Занятие, 18 октября 2012

Сдать реферат, должен быть до 15 страниц, введение, 1 или 2 вопроса(история, тема), заключение. Темы есть в группе.

Магистратуры – это выборные должностные лица, уполномоченные совершать определенные государственные акты от имени римских граждан. Существовали определенные ограничения для кандидатов в магистраты: 1)должен был служить в армии и быть старше 27 лет; 2)если не прошел низшую должность, то не может попасть на высшую(Консул)(ступени в карьерной лестнице); 3)между сменой должностей неменее 2 лет;

Высшим органом власти во всех античных госвах было народное собрание. (эклесия(Афины), апелла(Спарта), комиция(Рим)) В этих государствах было заложено начало парламентаризма. В Афинах – совет 500, булэ. В Спарте – совет старейшин, герусия. В риме – сенат. Осуществление властных функций в разных полисах имели свои особенности.

В Афинах все принципиальные вопросы войны, мира, законов, назначение должностных лиц – назначались народом(поднятие рук во время собрания, эклесия) Оно выбирало 10 стратегов – высшие должностные лица Афин. Кроме того выбирали людей ведающих финасами, водопроводов, военачальников, учителей; контролировало работу выборных должностных лиц и вершило суд по тяжким государственным преступлениям. Совет 500, булэ готовил заключения по предлагаемым законопроектам.

В Спарте действовало 3 ветви власти: высший орган – апелла; совет старейшин – герусия; низшая власть – архагеты. Избералось 2 архагета их власть была ограниченна, в военное время были военачальниками. Совет старейшин разрабатывал и принимал новые законы, решал вопросы войны и мира, заключал договора. В народном собрании принимали участие все спартиаты достигшие 30 лет. Решения принимались детским способом – криком.

В древнем риме власть делилась на 3 ветви: 1) власть царя была органичена, в военное время военачальник, в мирное вождем родовых общин, судьей и жрецом; 2) сенат, сначала 100, 300 и потом 600. Каждый сенатор был царем по назначению; комиция – народное собрание, могли участвовать граждане рима и клиенты(доверенные лица других граждан). Античные государства дали истории МЦ богатый опыт разрушения и перехода демократии авторитаризмом

Авторитарный – основанный на беспрекословном подчинении власти. Авторитарность в государственном сторе связано с деспотической властью одного лица.

Тоталитарный – полный контроль над всеми сферами жизни общества, запрещение демократических организаций, ликвидация конст прав и свобод, репрессии против прогрессивных сил, милитаризация общественной жизни.

В риме создали 2 триумвирата: 1) в составе цезаря гай юлий, помпей и Крас(подавил восстание Спартака) этот триумвират распался(рассорились Крас и Помпей, а цезарь воевал с Помпеем и победил); 2) в составе Октавиан(подлый заговорщик), Липид(богатый человек), Антоний(полководец Рима)

5. В античных государствах были заложенные основы судебной системы, была самостоятельной ветвью власти. Ходили претор и элины, если кто-то нарушил закон, то претор приказывал выпорот его, а загородом отрубали голову.

6. Античные государства дали первый опыт гражданского права. В полисах Древней греции и в античном риме были выработаны своды законов и описывали права, обязанности и гарантии своим гражданам.

В Афинах граждане имели права: 1)право на свободу; 2) независимость от других людей; 3) земельный участок на полисной территории; 4) экономическую помощь в случае затруднений; 5) право на ношение оружия и служба в ополчении; 6) право на участие в делах государства(выборы и тд); 7) право на почитание и защиту религии, участие в праздниках; 8) право на защиту и покровительство Афинских законов.

Граждане имели обязанности: 1) каждый должен беречь свое имущество(нужно рационально использовать свое имущество, оно же имущество Афин); 2) трудиться на земельном участке (каждый должен трудиться); 3)приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных ситуациях; 4) защищать родной полис с оружием в руках; 5) повиноваться законам избранным властям.; 6) принимать активное учатсие в общественной жизни; 7) почитать отечественных богов; 8) с 18 до 60 лет граждане военнообязанный; 9) на богатых возлагалась «литургия» повинности в счет государства.

