Виды государственной службы

Государственная служба Российской Федерации сегодня имеет многоплановую структуру, определяемую:

а) конституционно-федеративным устройством нашего государства;
б) функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов.

В соответствии с принципом федерализма, находящим свою реализацию в российском законодательстве и правовой практике, структура государственной службы Российской Федерации включает два уровня:

  • федеральную государственную службу, находящуюся в соответствии с п. “т” ст.71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ;
  • государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ в соответствии с п. “к” ст. 72 Конституции РФ.

Другой, не менее важный принцип государственного управления, установленный Конституцией РФ 1993 года, - принцип разделения власти при ее осуществлении, предопределяет существование особых видов государственной службы:

  • государственной службы в органах представительной (законодательной) власти;
  • государственной службы в органах исполнительной власти;
  • государственной службы в органах судебной власти.

Характерной особенностью в функционировании видов государственной службы являются различия в компетенции и предметах ведения органов государственной власти, то есть в содержании государственно-властных функций, обеспечиваемых государственно-служебной деятельностью.

Общая или общеадминистративная государственная служба – это служба в органах государственной власти общей компетенции. Содержание государственно-служебной деятельности в них не отличается однородной функционально-профессиональной спецификой. К этому подвиду относятся:

  • президентская государственная служба в Администрации Президента РФ, в том числе аппаратах Совета Безопасности, Представительствах Президента по федеральным округам, Управлении делами Президента РФ, в аппаратах (администрациях) высших должностных лиц субъектов РФ;
  • парламентская государственная служба в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, в аппаратах Законодательных Собраний (парламентов) субъектов РФ;
  • правительственная государственная служба в аппарате Правительства РФ; в аппаратах правительств (администраций) субъектов РФ, а также исполнительная государственная служба в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих различные сферы деятельности. Исполнительная государственная служба создается и осуществляется с непременным учетом функционального многообразия отраслевой специфики сфер государственной деятельности. Для регулирования этого вида государственной службы характерно то, что оно обычно ведется системно, охватывая службу в органах всех уровней или отдельной сферы (отрасли) управления в целом.

Специализированная государственная службапредназначена для реализации особо установленных полномочий государственными служащими с соответствующей профессиональной специализацией, которые исполняют должностные обязанности в органах государственной власти, имеющих особую (специальную) компетенцию, как правило, для выполнения преимущественно однородной деятельности (по соответствующим предметам ведения). Специализированная государственная служба выделяется как вид гражданской службы в зависимости от функциональной специфики и особенностей компетенции государственных органов власти, а также специального профессионального образования, необходимого для исполнения полномочий по соответствующим должностям государственной службы.
К специализированным видам государственной службы согласно действующему законодательству и сложившейся системе органов государственной власти можно отнести:

  • дипломатическую государственную службы – МИД РФ;
  • налоговую государственную службу – МНС РФ;
  • правозащитную государственную службу

– аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ;

  • контрольно

-надзорную государственную службу–в контрольно-надзорных органах (Госатомнадзор, Министерство по антимонопольной политике и т.п.), сотрудники которых, в силу служебных обязанностей, взаимодействуют с населением, должностными лицами и другими представителями предприятий, учреждений и организаций, осуществляют специальные контрольно-надзорные функции, являясь представителями власти;

  • финансово

-кредитную государственную службу–в финансово-кредитных государственных органах (ЦБ РФ, Федеральное Казначейство);

  • избирательную государственную службу

– в аппаратах избирательных комиссий (ЦИК, избирательные комиссии субъектов РФ);

  • альтернативную государственную службу

, предусмотренную в соответствии с Конституцией РФ.

Специальные функции и специальная компетенция присущи также органам государства, которые призваны заниматься правоохранительной деятельностью. Она осуществляется путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении законодательно установленных порядка, правил и процедур. Государственная служба в правоохранительных органах, называемая правоохранительной, осуществляется на государственных должностях, учрежденных в:

  • аппаратах судов РФ – судебная государственная служба;
  • органах Прокуратуры – прокурорская государственная служба

;

  • органах внутренних дел – милицейская государственная служба

;

  • органах налоговой полиции – налогово-полицейская государственная служба

;

  • таможенных органах – таможенная государственная служба

;

  • органах Федеральной службы безопасности – государственная служба безопасности

;

  • органах Службы внешней разведки – разведывательная государственная служба

;

  • органах юстиции – государственная служба юстиции

;

  • в государственном нотариате – нотариальная государственная служба

.

Военная служба– это особый вид федеральной государственной службы в составе частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск и военных структур РФ (пограничные войска, внутренние войска, войска ФСБ, войска СВР, войска ФАПСИ, железнодорожные войска, войска гражданской обороны МЧС). Военную службу отличает от гражданской ряд особенностей, которые присущи и некоторым видам правоохранительной службы. Это:

а) особые условия деятельности, сопряженные с риском для жизни и здоровья служащих и необходимостью применения оружия и специальных средств, значительными, а порой критическими физическими и психологическими нагрузками. Именно это порождает особые требования, предъявляемые к возрасту, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам лиц, зачисляемых на такую службу;
б) в состав служебных обязанностей входят, при необходимости, участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан, материальных ценностей;
в) наличие особых требований к дисциплине, оформленных в виде дисциплинарных уставов;
г) особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения. Поступление на военную службу осуществляется по смешанному способу, который сочетает обязательный призыв с возможностью добровольного поступления на военную службу по контракту;
д) установление особого порядка привлечения к ответственности;
е) определение специальных видов денежного и материального содержания, расширение гарантий и льгот;
ж) ношение форменной одежды, знаков различия и другой внешней атрибутики.

Вместе с тем, специфика государственно-служебной деятельности современного государства требует взаимодействия различных служб, создаются службы, объединяющие в себе признаки и гражданской, и военной. Некоторыми авторами предлагается отнесение понятия “военная служба” только к так называемой войсковой, и выделение военизированной службы, в возможный состав которой будут входить:

  • охранная (МВД, МПС, ФСО),
  • пожарная (ГПС, МЧС),
  • фельдъегерская (ГФС),
  • правительственной связи (ФАПСИ),
  • спасательная (аварийно-спасательная, горноспасательная, чрезвычайных ситуаций – МЧС),
  • казачья.

Вопросы специальной государственной службы в соответствии с федеральным законом должны быть урегулированы специальными федеральными законами. В таких законах необходимо определить:

Наши рекомендации