Счастье человека, как смысл, цель и ценность политики

В.А.Ганзен, последователь акад. Ананьева Б.Г., разработал «метод базисов», который можно применить для описания счастья человека, как смысла, цели и ценности политики. Он считал, что: «Психические явления связаны с определенной системой координат субъекта, свойства пространства и времени отражаются субъектом, его деятельность протекает в четко фиксированных пространственно-временных границах. В каждом психическом явлении может доминировать либо время, либо пространство. Например, в зрительном восприятии и внимании доминируют пространственные характеристики, а в слуховом восприятии и памяти — время. Такое понятие, как скорость перемещения, объединяет в себе и пространственные, и временные характеристики явления.

Для универсального описания психики человека он ввел Пентабазис СПВЭИ,состоящий из четырех рядоположных понятий (пространство, время, информация, энергия) и одного объединяющего (субстрат). Тетрада ПВЭИ естественным образом распадается на две диады: пространство—время (ПВ) и энергия - информация (ЭИ). Пространство и время являются объективными формами существования материи, информация и энергия — объективными условиями существования движения.

Применив кодирование положением на плоскости, пентабазис можно представить в виде вербально-графического высказывания (Рис 1.1.):

счастье человека, как смысл, цель и ценность политики - student2.ru

Рис 1.1. Макроструктурное психологическое описание человека (В.А.Ганзен, 1985).

Сами по себе психические процессы, особенности и свойства, состояния, приведенные в описании В.А.Ганзена – только лишь психические механизмы, характерные для любого человека: здорового или нездорового, образованного или необразованного, счастливого или несчастливого – они не имеют содержания. Дифференциация людей начинается с наполнения содержанием механизмов памяти, мышления, характера и других 16 переменных описания В.А.Ганзена. А интегральным показателем «человеческого состояния» является «мера счастья» каждого человека, которое обнаруживается в переживании им полноты бытия, связанного с самоосуществлением.

Человек совершенно счастлив, если самоосуществляются все 16 переменных его психики. Например, должны самоосуществиться его мышление, или воля, или опыт в форме признания, принятия, применения его достижений в профессиональной, в общественной, в личной жизни. В этом случае продукты его ума, воли, характера в виде изобретений, произведений, достижений в труде в личных отношениях обретают потребительную стоимость: их покупают, принимают в дар, ими пользуются, за них благодарят и т.д. Человек счастлив – он понят, принят, признан.

Но человек несчастлив, если по внутренним или внешним причинам, часть переменных не самоосуществляются. Внутренние причины – или отсутствие содержания, которое должно самоосуществиться (он необразован, невоспитан, неумел, неактивен). Или есть внутренние психологические барьеры препятствующие самоосуществлению: застенчивость, скромность, неадекватность поведения. Внешние причины – это непринятие людьми самоосуществляющегося содержания некоторых из 16 переменных психики человека в форме, например, отказа в работе, публикации, любви и т.п. Или это прямой запрет на такое самоосуществление в форме, например, тюремного заключения, изгнания и т.п. Государство в зависимости от своих целей или облегчает, или затрудняет самоосуществление индивидных свойств человека (нейродинамика, половые, возрастные, конституция), субъектных свойств (воля, мышление, аффект, перцепция), его личностных свойств (направленность, способности, темперамент, характер), свойств его индивидуальности (опыт, индивидуальная история, продуктивность, особенности).

В психологии счастье – это психологическое интегральное ощущение человека, которое и является объектом воздействия политики на сознание и поведение человека. Например, политика делает людей несчастными, объявляя войну, т.е. отрывая человека от любимых людей, перспективной работы, увлекательных замыслов, комфортного окружения. Или общество наказывает виновного человека заключением в тюрьму, фактически – это наказание «невозможностью самоосуществиться», а значит «сокращением переживания полноты бытия», а значит – «несчастьем». Адекватная политика за счет расширения личностных, экономических, политических свобод создает условия для самосуществления человека такого масштаба, что у него нарастает переживание полноты бытия, т.е. – счастья.

