Этапы становления политической науки

Этапы становления политической науки.

Объект и предмет политологии.

Политология в системе наук.

Основные методологические подходы политической науки.

Этапы становления политической науки

Политология (греч. – politica + logos = наука о политике) – одна из самых традиц. наук, т.к. она изучает политику, а политика занимала умы людей и в Древности и в Ср. века. Одновременно она относится к самым современным общест. наукам, поскольку цельное оформление и самостоятельное место в системе наук приобрела только в ХХ веке.

Исторически политическая наука формировалась в процессе постепен­ного перехода от способов обыденного восприятия политики к методам ее систематического специали­зированного изучения и получения на этой основе все более упоря­доченных представлений о ней. С самого зарождения политическая наука формировалась как междисциплинарная отрасль знания. Ее ста­новление и развитие тесно переплетались с философскими, этичес­кими, историческими, а впоследствии социологическими и правовыми исследованиями. К изучению политики постоянно привлека­лись и методы, характерные для естественных наук. В процессе исто­рического развития она не раз меняла свои наименования (полити­ка, научная политика, политология, политическая наука, political science, science politique и т.д.).

Институционализация:

1) Накопление теоретич. и эмпирич. материала;

2) Проведение и публикация научн. исслед-й;

3) Создание специализир. педагогич. изданий;

4) Подготовка кадров, созд-е учеб. заведений;

5) Формирование научн. сообщества, объед. в нац. и межд. ассоциации.

Все эти этапы политология прошла.

Можно выделить 3 самых общих этапа эволюции политической науки.

►Первыеформы специализированного (протонаучного) отображе­ния и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической фор­ме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и орга­низации власти. Позже, примерно в середине I тысячелетия, обнару­жилась тенденция к большей рационализации политических пред­ставлений, появлению отдельных систематизированных учений. Так, в цивилизациях Древнего Востока доминировали идеи об устройстве отдельных государств, искусстве управления людьми. Например, Конфуций (551-479 до н.э.) разрабатывал учение о «гуманном управле­нии»; в нем государство трактовалось как средство перевоплощения идеальных семейных отношений и насаждения таким способом в об­ществе справедливости, любви к людям, благодарности к старшим. Наиболее видные представители древнегреческой мысли Платон (427— 347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) в качестве основного объекта познания рассматривали конкретные государства, формы гос­подства отдельных правителей, наиболее отчетливые проявления пуб­личной власти. Они пытались более целостно и систематично пред­ставить себе мир политики. Но пол. исслед-я древних мыслителей (Платона, Ар., Цицерона, Ф. Акв.) еще не создавали пол. науки, т.к. были переплетены с космологич., этическими идеями.

Такие идеи основывались на практическом отождествлении по­литики и государства, нерасчлененном восприятии государства и об­щества, предполагая интегрированность организации человеческой жизни и публичной власти. Это оставляло теоретические трактовки политики в русле философии и даже частично естествознания. Одна­ко нарастание рационального описания все усложнявшихся полити­ческих явлений привело в XIIIв. к созданию на основе схоластики уже специфической политической науки, именуемой то «ars politica», что означает «политическое искусство» (Альберт Великий), то «scientia politica» — «политическая наука» (Аквинат), то «doctrina politica» — «политическое учение» (Л. Гвирини) и даже «sanctissima civilis scientia» — «божественная гражданская наука» (С. Брент). Несмотря на достаточно идеалистическую трактовку политики, она символи­зировала коренной поворот в сторону формирования специализиро­ванных знаний об этой области жизни. Причем данная совокупность представлений стала и непременной составной частью гуманитарно­го образования того времени.

►Новое время (XVI—XIX вв.), положившее начало второмуэтапу развития политической науки, существенно изменило и формы, и темпы формирования политической теории. Формирование специфич. пол. проблематики ученые отмечают в 16 веке. Итальянский мыслитель Н. Макиа­велли «Государь» первым совершил этот прорыв, разделив представления о по­литике и обществе. Введя в научный лексикон термин stato, он трактовал его не как отображение конкретного государства, а как особым образом организованную форму власти.

