Решение практических задач
Обязательные задания для выполнения обучающимися
В обязательном порядке обучающийся должен выполнить одно из заданий, перечисленных ниже:
Задание 1.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ по курсу «Правовое обеспечение ГМУ»
Выполнил магистрант_________________
Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования
1. Что включает в себя понятие «государственный аппарат»?
1) {органы законодательной власти}
2) {органы судебной власти}
3) {органы исполнительной власти}
4) {органы прокуратуры
5) {все перечисленные.}
2. Какова важнейшая черта государственного управления, выражающая природу взаимоотношений между органами законодательной и органами исполнительной власти?
1) {подзаконный характер государственного правления}
2) {распорядительный характер государственного управления}
3) {характер согласования}
4) {исполнительный характер государственного управления}
3. Назовите основное отличие государственного управления от социального управления?
1) {деятельность с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий людей}
2) {деятельность по утверждению и реализации программы развития соответствующей территории}
3) {организация юридически - властной деятельности}
4) {имеет в качестве главного объекта воздействие на поведение участников совместной деятельности}
4. К какой сфере государственного управления относится управление внутренними делами?
1) {к хозяйственной сфере}
2) {к социально-культурной сфере}
3) {к административно-политической сфере}
4) {к сфере борьбы с преступностью}
5. Какой из перечисленных принципов государственного управления относится к числу общих (социально-правовых)?
1) {сочетание единоначалия и коллегиальности};
2) {двойного подчинения}
3) {сочетание централизации и децентрализации}
4) {все перечисленные}
Тема 6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права
1. Какие центральные органы федеральной исполнительной власти осуществляют управление?
1) {государственный комитет РФ}
2) {федеральная служба РФ, российское агентство}
3) {министерства РФ}
4) {все перечисленные}
2. Каким способом реализуются распорядительные полномочия органов исполнительной власти?
1) {путем осуществления предписаний органов законодательной власти
2) {путем обработки и передачи информационных материалов}
3) {путем издания актов управления}
4) {все перечисленные}
3. Какие федеральные органы исполнительной власти проводят государственную политику и осуществляют управление в установленной сфере деятельности, а также координируют деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти?
1) {все центральные органы федеральной исполнительной власти}
2) {министерства и государственные комитеты РФ}
3) {министерства, гос. комитеты и федеральные службы РФ}
4) {министерства РФ}
4. Какой из перечисленных органов исполнительной власти является коллегиальным?
1) {федеральная служба}
2) {администрация г. Санкт- Петербурга}
3) {административная комиссия}
4) {российское агентство}
5. Какого рода компетенцией наделены органы федеральной исполнительной власти?
1) {общей}
2) {специальной, межотраслевой}
3) {некоторые общей (например: министерства, гос. комитеты РФ), некоторые специальной ( например: федеральные службы)}
4) {и общей, и специальной одновременно}
Тема 7. Государственные служащие как субъекты административного права
1. На какие из перечисленных ниже действий государственный служащий имеет право?
1) {принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций}
2) {получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности}
3) {принимать решения и участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями}
4) {все перечисленные}
2. Государственным служащим считается лицо, занимающее должность в аппарате органов гос. власти и получающее за свой труд вознаграждение из средств государственного бюджета. Кто из перечисленных лиц является государственными служащими?
1) {начальник управления министерства}
2) {директор коммерческого банка}
3) {председатель инвестиционного фонда}
4) {работница фабрики}
3. К какому понятию относится данное определение: «Гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по гос. должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ»?
1) {должностное лицо}
2) {государственный служащий}
3) {специалист}
4) {представитель власти}
4. На какие из перечисленных ниже действий государственный служащий имеет право?
1) {занимать другую должность в гос. органах, в учреждениях, организациях и общественных объединениях}
2) {заниматься научной, преподавательской и другой творческой деятельностью}
3) {заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц}
4) {все перечисленное}
5. Какое понятие раскрывается в следующем определении: «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов»?
1) {понятие компетенции}
2) {понятие должностных обязанностей}
3) {понятие государственной службы}
4) {понятие метода управленческой деятельности}
1. Какое понятие органа управления отвечает следующим требованиям: является органом внутреннего управления; территориальные масштабы его деятельности ограничены территорией учреждения (предприятия); может быть государственным, муниципальным и т.д.?
1) {департамент}
2) {администрация}
3) {совет директоров}
4) {коллегия}
2. Руководящие должности в органе управления предприятием замещаются:
1) {по выборам}
2) {по конкурсу}
3) {по назначению}
4) {способом, определяемым собственником}
Тема 9. Органы местного самоуправления и общественные организации как субъекты административного права
1. С какого момента возникает административная правоспособность общественных и религиозных объединений?