Любая психологическая работа с человеком, будь то в сфере клинической психологии, педагогической или психологии труда, неизбежно сталкивается с «несамоосуществившейся психической функцией», которая и делает человека пациентом, клиентом, консультируемым, обучаемым и т.п. И любая психологическая коррекция клиента заключается в обнаружении «несамоосуществившейся функции» и создании психологом условий для ее самоосуществления. Но главной проблемой для самоосуществления человека является политика – она решает кому, где, как жить, чем заниматься. Если политика манипулирует ощущением полноты бытия за счет сокращения или увеличения свобод, то она и порождает политического человека, который хочет быть счастливым, но ощущение полноты бытия, т.е. счастье, находится в компетенции власти. В этом тайна политической психологии.

Категория счастья, к сожалению является мало исследованной психологической реальностью. Главным в проблеме счастья является то, что оно играет роль аккумулятора, который «дает искру» для активности, труда, работы, деятельности. Именно счастье обеспечивает то, что психологи именуют «подъемом жизненных и творческих сил». Несчастье делает человека уязвимым для болезней, психических отклонений, вытеснения из общества, из жизни. Переживание мгновений счастья, хотя бы краткое и редкое, «заряжает психологический аккумулятор», поднимающий жизненные силы человека.

Счастье - труднодостижимое переживание, не все его достигли, и поэтому многие отрицают то, чего не достигли и не пережили. Не достигли потому, что счастье можно пережить только в момент наивысшего напряжения всех сил личности: в труде, в бою, в поиске истины, в интимной жизни. Счастье возможно только при наличии у человека объекта, ради которого он готов на запредельное напряжение ума, мышц, воли, терпения. Те, кто избегают предельного напряжения, как неприемлемого, переживания счастья никогда не испытают. Более того, признаком счастья является готовность к страданию, что совсем противоречит порочному его пониманию, как «ощущению наивысшего довольства чем либо». Только счастливый человек готов жертвовать жизнью, терпеть невыносимую боль, отказываться от наслаждения ради источника своего счастья. Все достижения, все подвиги совершили счастливые люди: Ян Гус и Николай Коперник пошли на костер ради открывшейся им истины. Родители отдают жизнь, защищая своих детей. Примеров тьма. Наверное это имел ввиду И.С. Тургенев, когда писал: «Хочешь быть счастливым? Научись сперва страдать».

Известно, что счастьем нельзя владеть – оно обязательно предмет для передачи, и у него нет другого предназначения. Человек счастлив лишь в тот момент, когда он «передает» другому человеку свое переживание счастья, которое он испытывает. Счастливый человек всегда сожалеет, что другой человек не может разделить с ним наслаждения от созерцания необыкновенного пейзажа, высоты полета, вида глубин океана, проникновения в тайну природы, восторга от победы в поединке и т.п. Человек, ощутивший наслаждение от чего либо, немедленно утрачивает его, если не пытается поделиться им с другим человеком. Поэт М.Светлов говорил: «И если не радость и счастье, то что же мне людям дарить?».

Известно, что счастье, превращенное в удовольствие, теряет свой смысл и свою силу. Счастье появляется всегда не потому что, что к нему стремятся, а потому, что оно является естественной «платой» за предельное усилие ради кого либо. Еще Ст. де Буфле писал, что удовольствие – это счастье глупцов. Сенека предупреждал, что чем больше стремишься к счастью, тем больше от него отдаляешься. К.Бальмонт писал, что счастия искали, счастья не нашли. О.Хаксли говорил, что счастье возникает, как побочный продукт. Как кокс при производстве металла. Спинозе принадлежит мысль, что счастье – это не награда за добродетель, а сама добродетель.

