I. Африка после окончания Первой мировой войны
До сравнительно недавнего времени в Европе было принято игнорировать африканскую историю — многие полагали, что ее и не существует. Тем не менее Африка — это особый мир,это множество народов и культур, общественных структур и религий, совершенно различных по своему духу. И в Африке была своя история, не раз там возникали и рушились крупные государства, хотя, разумеется, в этом была своя специфика. В широком смысле Африку можно разделить на два региона: Северную и Тропическую.
Северный крайАфриканского континента стал частью арабо-ислам-скойцивилизации. Там всегда сильнее проявлялось тяготение к Ближнему Востоку,чем связи с остальной частью Африки. Традиционные общества опирались на собственный сильный религиозно-цивилизованный фундамент — еще в Средние века в Северной Африке господствовала исламская Османская империя.
Однако с конца XIX — начала XX в. европейцы навязывают свое господствопосредством установления протекторатов, неравноправных договоров, военных соглашений и прямой аннексии, открывая пути проникновения новой цивилизации. Перед народами стоял своего рода выбор, что и нашло отражение в борьбе реформаторов и традиционалистов.
Южнее Сахары, в Тропической Африке,не было выбора между модернизацией и традиционализмом. Можно было либо оставаться на уровне первобытности, либо заимствовать европейские новшества, развиваться, хотя это и вело к колониальной зависимости.
К началу Первой мировой войны большая часть Африки была поделена между европейскими державами.Независимой, по существу, оставалась Эфиопия,которая, в отличие от большинства стран Африки, имела свой цивилизационный фундамент — православие.
В середине XIX в. в Западной Африке потомки рабов, когда-то переселенных в Африку, основали Либерию.Полунезависимыми были Египет и Южно-Африканский Союз.Остальная часть Африки была колониальной.
Францияимела самую большую по территории колониальную систему в Африке — 43% территории.Помимо господства в странах Магриба (Марокко, Алжир, Тунис),в Тропическойчасти континента были две главные французские колонии.
Французская Западная Африкавозникла в 1904 г. и включала в себя территории 8 стран(Французская Гвинея, Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Дагомея, Мавритания, Нигер, Французский Судан и Сенегал). Административным центром ее был Дакар.
Другая колония — Французская Экваториальная Африка— была создана в 1910 г.; в нее входили Габон, Чад, Французское Конго и Убанги-Шари. Столицей был Браззавиль.
В Восточной Африке Франция владела небольшой территорией Французского Сомали и Коморскими островами. В годы Первой мировой войны она захватила огромный остров Мадагаскар.
Кроме того, на бывшие германские колонии был выдан мандат Лиги Наций: Франции досталась большая часть Камеруна и половина Того.
Французская колонизация велась в трех направлениях: с севера на юг (от Марокко), с запада на восток (от Сенегала) и с юга на север (от Конго).
Владения Англиив Африке охватывали 38% территории.На западе она имела две небольшие колонии — Гамбию и Сьерра-Леоне, старейшую колонию Золотой Берег (Гану) и самую крупную страну в Африке по численности населения — Нигерию. Последняя была создана буквально накануне войны, в 1914 г.
Но главный район английской колонизации был на юге: помимо позиций в Южной Африке (Южно-Африканский Союз — британский доминион), англичане основали самоуправляющуюся «белую колонию» — Южная Родезия и четыре протектората (Басутоленд, Свазиленд, Бечуаналенд и Северная Родезия).
На востоке Африки Судан управлялся англо-египетским кондоминиумом с 1899 г. Правда, в 1936 г. был заключен новый договор, который расширил полномочия Египта, но все же английское правительство стремилось закрепиться в Судане. Кроме того, в восточной части Африки у Англии были два протектората: Ньясаленд и Британское Сомали и колония Британская Восточная Африка, состоявшая из Кении и Уганды.
После войны Англия получила мандат Лиги Нацийна управление бывшей германской Восточной Африкой (Танганьикой), а также поделилатерритории в Западной Африке (Того и Камерун) с Францией.
