Обработка, систематизация и анализ собранного материала
Рекомендованные источники для подготовки курсовых работ подобраны с учетом существования различных научных позиций по теме. Поэтому необходимо избегать излишней увлеченности работами одного автора или нескольких авторов, придерживающихся одинаковой позиции. Следует уделить пристальное внимание литературы, отражающей новые взгляды, идеи. Некоторые источники прошлых лет издания рекомендованы для изучения с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций авторов, однако необходимо помнить, что и в них много ценного.
Рассмотрение различных суждений, мыслей - это непременное условие научной работы. Только глубокое овладение материалом позволяет находить противоречия в суждениях, и сопоставление взглядов одних взглядам других дает возможность сделать собственные выводы. Таким образом, собранная научная информация в процессе подготовки курсовой работы должна отражать имеющиеся взгляды на поставленную проблему, т.е. должны присутствовать элементы научной полемики. Для достижения такого уровня в работе необходимо уметь пользоваться источниками. Изучая литературу, нормативный материал, необходимо делать закладки или помечать интересующие страницы в рабочей тетради. После изучения источника в полном объеме выделяется основная мысль автора, которая сопоставляется с планом конкретного раздела работы, а затем в рабочей тетради следует законспектировать основные положения автора или выписать необходимые цитаты.
Источником научной информации может быть литература не только по теории государства и права, но и по другим учебным дисциплинам, например «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», «История государства и права». При сборе информации нельзя пренебрегать яркими примерами из художественной и публицистической литературы, что непременно свидетельствует как о глубине знаний, увлеченности данной проблемой, так и о широком кругозоре.
Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в курсовой работе. Ссылки на международно-правовые документы, Конституцию России, законы и подзаконные акты должны присутствовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативного регулирования. При работе с нормативным материалом необходимо использовать действующую редакцию документа.
Письменное изложение темы
Курсовая работа должна состоять из введения, не менее двух глав, заключения и списка использованой литературы. Каждая глава должна состоять не менее, чем из двух вопросов. Схемы, таблицы, диаграммы и диарамы могут быть расположены как в тексте работы, так и в приложениях. Приложения располагают после списка литературы. Протоколы, определения, решения и иные образцы документов либо копии документов выносятся только в приложения, размещаемые после списка литературы. Курсовая работа выполняется на отдельных стандартных листах формата А-4. Объем курсовой работы устанавливается в пределах 24-26 листов (в этот объем входят введение, две главы, включающие в целом не менее четырех параграфов и заключение, список литературы не менее пятнадцати источников из которых не менее шести должны быть не старше 2011 года). Рекомендуемый шрифт «Times New Roman», размер шрифта – 14 (сноски – 12 шрифт), междустрочный интервал – полуторный, положение на странице – по ширине текста. Поля: верхнее и нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.
Курсовая работа в соответствии с планом начинается с введения. Во введении показывается значение избранной темы для государственно-правовой практики и деятельности уголовно-исполнительной системы, ее место в курсе теории права и государства. Отмечается актуальность, указываются цель, задачи, стоящие перед обучаемым для раскрытия темы, предмет и методы исследования, степень теоретической разработанность темы в трудах ученых.
В содержательной части работы в логической последовательности раскрываются основные вопросы. В первую очередь необходимо учитывать особенности теории права и государства как методологической дисциплины. Особое внимание в первом вопросе первой главы обращается на выделение понятий и категорий, которые рассматриваются по данной теме. Необходимо соблюдать логику изложения, используя основные способы изложения – от общего к частному или от частного к общему. Любой вопрос, как и работа в целом, должен состоять из вступления, основной части и заключения (вывода). Во втором вопросе излагается, как правило, основная часть работы, где обучающийся должен показать глубокое понимание избранной темы, знание используемых источников, умение анализировать научные позиции. Важно не механически сопоставлять точки зрения или бездоказательно критиковать отдельные позиции, а стремиться, чтобы важные положения были подкреплены отобранными теоретическими аргументами, фактами и примерами из практической деятельности. Поскольку курсовая работа является результатом самостоятельного изучения избранной темы, она должна содержать необходимые личные обобщения и выводы, сделанные обучающимся.
Заключительный параграф второй главы плана большинства тем связан с проблемными вопросами и требует применения ранее изложенных теоретических положений к деятельности уголовно-исполнительной системы. Поэтому данный вопрос должен логически вытекать из предыдущих.
В заключении автор подводит итог сделанной работы, указывает, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, выделяет наиболее узловые или вызвавшие интерес проблемы. Следует отметить, какие вопросы имеют практическую значимость для деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечения прав человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Обобщения и выводы необходимо излагать кратко.