Но счастье – интегральный показатель эффективного состояния человека, которое формируется четырьмя дифференциальными переживаниями: как а) индивид, когда он испытывает любовь; б) субъект – когда он создает своим трудом потребительную стоимость; в) личность – когда он обладает верой в истинность стратегии своей жизни, г) индивидуальность, когда он обладает надеждой, выстраданной им в интеллектуальных поисках. Поэтому политика манипулирует не напрямую переживанием счастья, а косвенно, через нагнетание любви или ненависти (обобщенный показатель самоосуществления индивида), через возможность трудиться или лишение работы (обобщенный показатель самоосуществления субъекта), через укрепление веры людей в человека и общество или ее уничтожение (обобщенный показатель самоосуществления личности), через формирование у человека надежды на лучшее будущее или ее разрушение (обобщенный показатель самоосуществления индивидуальности).

Любовь – государственный ресурс, потому что только она дает человеку бесстрашие в войне, неутомимость в труде, изобретательность в науке, стойкое продолжение своего рода. Фундаментальность любви доказывается в 1-м Послании Св. Павла коринфянам. Им сказаны чрезвычайные слова: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так - что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто». Но любовь для очень многих людей и для воплощения в политике, труднодостижимая мечта. При всей кажущейся простоте вопроса, Св. Павел перечисляет условия существования любви: «любовь 1) долготерпит, 2) милосердствует, 3) любовь не завидует, 4) любовь не превозносится, 5) не гордится, 6) не бесчинствует, 7) не ищет своего, 8) не раздражается, 9) не мыслит зла, 10) не радуется неправде, 11) а сорадуется истине; 12) все покрывает, 13) всему верит, 14) всего надеется, 15) все переносит…» Очевидно, что неисполнение только одного условия, перечисленного Св.Павлом, превращает любовь в пустое слово, в ложь, в свою противоположность – в ненависть.

В.Г.Лейбниц утверждал, что любовь – это склонность находить удовольствие в благе, совершенстве, счастье другого человека. Или склонность соединять благо другого человека с нашим собственным благом. В своем письме Мальбраншу, он писал: «Быть справедливым, значит быть милосердным, но так, чтобы это согласовывалось с мудростью. Мудрость есть знание о высшем благе. Милосердие – это всеобъемлющее благорасположение. Благорасположение – это привычка любить.» (12-13.03.1699). Понимание смысла такого высказывания – экзаменационный вопрос для политика, намеренного повлиять на политическое поведение масс людей.

Другим, не менее грандиозным, но очень тонким инструментом политики, является вера (самоосуществление личности). Политика или разрушает веру человека во что-то, или созидает ее, как основу его жизни. Это чрезвычайно важно, потому что человек живет только до момента (!), когда он верит в нечто: в другого человека, в идею, в обстоятельства, в судьбу и т.д. Разрушение его веры в первое, второе, третье – это как обрыв строп парашюта, это обрыв связей человека с жизнью. Чтобы жить, стремиться, бороться, человек верит в очень небольшое число житейских констант: 2. 3, 9, может быть. Знаменитая «Личность» в психологии - это социальный костюм, одетый на «скелет и мышцы» веры человека. Человека опознают как личность издалека не по одежде, а по особой уверенной стати, динамике движения, которую ему придает вера, определяющая силу и влияние его личности. Именно вера обнаруживается за каждым словом, движением, поступком личности.

Значение веры для политики известно со времен богословских споров. Содержание богословских дискуссий были, по существу, спорами о том, чем руководствоваться человеку в поисках своего места в жизни, и какие механизмы задействовать в политической жизни. Согласно христианству, “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр.11.1.). Человек успешно противостоит тяготам жизни только отождествляя себя с родом человеческим, с конкретным народом, государством, местностью, профессией, с членами своего коллектива и семьи. Сам факт отождествления - уже факт веры, дающей ему душевные силы. Булгаков С.Н. писал, что то, во что можно верить, нельзя знать, оно выходит за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения, или Пифагорову теорему? Ее знают. По мнению Соловьева В.С., кто не верит, например, в бытие и познаваемость истины и не принимает достоверности первых оснований разумного мышления, тот, конечно, ничего не сделает для науки. Е.Н.Трубецкой утверждал, что, вера, - как уверенность, присуща всякому человеку независимо от его убеждений, и не от его свободы зависит, верить или не верить в бытие внешнего мира и собственное существование. Суть веры заключается, по его словам, в том, что если искания нашей немощной мысли не увенчались успехом, мы должны быть непоколебимо уверены, что ответ есть. Вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум. Понимание веры как способа изжития противоречий наиболее кратко воплощено в августиновском изречении "верую, чтобы понимать" (credo ut intelligam). Споры о тайне рождения сына Божия - это споры о самом человеке и его месте в мире. Побеждает политик, сильнейший в области психологии веры.

