О внеконтекстуальных стилистических ресурсах языка (аспект строевой, структурный)

О закономерностях функционирования языка в различных сферах общения. (функциональная стилистика), (аспект собственно-коммуникативный)

Направление, изучающее художественную речь, язык и стиль художественной литературы (стиль художественной литературы)

4. собственно-нормативный и прикладной аспект. Его задачи – проведение в жизнь принципов теоретической стилистики, воспитание стилевой речевой культуры.

Диахроническая-историческая. Изучает процессы формирования функциональных стилей.

4. Понятие о тексте. Конститутивные признаки текста.
Стилистика текста и ее задачи.

Текст по Гальперину – это произведение речевого процесса, обладающее завершенностью, объектированное в виде письменного документа, литературно-обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку.

Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Адресат же при восприятии текста может что-то упускать, утрачивать из вложенного в текст автором содержания, а что-то добавлять от себя, домысливать.

Целостность текста предполагает единство содержания и речевой формы. Под целостностью внутренней формы подразумевают внутреннюю организованность, структурность и оформленность содержания текста .

Целостность языковой формы текста – оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическая целостность и т. д.

Выделяют три основных типа внутренних текстовых структур:предметно-логическуюхарактерную для большинства научно-учебных, и официально-деловых текстов,«плетеную»,характерную для публицистических текста,и свободную образно-ассоциативную,общую для художественных текста .

Стилистика текста – структурный раздел стилистики, изучающий общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержательному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведение; исследующий стилистическую характеристику сложного синтаксического целого, прежде всего предложений и сверхфразовых единств в их соотношении с абзацем, с общей композицией и синтаксическим строем текста, соотнесенность композиционных частей текста с определенной совокупностью языковых единиц в зависимости от идейного содержания и жанрово-композиционных особенностей текста, его функционально-стилевой принадлежности.

5. Современный русский литературный язык
в системе национального языка.

Литературный язык – форма социального существования национального языка, принимаемого его носителями за образцовую.

Литературный язык входит в систему национального языка. Он соотносится с другими формами его исторического, социального существования: с территориальными диалектами, жаргонами и просторечиями, составляя с ними систему национального языка. В этой системе он занимает центральное положение, отражая наиболее существенные свойства и достоинства национальной речевой культуры, оптимальные способы выражения мыслей и эмоций.

Литературный язык – это язык всего народа и всей нации. Он постоянно обогащается, развивается, его нормы проникают во все сферы общения. Растёт его словарный запас, отражая меняющиеся условия жизни. Литературный язык – важнейшая сторона духовной жизни человека, орудие и результат творчества народа. Он создаётся людьми и служит им. Без него не мыслим никакой прогресс. Основной признак литературного языка – нормированность соблюдать нормы должны все, кто говорит и пишет на этом языке. Нормы охраняются словарями и справочниками; существуют учебники и учебные пособия, по которым изучают нормы русского литературного языка.

Нормы:

1) орфоэпические (правильное произношение)

2) лексические (определённый набор слов; в литературный язык не входят диалектизмы, просторечия, жаргонизмы)

3) грамматические:

a) морфологические (связанные с употреблением частей речи);

b) синтаксические (связанные с построением словосочетаний и предложений)

4) стилистические (надо употреблять слова в соответствии с их стилистической окраской)

Литературный язык закрепляется на письме в орфографических и пунктуационных правилах, которые вырабатываются постепенно на протяжении всей истории развития языка. Они придают языку устойчивость, благодаря которой нам понятны произведения прошлого, однако нормы всё-таки меняются: а) фонетика; б) лексика (исчезают слова и нарождаются новые); в) грамматика.

Диалекты. В разный краях России существуют заметные различия в том, как говорят люди на одном и том же русском языке. Эти различия фонетические, лексические, грамматические. Такие различия языка называют территориальными диалектами. Слово «диалект» в перев. с греч. означает «разговор, говор». Диалектизмы не входят в литературный язык. Они могут употребляться в языке художественной литературы, если автор хочет передать особенности разговора в определённой местности. Диалектизмы могут употребляться и в авторском повествовании (сказы Бажова) и в речи персонажей. Ещё в XVIII веке было положено начало изучению русских диалектов. В середине XIX века учёный А.Н.Афанасьев составил сборник «Народные русские сказки», куда вошли сказки, записанные в разных губерниях России со всеми особенностями местных говоров. В это время возникла специальная наука о диалектах – диалектология. В наши дни на основании изучения местных говоров учёные составили диалектологический атлас, в котором отражены все варианты русского языка.

Просторечия. Существуют такие разновидности разговорного языка, которые не относятся к русскому литературному языку и уме

стны далеко не в любой ситуации. Одна из них – просторечие. Просторечие – это язык сниженный, грубоватый, часто окрашенный иронией, дающий предметам отрицательную характеристику. б) оттолкнуть – отшить; в) спать – дрыхнуть. Просторечные слова и выражения очень выразительны. Употреблять их можно редко и в соответствии с обстановкой. В художественных произведениях просторечия употребляются. Они используются как выразительные средства характеристики героя.

Наши рекомендации