки бланка ан­кеты, полученного совсем в другом месте (например, вырезан­ного из газеты).

Резюме, являющееся выпиской из трудовой книжки. Под­робно перечисляются все предприятия и должности, даже све­дения о занесенных в трудовую книжку благодарностях. И ни­чего о конкретной работе и достижениях. А именно эти сведе­ния из резюме характеризуют квалификацию претендента и являются очень важными для работодателя.

Основные разделы резюме.

Анкетные данные. Данный раздел является заголовком ре­зюме.

В первую очередь напишите фамилию, имя, отчество, адрес, номер телефона. Данные помещаются вверху страницы, выравниваются по центру или по левому краю. Чтобы выделить их из основного текста, можно применить:

• более крупный шрифт (примерно 18-20);

• полужирный шрифт основного размера (14);

• набрать весь текст прописными буквами;

• набрать прописными буквами только фамилию, имя отчество.

Не стоит указывать номер рабочего телефона (даже если вы сейчас работаете, и ваше руководство знает о том, что вы ищете новую работу).

Цель.Как правило, это предложение, в котором излагается на какую именно должность или рабочее место вы претендуете.

Это очень важная часть документа. Когда в компанию или агентство приходит резюме, то сотруднику (часто секретарю) нужно быстро определить, в качестве претендента на какую должность может рассматриваться автор резюме. Если это ука­зано, то меньше шансов, что резюме окажется нерассмотрен­ным. Также проще поместить такое резюме в базе данных для рассмотрения в будущем.

Опасно в разделе «Цель» указывать много существенно раз­личающихся вариантов возможной работы. Это плохо смотрится (человек сам не знает, в чем он специалист). В случаях, когда человек по своему опыту может обоснованно претендовать на существенно различные должности, лучше составить разные варианты резюме.

Все, что написано в резюме после раздела «Цель» должно являться обоснованием того, что человек является действитель­но сильным и интересным кандидатом на ту работу, которая указана в разделе «Цель».

Раздел имеет смысл включать в резюме только в том случае, если вы хотите получить конкретное рабочее место.

Не стоит включать этот раздел также в том случае, если вы собираетесь пользоваться единственным вариантом резюме, рассылая его в различные компании, предлагающие самые раз­нообразные вакансии.

Квалификация.Одно или несколько предложений, обобща­ющих основные моменты вашей профессиональной (трудовой) биографии, квалификации или каких-либо особенностей, на ко­торых вы хотите акцентировать внимание работодателя. Этот раздел поясняет, что вы можете предложить работодателю.

Образование.При написании данного раздела вы должны учитывать два основных момента. Первое - как давно вы полу­чили свое образование, и второе - насколько полученное вами образование связано с тем видом деятельности, которым вы собираетесь заниматься.

В этом разделе не обязательно придерживаться прямого или обратного хронологического порядка. На первое место следует поставить то образование, которое является основным с точки зрения сформулированной выше цели.

Записи должны быть четкими. Из них должно следовать не то, что вы где-то учились, а то, что вы закончили обучение и получили конкретный диплом (для основного образования)

Что касается дополнительного образования и повышения квалификации (курсы, тренинги и т.п.), то указывать следует только то, что соответствует цели. Не обязательно каждый тре­нинг выписывать отдельной строкой, не нужно увлекаться точностью и конкретизацией. Но показать наличие дополнитель­ного образования целесообразно.

Это раздел должен содержать сведения о квалификации, при­своенной по окончании учебного заведения, о специальности (если она имеет непосредственное отношение к желаемой ра­боте), о достижениях, связанных с учебой.

Если вы недавно окончили учебное заведение и не имеете достаточного опыта работы, данный раздел следует поместить перед разделом «Опыт работы».

Опыт работы.Это ваша профессиональная, или трудовая биография. Перечень видов деятельности, которыми вам при­ходилось заниматься, а также сфера ответственности и общие обязанности, связанные с этими видами деятельности.

Этот раздел несомненно важнейшая часть резюме, поэтому ему следует уделить особое внимание. Работодатели в большин­стве случаев склонны рассматривать кандидата с точки зрения того, носителем какого конкретного опыта он является. Стало общепринятым описывать опыт в обратном хронологическом порядке, то есть, начиная с последнего места работы.

