Жалоба и средства судебной защиты против жалобы в делах, возникающих из административно-правовых отношений
В качестве средства судебной защиты интересов заявителя в делах, возникающих из административно-правовых отношений, выступает жалоба.
Жалоба – обращение в суд с просьбой о защите нарушенных актом административного правоприменения, вынесенного в отношении заявителя, его субъективных прав или интересов одним из способов, предусмотренных законом (ст. 340 ГПК).
Жалоба как средство защиты состоит из трех элементов: предмета, основания (мотивов) и содержания. Предметом жалобы выступает возражение (несогласие) заявителя против действий (бездействия) государственного органа, организации или должностного лица, принятого в административном порядке, их оспаривание.
Основаниями (мотивами) жалобы являются юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий государственных органов, организаций или должностных лиц. Среди юридических фактов основания жалобы имеются как материально-правовые, так и административно-процессуальные факты. К иным обстоятельствам, свидетельствующим о незаконности или необоснованности действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, относятся неправильное применение норм материального права или порядка административного правоприменения, все разновидности необоснованности – неполное выяснение обстоятельств, имеющих юридическое значение, недоказанность этих обстоятельств, несоответствие выводов обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Содержание жалобы составляют истребуемые заявителем средства защиты (просьба о признании действия (бездействия) неправомерным, а также о его отмене, изменении либо установлении обязанности его совершить).
При рассмотрении жалобы заявители, а также государственные органы, организации или должностные лица пользуются общими правами и обязанностями юридически заинтересованных в исходе дела лиц, предусмотренными ст. 56 ГПК. Заявитель, кроме того, обладает правом полностью или частично отказаться от жалобы, изменить или дополнить мотивы жалобы в пределах обжалуемого действия. Распоряжение средствами защиты заявителя ограничены пределами того действия государственного органа, организации или должностного лица, с которыми выражено несогласие в жалобе. Государственные органы, организации, должностные лица выразили свою правовую позицию в принятом акте, законность и обоснованность которого они обязаны доказать в суде.
Средствами защиты против жалобы являются возражения (материальные и процессуальные) государственных органов, организаций или должностных лиц, действия (бездействие) которых обжалуются.
Материальными возражениями не только опровергаются мотивы жалобы, но и по существу отстаивается правовая позиция, выраженная в действии (бездействии).
Процессуальные возражения направлены на окончание дела без вынесения решения. Кроме оснований, общих для всех гражданских дел (неподведомственность суду, несоблюдение досудебного порядка), закон (ст. 164, ст. 165 ГПК) допускает специальное основание для окончания дела без вынесения решения – возникновение спора о праве, подведомственного суду, между заявителем и заинтересованным лицом.
Государственные органы, организации и должностные лица вправе как возражать против жалобы, так и полностью или частично признать жалобу в случаях, когда они в пределах своей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое действие или заново его совершить.
Заинтересованные лица в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, занимают самостоятельную правовую позицию и вправе возражать против жалобы. Их возражение, направленное на заявление спора о праве, после оставления жалобы без рассмотрения может обусловить использование исковой формы защиты против заявителя. Иск в этом случае может заявляться любой стороной в споре, т.е. и заявителем.
Наличие или отсутствие указанного возражения не влияет на осуществление обязанности суда оставить жалобу без рассмотрения.