Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Основания отказа в регистрации

ГД. ст.44 ФЗ. 1. ЦИК позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации фед. списка кандидатов документов (а если внесен избирательный залог, - после его поступления на спец.счет ЦИК)(*далее - список) принимает решение о регистрации списка либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

2. В решении о регистрации списка указываются дата и время регистрации.

3. В случае принятия решения об отказе в регистрации ЦИК обязана в течение суток с момента принятия данного решения выдать уполномоченному представителю политической партии (далее ПП) копию решения с изложением оснований отказа. Основаниями отказа являются:

1) несоблюдение требований при выдвижении списка, предусмотренных фед.законами "О ПП", "Об осн.гарантиях изб. прав и права на участие в референдуме граждан РФ и настоящим ФЗ;

2) отсутствие среди документов, представленных для регистрации списка, документов, необходимых в соответствии с настоящим ФЗ для регистрации списка;

3) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации списка, более 20% подписей, собранных в местах, где в соответствии с наст. ФЗ сбор подписей запрещен;

4) недостаточное кол-во достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка, либо выявление 5 и более % недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки;

5) внесение изб. залога в меньшем размере, чем это установлено ч. 3 ст. 66 наст. ФЗ, либо внесение изб. залога за счет средств, поступивших в соответствующий изб. фонд с нарушением требований, предусмотренных настоящим ФЗ;

6) несоздание ПП своего избирательного фонда. Отсутствие средств в изб.фонде не является основанием для отказа в регистрации;

7) использование ПП при финансировании своей изб. кампании помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов своих региональных отделений (при их наличии) иных денежных средств, составляющих более 5% от установленной настоящим ФЗ предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда ПП;

8) превышение ПП при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5% установленной настоящим ФЗ предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда ПП;

9) превышение числа кандидатов, исключенных из списка по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению ПП (за исключением случаев выбытия кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению ЦИК, принятому в соответствии с ч. 4 наст. ст., более чем на 25% от общего числа кандидатов в заверенном списке;

10) неоднократное использование уполномоченным представителем или доверенным лицом ПП преимуществ должностного или служебного положения;

11) выбытие кандидатов, в результате чего в списке число региональных групп кандидатов оказалось менее 100.

4. ЦИК исключает кандидата из федерального списка кандидатов в случае:

1) отсутствия у кандидата пассивного избирательного права;

2) неуказания кандидатом сведений о гражданстве иностранного государства либо об имеющейся у него неснятой и непогашенной судимости;

3) установления судом факта несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных ч.1 ст. 62 настоящего ФЗ;

4) неоднократного использования кандидатом преимуществ должностного или служебного положения;

5) наличия факта регистрации кандидата в другом списке.

5. В случае отказа в регистрации списка его повторное выдвижение возможно при соблюдении порядка и сроков, установленных настоящим ФЗ.

6. В случае обнаружения признаков нарушения законодательства РФ о выборах, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, ЦИК направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности.

7. Решение ЦИК о регистрации списка либо об отказе в этом может быть обжаловано в ВС РФ, который рассматривает жалобу в течение пяти дней со дня ее поступления.

9. Зарегистрированные списки вместе со сведениями о включенных в них зарегистрированных кандидатах ЦИК не позднее чем через 48 часов после регистрации указанных списков передает представителям СМИ. Перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов устанавливается ЦИК.

10. Территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосованияразмещают на стендах в своих помещениях информацию о зарегистрированных списках и зарегистрированных кандидатах с указанием сведений, предусмотренных ч.3-5 ст. 72 настоящего ФЗ. Таким же образом размещается информация об отмене регистрации зарегистрированных списков, о выбытии кандидатов из зарегистрированных списков. Сведения о зарегистрированных кандидатах и ПП, зарегистрировавших списки, размещаются в той же последовательности, что и в избирательном бюллетене.

11. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух списков, голосование на выборах депутатов ГД по решению ЦИК откладывается на срок не более двух месяцевдля дополнительного выдвижения списков и осуществления последующих избирательных действий.

Президент. ст.37,39 ФЗ.

1. Для регистрации кандидата этот кандидат или уполномоченный представитель пп, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в ЦИК:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной ЦИК (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);

3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с подпунктом 3 п. 6 ст. 34 или подпунктом 1 п. 11 ст.35 настоящего ФЗ;

4) первый финансовый отчет кандидата.

3. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, содержащееся в подписных листах, представляемых вЦИК может превышать необходимое для регистрации кол-во подписей, установленное настоящим ФЗ, но не более чем на 25%.

4. ЦИК не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя ПП, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата, если документы доставлены до истечения срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 39. Регистрация кандидата

1. ЦИК не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации документов обязана принять решение о регистрации либо мотивированное решение об отказе. При регистрации кандидата, выдвинутого соответствующими ПП, избирательным блоком, в решении ЦИК о регистрации отмечается этот факт. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации.