В древней греции были приняты драконовы законы(человек Драконт) – очень жестокие законы.

В древнем риме сначала общинные законы, в 450 году нэ созданы законы 12 таблиц. Римское право прошло в своем развитии следующие: 1) древнее право 5-2 век до нэ; 2) классическое римское право (3 в до нэ – 3 век нэ); 3) постклассическое римское право. В 6 веке было кодифицировано римское право в везантийской римской империи, императором Юстинианом.

7. В античных госудраствах была своеобразная пирамида власти. Властные функции осуществляли коллективные органы. Даже в римской империи периода принципата(до 284 года нэ) контролировал Император – принципс в сенате

8. Античность дала обществу первый опыт организации политических партий и межпартийной борьбы за власть. Оптиматы – самые богатые; популяты – средний класс. Потом марианская и сулаты.

9. Демократия античной греции и рима были своеобразной олигарией(демократия для меньшинства и диктатурой для большинства) В спарте 9000 спартиатов, 200 илотов, 30 периеков. В древнем риме власть осуществляли 300 семей коренных жителей(патриции – главы родов, плебеи – дополняли римский народ)

10. Период античности видоизменилось содержание основных функций государства. В древних империях преобладающими функциями государства были хозяйственная. В античных государствах преобладающей функцией была война, причем захватническая(Рим с 5-4 вв до нэ). Даже в боевом постороении легионов учитывалось происхождение война: было 3 линии войнов, 1)триарии(самые богатые); 2)гостаты(средний класс); 3)велиты(самые бедные). Спарта – военизированное государство.

11. Античность дала первый опыт создания межгосударственных союзов. Принципы и формы организации этих объединений. Во второй половине 2 в до нэ по инициативе спарты был создан пелопонесский союз из союзов находящихся на пелопеонесском пвом. Афины заключили ряд договоров с приморскими государствами – делосский союз(200 полисов и население 2 млн человек). Там была общая казна, был единый общесоюзный совет.

В социально-экономической жизни ант обществ сл признаки: 1) в хоз жизни Греции преобладали ремесленничество и торговля; 2) если страна не большая и нет больших рек, то судоходства вглубь небыло; 3) реки летом пересыхали и соотв основ для хозяйства тоже; 4) создавались предприятия – эргастерии, цеховое производство. Важной особенностью соц экон развития была колонизация, в процессе можно выделить 3 периода: 1) в 8 веке до нэ. Мирное заселение греками пустующих земель. 2) период великих завоевание А. Македонского(356 г.) и относится ко 2 половине 4 века до нэ 3) период военных захватов римской империи с 2 в до нэ – 2 век нэ. Созданы поселения на всем побережье черного, средиземного и эгейского морей.

В последующие годы были заселены берега причерноморья, дона, днестра, дуга.

В хозяйственной жизни в античных государствах существенное занчение имело рабство. И в древней греции и в др риме рабоство было узаконено. В спарте порабощенное население было собственностью государства, каждомой спартиатской семье давалось 7-8 рабских семей.

В период античности принципиальным подверглась система социальной раздельности общества. Общество было поделено на 2 блока: 1) блок правил а второй стоял под кнутом.

В 594 г до нэ в Афинском обществе была проведена реформа Солона. Он поделил общество на 4 группы: 1) пятисотмерники – люди с годовым доходом более 500 медимов хлеба, имели право занимать высшие должности, в тч архонтами. 2)всадники – собственники с годдох 300-500 медимов хлеба(могли прибыть на коне) имели право занять должность служащих, наблюдателей и тд; 3) зевгиты – 200-300 мед хлеба, имели право избираться присяжными в судах, 4) феты – могли участвовать в суде и собраниях. Реформа солона ликвидировали политическое госпродство родовой знати, утвердили частную собственность. Экономические критерии стали господствующими в социальном раделении общества.