Еще одна бывшая германская колония — Юго-Западная Африка (Намибия) была передана под управление Южно-Африканского Союза, британского доминиона. Под мандат других стран перешли все владения Германии, общей площадью 2,5 млн. км2 и с населением 13 млн. человек. Бельгиятакже получила мандат на бывшие германские территории Руанду и Урунди; к тому же она управляла огромной территорией в центре Африки — Бельгийским Конго.
Старейшей колониальной державой в Африке была Португалия (Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау). Ряд небольших территорий имела Испания(Испанская Сахара, Испанская Гвинея, остров Фернандо-По, Испанское Марокко). Накануне войны приступила к созданию своей колониальной империи и Италия— она обосновалась в Сомали, Эритрее, стремилась закрепиться в Ливии.
Что побуждало европейцев к захвату колоний? Очевидно, не только стремление отхватить себе побольше территорий, хотя и это имело место. В Африку их привлекали ресурсы: в XVIII в. — рабы; с XIX в. — ископаемые ресурсы (редкие и цветные металлы, драгоценные камни); в XX в. -— сельскохозяйственные продукты (кофе, какао-бобы, хлопок, арахис, бананы, ананасы) и дорогостоящая древесина.
Только в начале XX в. началось интенсивное освоениевнутренних районов: создавались европейские поселения, плантационные, фермерские хозяйства, развивалось горное дело, вводилась система денежного налогообложения. Местное население с трудом воспринимало новшества, даже в быту: необходимость регулярно трудиться, соблюдать дисциплину, строго выполнять свои обязанности и т. д.
В Африке строились объекты инфраструктуры: железные дороги, порты, система связи, а также административные учреждения европейского типа, школы, больницы. Через миссионерство распространялось христианство.
Казалось бы, за десятилетия колониализма наметилась тенденция к модернизации Африки, к проникновению европейских элементов в традиционное общество. Внешне это выглядело именно так:
а) в экономикесоздавался сектор, связанный с внешним рынком, производивший экспортные сельскохозяйственные культуры, обслуживавший нужды африканских территорий в промышленных товарах;
б) в социальной сферепоявились квалифицированные кадры из местной африканской элиты, получившие европейское образование, занимавшие постепенно посты в колониальном аппарате;
в) в политической сференасаждались европейские выборные институты, органы власти, возникали политические ассоциации по типу европейских партий;
г) в сфере культурыевропейские языки стали языками общения образованной части населения, было воспринято западное законодательство, христианская религия; многие африканцы стали приобщаться к западной культуре, получать образование в Сорбонне, Оксфорде и Кембридже.
Однако это были лишь внешние признаки, часто камуфлирующие истинную ситуацию.
В экономикепо-прежнему большинство населения было занято в традиционном укладе, вело примитивным способом сельское хозяйство, практиковало ремесленные промыслы, отходничество — многие даже не обладали навыками регулярного интенсивного труда.
3 социальной сфересохранилась старая структура (большая семья, кланы, общины, племена), существовала прежняя иерархия местных вождей и князьков, сложная система межклановых и межплеменных отношений, рабство; высок был авторитет местных знахарей и жрецов.
В политической сфере,даже там, где возникали новые политические институты, происходило это на базе старой социальной системы — доминировали в них вожди, жрецы и другие прежние авторитеты.
В сфере культурыдостижения тоже зачастую были чисто внешними: христианство воспринималось формально, в сознании и поведении местного населения по-прежнему доминировали традиционные культуры и примитивные представления. Тем более в социальном поведении, в быту африканцы руководствовались не столько постулатами христианства, сколько обычаями и традициями своих народов.
Таким образом, достижения европейской колонизации имели лишь ограниченный характер. Их не удалось обратить в тенденцию постепенного восприятия Африкой стандартов западной цивилизации, хотя иногда это и выглядело таким образом. Многие традиции прошлого, прежде всего общность, тянули Африку назад. Структуры приспосабливались, страшно сопротивляясь новому, тому, что нарушало привычный уклад их жизни.