2. В случае принятия решения об отказе в регистрации ЦИК обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю ПП, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения ЦИК с изложением оснований отказа. Основаниями отказа являются:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

2) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых для регистрации кандидата в соответствии с настоящим ФЗ;

3) недостаточное кол-во представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, или выявление 25 и более % недостоверных и недействительных подписей от общего кол-ва подписей избирателей, отобранных для проверки (если сбор подписей избирателей необходим);

4) недостоверность сведений, представляемых кандидатом в соответствии с подпунктом 3 п. 6 ст.34 или подпунктом 1 п. 11 ст. 35 настоящего ФЗ;

5) несоздание кандидатом избирательного фонда;

6) установление суд. решением, вступившим в законную силу, факта нарушения кандидатом, его доверенными лицами, ПП, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов, и их уполномоченными представителями в течение агитационного периода п. 1 ст. 56 настоящего ФЗ;

7) выбытие из избирательного блока на момент регистрации кандидата всех ПП;

8) грубое или неоднократное нарушение запрета на сбор подписей в местах, где в соответствии с ФЗ эта деятельность запрещена, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением считается сбор не менее 20% подписей от общего числа подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в местах, где сбор подписей запрещен;

9) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5% от установленной настоящим ФЗ предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;

10) превышение при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5% установленной настоящим ФЗ предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;

11) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ своего должностного или служебного положения.

3. В случае обнаружения признаков нарушения законодательства РФ, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, ЦИК направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.

4. Решение ЦИК о регистрации либо об отказе может быть обжаловано в ВС РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.

5. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации ЦИК передает в СМИ. Территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием сведений, перечисленных в п.3 - 5 ст. 66 настоящего ФЗ. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, об изменениях в составах избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в той же последовательности, что и в избирательном бюллетене. Перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе, об обязательствах имущественного характера зарегистрированного кандидата и его супруга устанавливается ЦИК.

6. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы Президента по решению ЦИК откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Статус кандидатов.

102. Предвыборная агитация, ее формы и условия проведения. (+информационное обеспечение)

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004);

ФЗ «О статусе члена СФ и статусе члена ГД ФС РФ» от 08.05.1994 (в редакции ФЗ от 16.12.2004);

ФЗ «О выборах депутатов Госдумы ФС РФ» от 20.12.2002 (в редакции ФЗ от 23.06.2003);

Предвыборная агитация - деятельность граждан РФ, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Субъекты, осуществляющие предвыборную агитацию, разделяются на две группы: 1) граждане, общественные объединения, в том числе политические партии; 2) зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) - которым законодательством предоставляются, а соответствующими органами и организациями обеспечиваются дополнительные права: право на доступ к электронным и печатным СМИ, право на получение содействия в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, право выпуска агитационных печатных материалов.

Категория субъектов, которые не могут участвовать в агитации: члены избирательных комиссий, государственные органы и органы МСУ, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами.

ФЗ «Об основных гарантиях» предусматривает несколько форм проведения предвыборной агитации:

Предвыборная агитация через СМИ.

СМИ по избирательному законодательству делятся на две группы:

1) СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения; СМИ, которые финансируются не менее чем на 15% за счет средств бюджетов, - данные категории СМИ бесплатно и на равных условиях предоставляют зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениями (блокам) эфирное время и печатную площадь;

2) иные СМИ, не попадающие под признаки СМИ первой группы, - могут предоставить эфирное время и печатную площадь на договорной основе. Оплата зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями (блоками) эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться на равных условиях, путем полной предоплаты и исключительно через соответствующие избирательные фонды.

Электронные СМИ (организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание) первой группы обязаны бесплатно предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) эфирное время в период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Согласно инструкциям ЦИК РФ, относящимся к выборам депутатов ГД и Президента РФ, распределение бесплатного эфирного времени происходит после окончания регистрации кандидатов путем жеребьевки, проводимой ЦИК РФ с участием зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений (блоков), представителей СМИ. По результатам жеребьевки избирательной комиссией утверждается график предоставления бесплатного эфирного времени, который публикуется в печати.

Электронные СМИ первой группы также обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений (блоков). Каждый кандидат, избирательное объединение (блок) вправе получить из общего объема эфирного времени, выделяемого для предвыборной агитации, время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (блоков).

Редакции периодических печатных изданий первой группы обязаны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями (блоками). Указанные издания предоставляют печатные площади как бесплатно (в пределах, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ), так и за плату.

Проведение массовых мероприятий. Предвыборная агитация возможна путем организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Право их проведения принадлежит зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам), группам избирателей. При этом государственные органы обязаны содействовать им в организации массовых мероприятий, а также обеспечивать безопасность при их проведении.

По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов, представителей избирательных объединений (блоков) и их доверенных лиц с избирателями. Данные помещения предоставляются на равных условиях.

Распространение агитационных печатных материалов. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) вправе выпускать агитационные печатные материалы. Такие материалы должны содержать наименования и адреса организаций (ФИО и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (ФИО), заказавшей изготовление данных материалов, информацию об их тираже и о дате их выпуска. Запрещается распространение агитационных печатных материалов, не содержащих указанную информацию. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования. Д/б предусмотрены специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов у избирательного участка. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (список кандидатов).