1) {с момента принятия решения о создании}
2) {с момента утверждения устава}
3) {с момента государственной регистрации}
4) {с момента подачи заявления о регистрации в органы юстиции}
2. Наличие каких органов либо должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральным законом является обязательны
1) {наличие выборных органов местного самоуправления}
2) {наличие должности главы муниципального образования}
3) {наличие иных органов местного самоуправления (например, местной администрации)}
4) {наличие всех указанных органов и должностных лиц является обязательным}
3. Каким образом могут быть отменены либо признаны недействительными решения органов местного самоуправления?
1) {органами прокуратуры}
2) {федеральными контрольно-надзорными органами исполнительной власти и Правительством РФ}
3) {только Президентом РФ}
4) {только органами, их принявшими, либо по решению суда}
Тема 10. Функции, формы и методы государственного управления
1. Какая главная черта отличает административно-правовой метод регулирования от гражданско-правового?
1) {судебный характер защиты нарушенных прав субъектов}
2) {договорной характер установления прав и обязанностей сторон}
3) {юридическое неравенство субъектов}
4) {равенство сторон в административном правоотношении}
2. К какому понятию относится следующее определение: «Наиболее общие, типичные виды действий субъектов управления, характеризующие содержание управления как деятельность, направленную на установление согласованности и упорядоченности в поведении коллективов людей, решающих возникающие перед ними задачи»?
1) {методы управления}
2) {функции управления}
3) {формы управления}
4) {иное понятие, назовите какое}
3. Укажите какие из ниже перечисленных действий относятся к правовым формам управленческой деятельности?
1) {ведение делопроизводства}
2) {разъяснение и толкование законодательства}
3) {издание акта управления (приказы, распоряжения}
4) {проведение инструктажа}
4. Какие из ниже перечисленных методов государственного управления квалифицируются по способу воздействия на управляемые объекты?
1) {убеждение и принуждение}
2) {наблюдение}
3) {прямые и косвенные воздействия}
4) {руководство и непосредственное управление}
5. Какая из ниже перечисленных форм государственного управления является конклюдентной?
1) {издание письменного акта}
2) {отдание устного приказа}
3) {указания регулировщика с помощью жезла}
4) {составление протокола}
Тема 11. Правовые акты государственного управления
1. Какому из требований, предъявляемым к актам управления, отвечает наличие компетенции у автора управленческого решения?
1) {полезность}
2) {целесообразность}
3) {культура оформления акта}
4) {законность}
2. Каковы основные признаки акта исполнительной власти?
1) {обязательное наличие в правовом акте управления норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц}
2) {официальный характер и двустороннее волеизъявление}
3) {издание субъектами исполнительной власти и подзаконность}
4) {индивидуальный правонаделительный характер}
3. Какие административные акты являются ничтожными?
1) {акты, не являющиеся целесообразными с точки зрения публичных интересов}
2) {все административные акты, признанные незаконными}
3) {акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не подлежат исполнению}
4) {акты, не являющиеся эффективными}
4. Какой из приведенных актов является индивидуальным правовым актом управления?
1) {договор об аренде помещения}
2) {решение суда по гражданскому делу}
3) {приказ о зачислении на работу}
4) {Кодекс РФ об административных правонарушениях}
5. Каковы виды правовых актов управления в зависимости от порядка их принятия?
1) {коллегиальные и единоначальные акты}
2) {нормативные, индивидуальные, общие, смешанные акты}
3) {акты органов исполнительной власти, акты общественных организаций}
4) {плановые, методические, финансовые и др}
Тема 12.Убеждение и принуждение в государственном управлении
1. Какие из перечисленных мер воздействия не являются мерами убеждения, применяемыми в государственном управлении?
1) {меры общественного воздействия}
2) {средства морального стимулирования}
3) {административно-предупредительные меры}
4) {угроза юридической ответственности}
2. К какому виду мер принуждения принадлежат: задержание, досмотр вещей, изъятие вещей и документов?
1) {общие меры пресечения}
2) {меры взыскания}
3) {специальные меры пресечения}
4) {меры административно-процессуального принуждения}
3. Подберите общий термин для обозначения двух понятий «меры административного взыскания» и «меры административного пресечения»?
1) {восстановительные санкции}
2) {меры административного принуждения}
3) {меры административного предупреждения}
4) {меры общественно-правового принуждения}
4. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, уклоняется без уважительных причин от явки по вызову ОВД или судьи, то его можно подвергнуть:
1) {приводу}
2) {доставлению}
3) {административному задержанию}
4) {личному досмотру}
5. Установление карантина, комендантского часа, запрещение движения автотранспорта - подберите для этих мер общее родовое понятие.
1) {меры общего пресечения}
2) {меры административного предупреждения}
3) {меры специального пресечения}
4) {иные меры, назовите какие}
Задание 2.
Решение практических задач
Задача 1. На заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ большинством голосов от общего числа депутатов было принято решение о назначении другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу в связи с тем, что председательствующий на данном заседании после каждого выступления депутатов комментировал их выступления.