К. Маркс и М. Вебер. Создали методологию исследования политики.

В духе такого подхода Ж. Боден поставил вопрос о разработке методических оснований осо­бой политической науки. Громадный вклад в развитие этой отрасли знания внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Маркс и ряд других выдающихся мыслителей, разрабатывавших идеи рационализма, свободы, равен­ства граждан.

Качествен. скачок на пути оформления П. в кач. самост. отрасли знания произошел в конце 19 – нач. 20 вв. Осн. причина – востребованность обществом.

Предпосылки: множество политич. концепций (политич. идеологии: либерализм, консерватизм, анархизм и т.п.) + потребность общества применить их на практике:

2 практические необходимости:

1. 19в – активизация политич. борьбы (3 Фр. Революции)

- крестьяне/помещики

- буржуазия/помещики

- пролетариат/буржуазия.

Складыв-ся организации, кот. нужны идеологии, т.е. политич. партии.

2. Государство

Утверждение республиканизма (парламенты). Определяются правовые рамки, т.е. конституции опред-ют всю жизнь общества.

Т.О. Þ Необходимость специализации в этой области.

►С первой четверти XX в. начинается современный,продолжаю­щийся и поныне, этап развития политической науки. Теперь ее раз­витие идет на основе все более усложняющихся политических свя­зей, дальнейшей политизации социальной жизни в целом, на фоне развития всего обществознания, способствующего постоянному обо­гащению методов политических исследований. Неуклонное усложне­ние социального мира привело некоторых теоретиков к идее о том, что «политическая теория современности должна сфокусировать вни­мание на фрагментированности общества». Мир стал еще более политизированным, а число субдисциплин, изучающих грани полити­ческого, стало неуклонно расти, демонстрируя громадное разнооб­разие специализированных исследований, методов и приемов анализа политики. Расширение областей, подвергающихся специализирован­ным и систематическим исследованиям, привело Г. Лассуэлла в 1951 г. к мысли о необходимости введения термина «политические науки» (political science).

Основной вклад в развитие современной политической науки вне­сли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Б. Мур, Э. Дауне, Ч. Линдблом, Г. Алмонд, С. Верба, Э. Кэмпбелл и др. Современная политическая наука - авторитетней­шая академическая дисциплина; соответствующие курсы читаются во всех сколько-нибудь крупных университетах мира.

В 20-30-е гг. ХХ века под воздействием новой волны политизации общ., вызванной рез-ми I Мир.в. и цепью революций, пол.н. активизировалась, стала самост. Произошло ее размежевание с правоведением, социологией, историей политики.

Процесс институц-ции П. В развитых странах имел свои временные и содержательные особенности:

В странах Европы и США П. Вычленяется из государствоведения и правоведения

В Германии этот процесс связ. с развитием «правовой шк.»

В GB импульс развития П. Придало основание в к. 19в Лондонской шк.эк. и политич. наук при Лонд. универе

Во Фр-ции П. Родилась на стыке государствоведения, социологии и пол. истории.

В США интенсивное оформление П. В самостоят. Отрасль знания нач. в 1880 г. – созд-е школы пол.н. при Колумбийском универе.

1903 г – Американская ассоциация пол. Наук (www.apsanet.org)

1948г - Международная ассоциация пол.н. под эгидой ЮНЕСКО (www.ipsa.org).

В 40-60-е пол.н. вводится в учебные планы большинства универов.

Т.О. процесс институц-и носил постоянный, непрерывный характер. Развитие пол. идей отражало потребности и уровень совершенствования общ. в опред. периоды. Пол. идеи становились все более реалистическими, опирающ. на пол. практику. Возникло непосредственное взаимодействие пол.н. и пол. действительности.

В России - драматич. оттенок формирования П. Становление нач. в сер. 19в, к 20-м годам 20в – предпосылки были. Но становление господства марксистско-ленин. идеологии прервало процесс. Только к 80-м гг. 20в началось преподавание политологии в ВУЗах.

1991 г. – Российская ассоциация политической науки (www.rapn.ru)

Наши рекомендации