Отличительной особенностью жизни античных государств – остранение свободных граждан от создания мат благ. Имело далекоидущие последствия. Тормозилось технологии труда и производство вцелом. За 1000 лет не изменилась технология производства мат благ.

Духовная жизнь и культура античных цивилизаций. Духовная жизнь античных цивилиций формировалась и развивалась под влиянием фокторов:1) традиции и общины ; 2) отсутствие деспотической власти и деспотическое угнетение; 3) неотягощенность занчительной части хозяйственными заботами; 4) накопленного арсенала знаний и способность задействовать его в своих интересах; 5) главенство идеологии милитаризма и фетиша войны; 6) углубление в социально экономической дифференциации общества расслоения граждан; 7) остатков и последствий тотемизма; 8) влияние мифологии и отсутствия влияния идеологии харизмы вождя; 9) принципиальные изменения в труде. Эти факторы воздействовали на формирование личности.

Занятие, 25 октября

Общественный менталитет античных государств был сформирован существующими в них: а) политической организацией; б)экономической системой; в)социальной структурой. Он был строго поляризован на менталитет нормальных граждан(собственников) и менталитет рабов.

На духовную жизнь античных государств менталитет их народов существенное влияние оказывала мифология.

Мифология античных государств в своей эволюции прошла 4 этапа:

1)до олимпийский(хтонический) – основывалась на смешении тотемизма и обожествлении сил природы, процесс жизни в мифах изображается как беспорядочное нагромождение диспропорций и дисгармонии. Земля представленна как источник и лоно богов и людей. По мере эволющии греческих полисов видоизменялась мифология;

2)олимпийский(классический) – на этом этапе выстраивается список богов которые побеждают различные демонические силы. Боги жили на горе Олимп, в фессалии. Во главе богов был Зевс – верховный бог, рядом с ним Апполон – покровитель гармонии, Гермес – покровитель предпринимателся, Геракл – отразитель бед, Гера – верховная богиня, покровительница семьи и брака, Афина – покровитель открытой и честной войны, гестия - , ника богиня войны, Артемида – дружелюбия, Фемида – богиня правосудия. Вершиной олимпийской мифологии – Гомеровский эпос. Поэмы Эллиада и Одисея гомера написаны в 8 веке до нэ, именно в этот период мифология стала одной из форм художественного выражения разнообразных политических, социальных, моральных, религиозных философских идей полисной идеологии.

3)Определяющей стала Римская мифология. Согласно ей мир богов устроен по подобию мира людей, отношения между ними строго стратифицированны, имеют своего царя – Юпитера, совет старейшин и тд.

Они выполняют 3 основные функции: а) религиозно-жреческая; б) военная; в) хозяйственная.

В античном Риме было 3 коллегии жрецов: а)понтифики, ведали всей религиозной жизнью государства, во главе стоял великий понтифик, основал коллегию римский царь Нума Помпилий, высшими понтификами были Юлий цезарь, Октавиан Август, император до конца 4 века нэ; б) авгуры – предсказывали будущее по полету птиц и их поведению, с помощью ретуалов(ауспиции) – истолковывали волю богов, согласие или не согласие с действиями людей, могли потребовать перенести день народного собрания, принадлежность к этой коллегии ценилось аристократией, довало возможность влиять на законодательную власть; к концу Республики власть авгуров занчительно понизилась тк люди видели что их обманывают; в) фециалы – в обязанность коллегии входило объявлять войну, провозглашать мир, заключать договоры; изберались из знатных семей пожизненно и были абсолютно не прикосновенны; могли быть послами Римского государства.

4)государства античной цивилизации совоеобразна была ценностная ориентация значительной части полноправных граждан. Античные цивилизации характеризовала жажда власти и тяга к знаниям. Жажда власти имущих вела на политический олимп, а тяга к знаниям была двигателем культурной эволюции.