Третьим психологическим феноменом, который использует политика, является надежда (самоосуществление индивидуальности). Обыкновенно говорят, что надежда – это ожидание осуществления чего то радостного, благоприятного. Однако, если вера – иррациональна (нельзя доказать истинность того, что составляет силу личности), то надежда рациональна – она должна доказывать свою правоту фактами, расчетами, логикой, исследованиями, цифрами, аналогиями. Всем известные Пятилетние планы СССР, Сводки Информбюро, Программы партий и кандидатов – это методы формирования надежды. Надежда обосновываются «поднаучными» графиками, диаграммами, информацией о «движении вперед», выполнении планов и т.д. Гигантские «машины для промывания мозгов» - средства массовой информации формируют, лепят надежды разных размеров, форм, конфигураций. Но при этом разрушают те надежды, которые не входят в планы реализуемой политики.

Политика негласно исходит из комментариев к надежде, которую дал Св. Ап. Павел своем послании Римлянам (гл.8) :«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда, ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в долготерпении». С точки зрения современной политической психологии «долготерпение» - это очень трудный и долгий путь развития человека, становящегося индивидуальностью, которая своим «самоосуществлением в целеобразовании» и продуцируют надежду. Считается, что вера и надежда не остаются в одном состоянии: вера переходит в «видение», надежда в «обладание» – в этом их принципиальная разница. Надежда воплощается в материальные атрибуты жизни человека, за которыми стоит наука, политика, производство, экономика, культура. Надежда базируется на способности индивидуальности понимать ненормальности, несовершенства своего существования и находить способы спасения и совершенствования нетривиальными решениями. Поэтому обладание надеждой дается далеко не всем людям, а только именуемым в психологии «индивидуальностями».

Четвертым психологическим феноменом, формирующим переживание счастья, является труд - создание потребительной стоимости (самоосуществление субъекта). К.Маркс определял труд, как потребление рабочей силы. Естественно, что расходование рабочей силы влечет за собой т.н. трудные состояния: напряженность, утомление, монотонию, стресс, которых человек избегает по понятным причинам. Иллюзий относительно труда никогда не было, потому что с его точки зрения «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд во все время труда, необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом, как игрой физических и интеллектуальных сил.» Никакого наслаждения.

Поэтому, политика, львиную часть своих сил тратит на то, чтобы объединить работника с предметом и средствами труда. Маркс К. еще писал, что: «покупатель рабочей силы потребляет ее, заставляя работать ее продавца». Происходит это потому, что в большинстве случаев предмет труда (земля, уголь, скот и т.п.) так тяжел и грязен, что объективно непосилен для человека. Труд – это подвиг. Временами наблюдается массовое бегство работников от предмета труда, как это было в сельском хозяйстве в СССР. Но и средства труда так же в большинстве случаев отталкивают работника, потому что требуют запредельного напряжения в работе, вызывая профессиональные болезни, инвалидность и т.п. Отбойный молоток в шахте, гусеничный трактор в холодном поле разрушает здоровье, расход силы не оправдывают доходов. Политика ищет все новые и новые методы, чтобы соединить новых работников со старым предметом и новыми средствами труда, - иначе жизнеобеспечение общества прекратится.