Наиболее типичная ошибка составителей резюме заключа­ется в том, что раздел «Опыт работы» является не более чем выпиской из трудовой книжки. Здесь важно указать, чем зани­малась компания (особенно, если это не следует из названия или если компания не является общеизвестной). Также важно дать краткое описание того, в чем заключались ваши конкрет­ные функции, каковы были ваши результаты и достижения. Даже, если вы обязаны соблюдать коммерческую тайну, можно найти способ отразить это без нарушения обязательств.

Указывать мотивы увольнения не обязательно. Но во мно­гих случаях это облегчает понимание того, как складывалась карьера человека.

В раздел «Опыт работы» можно вписывать и то, что не отра­жено в трудовой книжке, но реально имело место и может быть подтверждено другими способами, например, проверкой отзы­вов о вашей работе.

Каждый пункт раздела должен содержать следующую инфор­мацию:

• название должности (если таковое было),

• название компании (а также города),

• календарный период пребывания в этой должности (для ре­зюме хронологического и комбинированного типа),

• ваша общая сфера ответственности и важнейшие обязанности,

• ваши достижения

Дополнительные сведения. Помимо того, что приведено в прилагаемом образце резюме, можно указать и другие сведе­ния, которые могут позитивно заинтересовать работодателя или агентство. Например, личностные качества, готовность к рабо­те с ненормированным рабочим днем и командировками, на­личие деловых связей и др.

Общая информация. Дату и, тем более, место рождения ука­зывать не обязательно. Но многие российские кадровики и ру­ководители считают это важным.

В общей информации можно также сообщить о своем семей­ном положении. Особенно важно это для женщин. Не секрет, что многие компании осуществляют дискриминацию по полу и семейному положению. В какой-то мере настороженность по­тенциального работодателя может снять такая, например, за­пись: «Семейное положение: замужем, сыну 1 год, есть бабуш­ка, больничные листы по уходу за ребенком не требуются».

Иногда в резюме можно указать, кто готов дать отзыв о ва­шей работе. Но это не обязательно. Возможность проверки от­зывов обычно подразумевается как нечто само собой разумею­щееся.

Оформление. Резюме должно быть четко и красиво отпеча­тано, чтобы его удобно было читать. Не следует увлекаться де­тализацией и делать резюме объемным. Для молодого специа­листа целесообразно уложиться в одну страницу, для специалиста с большим опытом - не более двух, как правило, Исполь­зуйте один шрифт одного размера, без завитушек (резюме не свадебное приглашение). Выделение жирным шрифтом и под­черкиванием необходимо свести к минимуму (например, мож­но выделить названия разделов резюме и названии мест рабо­ты). Цвет шрифта должен быть черным, бумага - белой

Внимание - оплата труда! Работодатель предлагает вам за­полнить анкету, содержащую, в том числе и вопрос об оплате труда. Отказаться от заполнения или не отвечать на данный вопрос анкеты невозможно. Но ожидаемую оплату можно и не указывать, особенно, ели вы только приступаете к поиску работы. Перечисленные ниже принципы подходят как для анкеты, так и для резюме.

• Есть смысл указывать ее в тех случаях, когда вы считаете себя конкурентоспособным на рынке труда, когда вы уверены в активном отклике на свое резюме и хотите освободить себя от траты времени на рассмотрение малоинтересных вариантов. Откликов на резюме с указанием зарплаты будет меньше, но ими в большей степени будут соответствовать вашим ожиданиям.

• Рассылая резюме без указания ожидаемой оплаты, вы получаете возможность совместить поиск работы с исследованием реального уровня оплаты труда на сегодняшнем рынке. По­лученная таким образом информация, достовернее того, что вы можете найти в средствах массовой информации.

• Если вы решили указывать оплату труда в резюме, то давайте нижнюю границу (от...), с которой вы готовы начать, если работа соответствует другим вашим требованиям. В случае если дело дой­дет до предложения выходить на работу, то всегда можно найти моменты, по которым реальная работа не вполне соответствует вашим требованиям, и, отталкиваясь от этого, вести торг.

Вопрос о зарплате весьма непростой, поэтому по возможно­сти отложите эту тему на возможно более поздний срок.

Составив вариант резюме, попробуйте войти в роль потен­циального работодателя и посмотреть на ваше резюме его гла­зами. И, возможно, вам станет ясным, как улучшить резюме и сделать его более эффективным.

Образец резюме:

Наши рекомендации