Правомерны ли действия депутатов? Обоснуйте свой ответ, сославшись на Конституцию РФ и Регламент Государственной Думы.
Задача 2. Большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ был утвержден состав комитета Государственной Думы по безопасности, в который был включен также Председатель Государственной Думы.
Возможно ли включение Председателя Государственной Думы в состав комитета палаты?
Задача 3. По предложению Президента РФ в связи с особой важностью обсуждаемого вопроса, содержание которого составляло государственную тайну, большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, принявших участие в голосовании, было принято решение о проведении закрытого заседания Государственной Думы.
Правомерны ли действия депутатов? Обоснуйте свой ответ, сославшись на Конституцию РФ, федеральные законы и Регламент Государственной Думы.
Задача 4. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, понимающий, что в связи со скорым прекращением прений не успеет выступить, воспользовавшись моментом, начал свое выступление на заседании Государственной Думы без разрешения председательствующего.
Могут ли быть применены к данному депутату какие-нибудь меры? Обоснуйте свой ответ, сославшись на Конституцию РФ и Регламент Государственной Думы.
Задача 5.Совет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по предложению комитета Государственной Думы по безопасности, организовавшему проведение парламентских слушаний, принял решение о проведении их в закрытом режиме. На данное заседание приехал судья Верховного Суда РФ с целью принять в нем участие.
Вправе ли судья Верховного Суда РФ участвовать в закрытых парламентских слушаниях? Обоснуйте свой ответ, сославшись на Конституцию РФ, федеральные законы и Регламент Государственной Думы.
Задача 6..Государственная Дума своим постановлением одобрила инициативу Совета Федерации Федерального Собрания РФ, принявшего ранее по этому вопросу постановление от 15 мая 1997 г. о создании общероссийского телевизионного канала и телевизионной компании «Регионы России».
В качестве приложения к данному постановлению Государственная Дума приняла заявление, в котором специально подчеркнула, что названные телевизионный канал и телевизионная компания необходимы, и она поддерживает соответствующую инициативу при условии участия обеих палат Федерального Собрания РФ в их создании.
Какие правовые последствия данного постановления? Является ли заявление Государственной Думы РФ нормативным правовым актом?
Задача 7..Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания РФ по борьбе с коррупцией запланировала выйти с законодательной инициативой о принятии закона о парламентских расследованиях. Данный законопроект предусматривал такие права депутатов, как проверка фактов и передача материалов проверок прокуратуре на основании решения Государственной Думы. Соответствуют ли данные положения законопроекта Конституции РФ?
Задача 8..В ст. 111 Конституции РФ предусмотрено, что после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Вправе ли Президент РФ повторно представлять одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ?
Может ли Государственная Дума быть распущена Президентом РФ после отклонения ею трех разных представленных им кандидатур Председателя Правительства РФ?
Задача 9.Верно ли следующее утверждение.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией РФ.
В каких случаях Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ?
Кого должен уведомить Президент РФ об освобождении от должности Председателя Правительства РФ?
Влечет ли освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно отставку Правительства РФ?
Задача 10. Одной пятой от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ был внесен проект Закона РФ о поправках к ст. 104 и 125 Конституции РФ (о наделении Генерального прокурора РФ правом законодательной инициативы, правом обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и об изменении наименования гл. 7 Конституции РФ). Государственная Дума своим постановлением отклонила данный проект закона. Каковы последствия отклонения законодательной инициативы?
Критерии оценки выполнения задания:
Оценка «удовлетворительно» предполагает:
· владение терминологией курса,
· знание содержания основных тем пройденного курса, понимание роли управления временем в организации работы менеджера,
· умение рассуждать, проявлять способности анализа и синтеза,
· умение систематизировать свои знания и логично излагать их.
Оценка «хорошо» предполагает:
· основательное знание содержания основных тем пройденного курса,
· владение терминологией курса на профессиональном уровне,
· умение выделять в ответе на вопрос главное и второстепенное,
· умение иллюстрировать излагаемые положения примерами,
· умение применять свои знания для анализа конкретных практических ситуаций.
·
Оценка «отлично» предполагает:
· владение терминологией курса на профессиональном уровне,
· глубокое знание содержания основных тем пройденного курса, а также разделов тем для самостоятельного изучения,
· умение аргументировано, последовательно рассуждать, проявлять способности анализа и синтеза,
· умение использовать основные понятия, термины управленческих дисциплин в профессиональной деятельности,
· написание рефератов, контрольных работ, эссе с обоснованными выводами и предложениями,
· владеть основами написания научных публикаций.
Ответ оформляется на одной стороне листа белой односортной бумаги (формата А 4) в текстовой редакторе Word шрифт «14 TimesNewRoman» с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста – по ширине страницы с включенным режимом переноса.Фразы, начинающиеся с «красной» строки, печатаются сотступом от начала строки равным 12 мм (первая стандартная позиция табулятора).Объем ответа минимум 3 страницы.