Тем не менее, именно труд является непременным условием счастья человека по двум причинам: 1) только в процессе труда ребенок, рожденный человеком, сам становится человеком. Тайна труда заключается в том, что все психические процессы, свойства и функции человека развиваются только в натуральном процессе расходования рабочей силы (не спорт, не игра!). Свойства субъекта: мышление, воля, аффект, перцепция становятся человеческими только в процессе изнурительного упражнения ума, воли, мышц, которые нельзя прервать по своему желанию из-за утомления или монотонии. Никакой суррогат труда (игра, спорт) не развивает высшие психические функции человека, которые являются главной целью цивилизации. Человек сам себя строит, преодолевая самого себя и природу.

Труд является обязательным условием счастья человека и по второй причине: в процессе труда создается продукт (материальный, интеллектуальный, эстетический, этический), который имеет потребительную стоимость. Это значит, что он жизненно важен для людей, как вода в пустыне. И этот продукт является предметом передачи другому человеку. Никакого иного предназначения у результата труда человека нет – он всегда для других. В момент передачи результата своего труда человек испытывает переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением функций субъекта. Масштаб переживания, конечно разный (космическая ракета или тонна молока), но итог одинаковый – переживание счастья. Люди, по каким либо причинам отсеченные от труда, формируются, как люди неполноценные, и как люди, которые никогда не испытают настоящего человеческого счастья. Политика несет ответственность за то, чтобы процент таких людей в общей массе населения был возможно меньше: иначе страна оказывается отброшенной на сотые места в мировой конкуренции со всеми вытекающими последствиями.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Л., 1977.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  3. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии, как объективной науки. СПб., 1911.
  4. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1923.
  5. Бутми Э. Политическая психология английского народа в ХIХ веке. СПб., 1900.
  6. Власть / Под ред. В.В.Мшвенирадзе. М., 1989.
  7. Войтоловский Л.Н. Очерки коллективной психологии. Ч.1-2. М.-П., 1923-1925.
  8. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1918.
  9. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974.
  10. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
  11. Ганзен В.А., Юрьев А.И. Психологическое описание труда для целей трудового воспитания. // Вестн. Ленигр. ун-та. 1985. N6, С. 51-59.
  12. Ганзен В.А., Юрьев А.И. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации // Вестн.Ленингр. ун-та. 1987. Сер. 6. Вып.1. С.50-59.
  13. Кабанес О., Насс Л. Революционный невроз. СПб., 1906.
  14. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. М., 1987.
  15. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.
  16. Левитов Н.Д. Психические состояния. М., 1969.
  17. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.
  18. Марищук В.Л. Экстремальные факторы и эмоции. В кн.: Материалы научной конференции, посвященной 50-летию ВС СССР., 1968.
  19. Политология. Энциклопедический словарь. М. 1993.
  20. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.
  21. Розанов В. О понимании. М., 1886.
  22. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  23. Сазонов Н.И. О понимании. М., 1886. С.738.
  24. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Берлин., 1922.
  25. Тэйлор Ф. Научная организация труда. М., 1925.
  26. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1968.
  27. Эпштейн С.И. Индустриальная социология США. М., 1972.
  28. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб, 1992., 228 с.
  29. А. Lee Brown. Rules and conflikt. N.Y., 1981.
  30. Clark K. Pathos of power. New York. 1974.
  31. Crosby F., Crosby T.L. Psychobiography and Psychohistory // Hermann M. (ed.) Political psychology. San Francisco, 1986.
  32. Eysenk H.J. The psychology of politics. New York. 1954.
  33. Lipset S.M. Political man. Baltimore, 1981.
  34. Handbook of political psychology. // J.Knytson (ed.) San Francisco. 1973.
  35. Knytson J. (ed.) Handbook of political psychology. San Francisco, 1973.
  36. Lasswell H.D., Kaplan A. Power and society. New Haven, 1950.
  37. Long S.L. The handbook of political behavior. NY, 1987.
  38. Masters D.Roder. Human natyre, and political thought. Nomos XY11. Ed. by J.Roland Pennock and John W. Chapman // Human natyre in politics. N.-Y., 1977. P. 69-110.
  39. Renshon S.A. Psychological needs and political behavior: a theory of personality and political efficasy. N.Y., 1985.

251010 СПб

Наши рекомендации