Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
Правоприменение–специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов,должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.
Применение права – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Применение права имеет следующие признаки:
· осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения);
· имеет индивидуальный характер;
· направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответ-ственности);
· реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;
· завершается вынесением индивидуального юридического решения;
· его основания регулируются законодательством.
Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения:
· совершение правонарушения;
· обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация);
· регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности);
· возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению.
Стадия установления фактической основы дела–стадия установления истины–исследуются факты иобстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон. Фактические обстоятельства относятся к прошлому, подтверждаются доказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям:
· относимости (имеют отношение к делу);
· допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами);
· полноты (наличие всех доказательств).
Стадия юридической квалификации–юридическая оценка фактических обстоятельств–какая норма можетбыть применена в данном случае. Поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.
Стадия вынесения решения по делу–оформление юридического документа–обязательные реквизитыправоприменительного акта:
· Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати.
Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены воз-можностью государственного принуждения, однако, последняя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.
Стадия исполнения правоприменительного акта,контроль за правильностью действий правоприменителя идостигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение.
Акты правоприменения (АП)–итог выражения правоприменительной деятельности,закрепление решениякомпетентных органов по конкретному юридическому делу.
По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения АП бывают:
· Исполнительные – констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением;
· Правоохранительные – издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных
нарушений (акты следственных, судебных, прокурорских органов).
По субъектам-правоприменителям: Акты главы государства,Правительственные акты,Акты юрисдикционныхорганов, Органов государственного управления.
По форме:указы президента ненормативного характера,приказы,протоколы,решения и т.д.; По способу принятия (процедуре):коллегиальные и единоначальные;
По юридическому значению:
· Основные – решения суда по гр. делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии;
· Вспомогательные – протоколы осмотра мест происшествия, очной савки, постановления суда о назначении
медцинской экспертизы и др.; По способам выражения: Акты-документы;Акты-действия(удаление свидетеля из зала суда);Акты-символы(дорожные знаки);
По характеру действия: Однократные(штрафы);Длящиеся(выплата пенсии,исполнение приговора суда);
Различия между АП и НПА:
· АП характеризует конкретное единично правоотношение, НПА – общие общественные отношения;
· НПА – источник права, АП – сам принимается на основе действующих норм права;
· НПА – распространяет свое действие на неопределенное число фактов, лиц, а АП – на точно установленных лиц, фактов, действий;
· АП характеризуется единовременным действием, НПА – рассчитан на неопределенное время и многократные
реализации. | ||
Общее между АП и НПА:
· издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное предписание;
· обязательны для исполнения и обеспечены государственным принуждением;
· имеют определенную форму, которая должная соответствовать требованиям юридической техники.
49. Систематизация НПА Систематизация—это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем
его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Это процесс позволяет:
1. быстро отыскать нужный акт; проследить его изменение, дополнение или отмену;
2. выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале;
3. совершенствовать действующую систему законодательства.
Юридическая практика использует 4 способа систематизации нормативных актов:
1. учѐт
2. инкорпорация
3. консолидация
4. кодификация
Учѐтсостоит в сборе,хранении,поддержании в хорошем состоянии НПА,которые необходимы длядеятельности данной организации. Основная задача – возможность оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность НПА, взятых на учет, составляет информационный фонд. Учѐт ведется как в ручную, так и автоматически.
Принципы организации учета:
· полнота информационного массива (фиксация и выдача всего объема информации,отсутствие пробелов иупущений);
· достоверность информации (использование официальных источников опубликования и своевременнаяфиксация внесенных изменений);
· удобство пользования.
Виды учета:
· журнальный (фиксация реквизитов НПА в специальных журналах) (формы журнального учета: хронологическая; алфавитно-предметная (системно-предметная); тематико-предметная);
· картотечный (создание карточек, расположенных по определенной системе) (формы картотечного учета: хронологическая; алфавитно-предметная; предметно-отраслевая);
· автоматизированный учет законодательства (на базе применения компьютерной техники) (преимущества: неограниченный объем информации; быстрое получение информации).
Инкорпорация–это внешняя форма систематизации–подготовка и издание сборников,собраний НПА,с цельюобеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Лишена правотворческой природы, но акты сборниках печатаются не в первоначальной редакции, а с учетом изменений. Однако такая внешняя обработка не должна затрагивать собственно нормативного содержания акта. Таким образом, сохранение неизменным