Права, граждан, устанавливаемые и гарантируемые законами и подзаконными правовыми актами субъектов исполни тельной власти

Кроме прав, имеющих конституционное выражение и значение, непосредственно в сфере государственно-управленческой деятельности граждане пользуются рядом иных прав общего или конкретного характера. С их помощью административно-правовой статус граждан получает свое дальнейшее развитие. Устанавливаются и гарантируются эти права, как законами, так и подзаконными нормативными актами полномочных органов исполнительной власти. В качестве примера можно сослаться на нормы КоАП, определяющие процессуальные права граждан, привлекаемых к административной ответственности. Право граждан проводить митинги, демонстрации реализуется на основе Указа Президента РФ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25.05.92. В законодательном или в подзаконном варианте регламентируются права граждан, связанные с изменением имени и фамилии, с лицензированием их предпринимательской или иной деятельности, с выездом из России и въездом в Россию, с действием паспортной системы и др.

Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти. Административно-правовой статус гражданина предполагает выполнение им определенных юридических обязанностей: как конституционных, так и определяемых законами и подзаконными правовыми актами. Прежде всего это общие конституционные обязанности: платить налоги (ст. 57), охранять природу и окружающую среду (ст. 58), защищать Отечество (ст. 59). Они получают свою конкретизацию в законах и подзаконных правовых актах. Так, в области внутренних дел граждане обязаны соблюдать правила общественного порядка, о безопасности дорожного движения, паспортной системы и т.п. Главное заключается в том, что конкретный объем отраслевых или ведомственных обязанностей граждан определяется не усмотрением того или иного органа исполнительной власти, а действующими правовыми нормами. Установление для граждан обязанностей помимо предусмотренных в законе во всех случаях строго наказуемо. Однако невыполнение или ненадлежащее выполнение гражданином своих обязанностей влечет за собой его ответственность. В сфере действия административно-правовых норм это, как правило, административная ответственность.

1.2 Гарантии прав граждан в сфере реализации исполнительной власти

Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану, который слагается из следующих юридически значимых действий:

а) выполнение юридической обязанности по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан;

б) создание необходимых условий для их реализации;

в) постоянное наблюдение и контроль за их реализацией;

г) охрана прав и свобод граждан;

д) применение санкций в случае их нарушения.

При этом необходимо учитывать, что гарантии, о которых идет речь, носят государственный характер. Это означает, что на все государственные органы КРФ и российским законодательством возлагаются обязанности, связанные с реализацией прав и свобод граждан. Выполнение таких обязанностей органами исполнительной власти составляет содержание административно-правовых гарантий. Они могут носить различный характер, что позволяет выделить два основных направления, по которым они проявляются в процессе государственно-управленческой деятельности.

1. Административно правовые гарантии реализации прав и свобод граждан. В данном случае подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан. Эти гарантии находят свое выражение в закреплении в соответствующих правовых нормах данных обязанностей. Тем самым права и свободы граждан определяют деятельность исполнительной власти (ст. 18 КРФ). Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, которыми затрагиваются права, свободы и законные интересы граждан. Важное значение имеют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан, устанавливаемые законодательством о производстве по делам, об административных правонарушениях, по заявлениям и жалобам граждан и т.п. Они включают, в частности, закрепление обстоятельств, смягчающих адми­нистративную ответственность, ограничения при применении наиболее строгих административных наказаний, предоставление гражданам, привлекаемым к административной ответственности, широкого комплекса прав процессуального характера, устанавливаемых КоАП, и др. Кроме того, предусмотрены административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан. Так, подобные процедуры действуют при приеме граждан на работу, при рассмотрении их заявлений и жалоб, при осуществлении лицензирования различного рода деятельности, осуществляемой ими, и т.п.

С учетом особенностей административно-правовых отношений механизм рассматриваемых административно-правовых гарантий есть совокупность следующих юридически значимых действий:

а) обращение гражданина к исполнительному органу по поводу реализации закрепленных за ним прав;

б) рассмотрение компетентным органом обращения гражданина на предмет установления его правомерности и обоснованности;

в) вынесение им решения по предмету обращения;

г) исполнение принятого решения.

Главное при этом заключается в том, что исполнительный орган юридически обязан принять обращение гражданина и вынести по нему властное одностороннее решение, а также провести его в жизнь. Эту обязанность орган выполняет в силу требований закона либо подзаконного правового акта. С другой стороны, он обязан не только перед законом, но и перед гражданином как сторона возникшего административно-правового отношения. Это и есть проявление юридических гарантий прав граждан.

Наши рекомендации