Античность оставила в наследство грядущим поколениям достаточно завершенную систему общественно гуманитарных знаний. В этот период были заложены основы философии, истории, логики, геополитики, политологии, этики, педагогии, психологии, филологии, географии и других наук составляющих общественно гуманитарную подготовку современных специалистов любого профиля. Фукидид оставил 8 книг по истории, Ксенофонт написал книгу Греческая история, Плутарх написал множество книг и около 50 биографий выдающихся деятелей этого периода. Античность была периодом развития разнообразных естественных и точных наук: естество знание, агнономия, медициан, физика, математика, астрономия и других. В 1 половине 3 века до нэ Эвклид создал стройную систему географических положений, элементарная геометрия носит его имя. Эратосфен – измерил величину земного шара, были определены размеры солнца и луны и расстояния до земли. В период античности упрядоченную форму приобрело образование. Блыи организованны школы в полисах греции и рима, а девочки обучались дома. Мальчики 7-14 лет обучались чтению письму и счету. За незначитльную плату обучались дети ремесленником и крестьян. Дети состоятельных родителей обучались музыки и хореографии юноши обучались в гимназиях

Античность заложила массовую культуру. С 776 года до нэ 1 раз в 4 года стали проводиться олимпийские игры. Местом массовых развлечений был театр. В Риме в театрах проводили бои гладиаторов.

Исключительное значение для культурной революции евро-афро-азиатской цивилизации имело зарождение и распростронение христианства. Зародилось оно до 1 века до нэ, сначало было в подполье с 4 века нэ стала государственной религией Римской империи

Значение античности:

1. Античная цивилизация создала целостную систему государственности и законности.

2. Именно в античной цивилизации зарождается понимание что свобода человека это одно из необходимых условий преобразования и развития общетва по пути исторического прогресса.

3. Античные цивилизации дали опыт создания политических партий и межпартийной борьбы.(оптиматы, популяры, марианская партия)

4. Античная философия, литература, искусство, культура не только заложили фундамент европейской культуры, но и стали мирилом основных человечесих ценностей.

5. На примерах развития античного общества мы видим как бывает не обуздана демократия, которая вела либо к тирании и анархии, либо к диктатуре и деспотии восточного типа, что приводило общество к краху.

6. Гибель античной цивилизации не только величайшая трагедия в истории Европы, но и предупреждение потомкам.(Римская империя культурно выраждалась постепенно).

Тема античных цивилизаций закончена

15 ноября контрольная работа: по античности, полит признаки, в экономической, духовной сфере, значение.

Средневековье

Общая харатеристика средних веков.

Деление всемирной истории на древнюю среднюю и новую сложилось в 15-16 вв. Гуманисты эпохи возрождения – называли совою новой и стремились сблизить ее с античностью и противопоставляли предшествующей эпохе. В 18-19 веках трехзвенное разделение получило развитие и приобрела всеобщее признание. В качестве событий в которой определяли эпоху средних веков было принято считать нижний предел торжество христианства или падение Римской империи. Концом периодизации было падение Константинополя в 1453 г. Либо открытие Америки 1492, либо начало реформации в Германии 1517 год. Приодизация истории средневекового востока отличается от европейской. Периоду раннего среднивековья соответствуют периходный период зарождения феодализма 4-6 вв нэ и в период раннефеодальных отношений 8-10 века. С классическим среднивековьем европы совпадает до монгольский период 11-12 вв. Последний период европейского средневековья совпадает монгольский период. Позднему сред европы совпадает послемонгольский период, хорактеризуется консервированием развития и деспотическая власть 14-16 века. Более чем 1000 летняя история средневековья заполнена богатым содержанием, многообразной борьбой которая двигала вперед развитие материальной и духовной культуры и характерная появлением новых форм экономической и политической жизни. Эпоха средневековья видела:

1. Хаочтическое передвижение племен и народов.

2. Зарождения новых государств, которые измелили полит лицо европы, азии и африки

3. Рост могущества христианской, особенно католическую влать и полную драмотических событий борьбу пап с императорами.