Ограничения, направленные на недопустимость злоупотреблений правом на предвыборную агитацию:

1) не допускаются злоупотребления СМИ: агитация, возбуждающая соц., расовую, нац., религ. ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильст. изменению конституц. строя;

2) запрещается осуществлять подкуп избирателей путем: - вручения им денежных средств, подарков и иных мат. ценностей (кроме как за выполнение организационной работы); бесплатного распространения любых товаров, кроме печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;

3) зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, а также иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или поручению этих лиц, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

Финансирование выборов.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004);

ФЗ «О статусе члена СФ и статусе члена ГД ФС РФ» от 08.05.1994 (в редакции ФЗ от 16.12.2004);

ФЗ «О выборах депутатов Госдумы ФС РФ» от 20.12.2002 (в редакции ФЗ от 23.06.2003);

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ производятся избиркомами за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета. Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответ. бюджетах на проведение выборов являются комиссии, организующие выборы, финансирование которых осуществляется в 10 срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Отчеты ЦИК РФ, избиркомов субъектов РФ и муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы, представляются соответственно в палаты ФС РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы МСУ.

Порядок открытия и ведения счетов и перечисления денежных средств, отчетности, устанавливается ЦИК РФ по согласию ЦБ РФ (аналогично избиркомом субъекта РФ по согласованию с ГУ ЦБ по субъекту). Плата за услуги банка не взимается и проценты не начисляются. Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухучет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.

Порядок создания избирательных фондов:

1. Кандидаты обязаны создавать собственные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления комиссии об их выдвижении до их регистрации этой комиссией. Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в органы МСУ при определенном числе избирателей в округе (но не более 5 тысяч) создание кандидатом фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет избирком об указанных обстоятельствах. Объединения, блоки, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать фонды после регистрации их уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, соответствующими комиссиями.

2. Кандидаты вправе, а объединения, блоки, обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

3. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого объединением, блоком, не вправе создавать собственные избирательные фонды.

4. Фонды кандидатов, объединений, блоков могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, объединения, блока; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его объединением, блоком; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц; д) средств, выделенных кандидату, объединению, блоку соответствующей комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

5. Запрещается вносить пожертвования в фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, объединений, блоков: а) иностранным государствам и юр. лицам; б) ин. гражданам, за исключением случаев, предусмотренных м/н. договорами; в) лицам без гражданства; г) гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; д) российским юр. лицам с иностранным участием, а также юр.лицам с госучастием, если доля иностранного участия (госучастия) в их уставном капитале превышает 30 % на день официального опубликования решения о назначении выборов (для открытых АО - на день составления списка акционеров за предыдущий год); е) межд. организациям и межд. общественным движениям; ж) органам гос. власти и органам местного самоуправления; з) гос. и муниципальным учреждениям; к) организациям, учрежденным гос. и муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юр. лицами, указанными в подпунктах "д" и "и" ; л) воинским частям, военным учреждениям, правоохранительным органам; м) благотвор. организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; н) анонимным жертвователям; о) юр. лицам, зарегистрированным менее чем за 1 год до дня голосования на выборах.

6. Пожертвования, указанные в пункте 6 и внесенные с нарушением требований закона, или часть пожертвования, превышающая установленный законом размер, подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - перечислению в доход соот.бюджета.

7. Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды денежных средств кандидата, блока, объединения, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. При повторном голосовании допускается увеличение до 20 % предельных размеров расходования средств избирательного фонда.

8. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на спец.счет, открытый с разрешения комиссии в филиалах Сбербанка РФ, а при их отсутствии - в других банках, расположенных на территории округа. В случае отсутствия на территории округа банка то по согласованию с избиркомом в другом банке.

Порядок расходования средств избирательных фондов.

1. Право распоряжаться средствами фондов принадлежит создавшим их кандидатам, объединениям, блокам.

2. Средства фондов имеют целевое назначение - могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

3. Договоры (соглашения) с гражданами и юр.лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, объединения, блока, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченными представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам объединения, блока. Расчеты осуществляются только в безналичном порядке.

4. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, объединению, блоку, только через соответствующие фонды. Запрещаются бесплатное выполнение (по заниженным расценкам) юр. лицами товаров (работ, услуг), прямо или косвенно связанных с выборами. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ (услуг), без привлечения третьих лиц.

5. Банк-держатель избирательного счета по требованию комиссии, кандидата, объединения, блока, обязан предоставлять периодически им информацию о поступлении и расходовании средств. По требованию указанных лиц Банк обязан в 3 дня, а за 3 дня до дня голосования - немедленно представить заверенные копии первичных документов, подтверждающих поступление и расходование средств фондов.

6. Комиссия до дня голосования на выборах периодически направляет в СМИ для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств фондов.

7. Кандидат, объединение, блок, обязаны представить в комиссию не менее 2 финансовых отчетов (не позднее чем за 10 дней до дня голосования, и не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов) по фонду.

8. Неизрасходованные денежные средства возвращаются пропорционально вложенным средствам. По истечении 30 дней со дня голосования с остатками неизрасходованных денежных средств банк по письменному указанию комиссии перечисляет на счет комиссии причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся - в доход соответствующего бюджета.

10. Комиссии осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств фондов (создаются контрольно-ревизионные службы).

Наши рекомендации