4. Зарождение, расцвет и крушение арабского халифата.

5. Распростронение ислама на огромных пространствах европы, азии и африки.

6. Крестовые походы(8) – великолепный памятник человеческого безумия, привели запад и восток в тесное соприкосновение.

7. Многочисленные войны феодальных госудраств наметили современные границы наций. 100летняя война 1338-1453, 30летняя война 1618-1648 год(гугеноты и другие религиозные)

8. Еретические движения и бурные восстания крепостных против феодального и церковного гнета.

9. Кровавые оргии феодалов, которые подавляли эти восстания, дикое изуверство попов, инквизиция удушала проявления свободной человеческой мысли.

В тоже время были и положительные черты:

1. Строительство городов, зарождение буржуазной культуры, множество форм борьбы с ней.

2. Великие географические открытия.

3. Политические и религиозные бои реформации, которые подорвали мировое могущество католической церкви.

4. Первые шаги капитализма, ознаменованное обнищанием огромных масс населения.

5. Сформировался новый способ производства, для которого характерно: а) господство натурального хозяйства, крепостное хозяйство пердставляло собой самодавлеющее, находящееся в очень слабой связи с остальным миром, крестьяне были вынуждены готовить абсолютно все самостоятельно; б) непосредственный производитель был наделен средствами производства и прикреплен к земле, иначе помещеку не были гарантированны рабочие руки; в) личная зависимость крестьянина от помещика(прямая власть над личностью крестьянина) мог заставить работать на себя человека, который был наделен землей и имел свое хозяйство; г) формой в которой осуществлялась феодальная эксплуатация(присвоение чужого добавочного продукта) феодальная рента и была в 3 формах: 1)в виде отработачной ренты – барщина, 2) в виде натурального оброка – продуктовая рента; 3) в виде денежной ренты – денежный оброк; обычно эти виды феодальной ренты могли выступать совместно, но в одтельные эпохи какой-то вид ренты был основной.

Европа на путях цивилизационного выбора(5-12 века).

Вопросы:

1. Европейский процесс синтеза античной и восточной цивлизации в 5-9 веках.

2. Средневековая европа в 10-12 веках.

1) Европейский процесс синтеза античной и восточной цивлизации в 5-9 веках.

После падения Западной Римской Империи в 476 году образовалось несколько варварских государств:

1. Остготская, которая включала Италию(кроме рима и его пригорода), Норик(Австрия), Понония(Венгрия), Дакия(Румыния), Истрия(северная часть балканского полуострова), Сицилия, Сардиния и Корсика.

2. Одоакра территория Рима и его пригородов

3. Бургундия, значительная часть Щвейцарии, ЮВ часть Франции.

4. Вестготское государство, включало Испания и ЮЗ часть Франции.

5. Свевское – СЗ часть Пиринейского полуострова.

6. Вандальское, территория северная часть Туниса, северная часть Алжира и север Ливии

7. Франкское государство, включающее центральную и северную Францию и Бельгию и Галландию и Люксембург, на территрории Западной Римской Империи.

Развивалась Восточная Римская – Византийская Империя, включало Балканский полуостров, малая Азия(Турция), Сирия и Египет. На территории между Эльбой и дунаем на корпатах населяли славяне не получившие государственных образований. Судьба государств не была одинаковой.

В 493 году пала Одаакра и было поглащено Остготским государством.

В 534 году пало Вандальское государство.

В 555 году в результате войны, Остготское государство было захваченно Византией.

Наиболее прочным и развивающимся было Франкское королевство. Первым королем был Хлодвиг из династии Мировингов. Большую роль в формировании новых государств сыграла цероковь, которая стремилась занять господствующее положение в варварских государсв. Для этого добивалось распростронению христианство поддерживало феодальную власть. В общественной жизни Франков произошли большие перемены, об этом свидетельствует Солическая правда – важный источник для изучения жизни и менталитета Франков, представляло собой запись судебных обычиев, в соответвтвии с которым строилась общественная жизнь, в последующем Фракские короли делали к Солической правде новые дополнения. После смерти Хлодвига Франкское королевство распалось на части в каждом был свой король и развернулась междуусобица, искали поддержки у феодалов и раздавались наделы, королевская власть слабела, к началу 8 века власть Мировингов пришла в упадок, фактическая власть принадлежала майордому котрый вел хозяйство короля, в последствии превратились в крупнейших землевладельцев, командовали войсками и раздовали земли, смещали и назначали королей Мировингов, последние из них получили название Ленивых к. Самым выдающимся майордомом был Крал Мартел, который захватил власть в королевстве, нанес порожение арабом в 732 году при Пуатье(южнее Парижа) и преостановил продвижение арабов на территорию Европы, сын и приемних Мартела – Пепин Короткий, установил дружеские отношения с Римским Папой и при его поддрежке заточил последнего короля Мировингов и начал династию Каровингов. Он поддержал стремление Папы Римского к образованию собственной государственности и в 756 возникла Папская область в центральной части Италии. Наивысшего могущества Франкское государство достигло при сыне Пипина Короткого – Карл Великий. При нем оно стало самым крупным и мощным государством. Значительная часть Германии, Франции и Италии. Использую бедственнное положение Папы Римского(Лев 3), которого знать Папской области изгнала, Карл был венчан Императорской короной. Он был женат 8 раз, попадались умные женщины и работали на авторитет Императора.

В 814 году Карл Великий умер и между сыновьями началась междоусбоица. В 843 году в Вердене был подписан договор по которому Франкское государство распалось на 3 части: Франция, Восточная часть империи получило название Германия, Южная часть – Италия.

В этот период на востоке европы мощьнейшим государством была Византийская империя. Особого величия она достигла при правлении Юстиниана(правил 527 – 565 гг). Его характеризуют по разному: с одной стороны – жестокий тиран и властный честолюбец, с другой – мудрый политики и не утомимый реформатор. Его политика была направленна на : 1) достижение сильной гос власти; 2) укрепление экономики империи и его владений; 3) на активизацию торговли и поиск новых торговых путей(морских)

При правлении Юстиниана, Византий ские товары достигали всей европы. На востоке Европы гегемония Византии была неоспарима. авторитет византии ее монеты были международной валютой. Европа познакомилась с произведениями античных писателей и ученых. В период правления Юстиниана была проведена реформа римского права. С 528 – 534 гг был создан свод гражданского права. В праве Юстиниана видное место было отведено: 1) урегулированию кредитных, торговых операций, аренды, наследования и др. 2) основыне положения были заимствованы европейскими государствами, но это было позднее.

Во внешней политике Юстиниан руководствовался идеей востановления Великой Римской Империи. Бесконечные войны ослабили авторитет Византии. В этот период на севере европы усилился процесс распада родоплеменных отношений и появились предпосылки для образования государство. Появились Викинги их называли Норманами, а на Руси их звали Ворягами.

В 5-9 веках закладывались основы цивилизационного развития Европы, споровождавшийся постоянной борьбой и заимствования элиметов античного и восточного миров.

2. Европейский процесс этого периода характеризовался становлением и развитием государственности. Формировались Французской, Английской, Итальянской народности, у северных народов, западных и южных славян. Важную раль в консолидации средневековой Европы принадлежала церкви.

В эти столетия религия пронизывала все стороны жизни европейского общества.

1. Политическая организации опиралась на бога и религию.

2. Семья была свяженным религиозным союзом.

3. Экономика контролировалось церковью, которая налагала запреты на многие формы экономической деятельности, заперщала прибавочную стоимость.

4. Культура носила религиозный характер, постепенно вызревали разногласи между западной и восточной церквями, вело к их разделению – схизме. Граница проходила по Балтийскому морю, реке Висла и Карпатам. Римская(западная ) цероквь втянула в свое влияние романскую и германские народы группу, Чехи, Харваты и Поляки. Византийская(восточная) церковь влияла на южных и восточных славян.

В 1054 году после взаимных обвинений разделились и каждая считала себя Вселенской, а вторую еритической. Римская церковь рано приобрела независимость и старалась быть выше светских государств. Восточная церковь по примеру духовенства легко подчинялось государсвам так и иноверной. Западная церковь стала называться Римско-католической , а восточная церковь греко-кефолическая или православная.

В конце 10 века между Папами и светскими государями развернулась борьба за влияние. По этому в 962 году была создана Священная Римская Империя Германской Нации.

К концу 12 века Римская церковь создала мощные государсво организовало в широком общеевропейском масшатабе финансы, апелляционный суд, создала многочисленную бюрократию, которая была состредоточенна в Риме и имела широкую сеть агентов во всей европе. Папа сремится решать международные споры в Европы, вмешивается во внутренние дела государств, организует Крестовые походы(их 8).

Крестовые походы представляли собой формально борьбу за гроб господень, а фактически это захватнической войнами, борьба против религии Мусульманство и борьба за расширение сфер влияние Европейской знати и Католической власти. С 1096 по 1270 года было организованно 8 Крестовых походов. Во время 4 крестового похода, обманным путем был взят Константинополь и была создана в 1204 году Латинская империя и просуществовала 1261 год. Потом крестоносцы были изгнаны и власть Византии

Становление цивилизаций интенсивного развития в Европе(13-16 веках

1. Цивилизационное обновление европы в 13 – 14 веках,

2. европейская цивилизация в эпоху возрождения(15-16 века)

Влияние крестовых походов на общественно политическое развитие Европы.

1. Крестовые походы ускорили процессы жизни западной Европы, которые начались еще до нах. Уход на Восток самых беспокойных элементов рыцарства, а также наиболее воинственных сеньоров, которые претендовали на полит самостоятельность у себя на родине – содействовало, способствовало усилению централизацию Европы и укреплению королевской власти. Исключение Германия – централизация на княжеском уровне.

2. Крестовые походы оказали воздействие не власть католической церкви в Европе, которая использовала для поднятия своего авторитета, а к концу становилось все более очевидным корыстолюбие Римских пап, что подрывало престиж.

3. Знакомство с культурой и бытом заморских стран во многом изменили образ жизни европейской власти и привели к росту потребностей, а следовательно к стремлению больше денег. Это стимулировало процесс перехода к денежной форме ренты.

4. Массовый уход крестьян в первые крестовые походы, вызвал недостаток рабочих рук и сеньоры вынуждены были смягчать участь оставшихся крестьян, переводя их на денежный оброк. Отправляясь в крестовые походы сеньоры нуждались в деньгах и поэтому соглашались на самовыкуп крестьян.

5. Содействие развитию европейской торговли. В результате походов была сокрушена монополия арабских и византийских купцов и устанавливалась гегемония Итальянских, южноФранцузских и восточно испанских городов. Они стали играть роль посредников между востоком и остальной европой.

6. У европейцев в результате раширился кругозор, произошли изменения в их ментальности. Ранее они не подозревали что на востоке живут культурные народы. Многие из участников походов, ознакомившись с жизнью востока, становились более терпимыми, отступали от грубого религиозного фанатизма.

7. Участники похода сравнивая свою веру с мусульмаской приходили к критическим выводам относительно самой христианской религии, особенно той идеи теократизма которая навязывало Папство

8. Европейцы заимствовали на востоке: а) в военном деле арбалет, труба и барабан; б) получили распространение некоторые восточные обычаи: омовение рук перед едой, ношение бороды, горячие бани, гербы на щитах; в) в сельском хозяйстве новые культуры: гречиха, рис, кунжут, абрикосы, кукуруза, арбузы, лемон, фисташки и др.; г) вошло в практику употребление сахара из сахарного тростника.

На следующее занятие: после 2-й мировой войны.

06 декабря Конспект от Марии

Наши рекомендации