Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Каково место Президента РФ в системе разделения государственной власти на ветви?
Задание 1. Каково место Президента РФ в системе разделения государственной власти на ветви?
Задание 2. Модно ли предусмотреть дополнительные функции Президента РФ в Федеральных законах, указах Президента РФ?
Задание 3.Вправе ли Президент РФ восполнять пробелы федерального законодательства?
Задание 4. можно ли говорить о существовании отдельной ветви государственной власти – президентской власти.
Занятие 2.
1. Администрация Президента РФ. Значение администрации при осуществлении Президентом РФ полномочий.
2 Полномочные представители Президента РФ. Основные задачи, функции и права полномочного представителя.
3.Совет Безопасности РФ. Порядок формирования, состав, полномочия.
4. Государственный Совет РФ, его роль в реализации функций Президента РФ.
Самостоятельная работа
Задание1. Каково назначение полномочных представителей Президента РФ?
Задание 2.Проанализировав средства массовой информации определить роль Совета Безопасности РФ.(интерактивное)
Задание3.Соотнесите конституционные функции Президента РФ и его полномочия. По каждой конституционной функции приведите полномочия, корреспондирующей функции. Составить таблицу.
Задание 4.Президент России подписал указ об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта в связи с утратой доверия Президента РФ. Высшее должностное лицо обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании указа Президента РФ не соответствующим федеральному законодательству.
Каким должно быть решение Верховного Суда РФ? Какими полномочиями обладает Президент РФ по досрочному прекращению органов государственной власти субъекта РФ?
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации 1993г. (в ред. 30.12.2008г.)
Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. №12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" // СЗ РФ. 2001. №7. Ст.617.
Федеральный закон от 10.01.2003 г. В ред.25.07.2011г.) №19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"// СЗ РФ. 2003. №2. Ст.171;2011.№3.Ст.4702.
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. №763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", с изменениями от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г., 28 июня 2005 г. // СЗ РФ. 1996. №22. Ст.2663; 2005. №28. Ст.2865.
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. (в ред. 07.09.2010г) №849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 2000. №20. Ст. 2112; №26. Ст.2748; №38. Ст.3781; Консультант Плюс.
Положение о Государственном совете Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2000 г. (в ред. 12.03.2010г) №1602. // СЗ РФ. №36. Ст.3633.2010.№11.Ст.1195.
Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. №400 (в ред.14.01.2010г) "Об Администрации Президента Российской Федерации", // СЗ РФ. 2004. №13. Ст.1188; 2005. №9. Ст.709. Консультант Плюс.
Положение об Администрации Президента Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. №490, с изменениями от 7 июня 2004 г., 1 августа 2005 г. // СЗ РФ. 2004. №15. Ст.1395; №24..
Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" (вместе с "Положением о Совете Безопасности Российской Федерации", "Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества ...// Консультант Плюс
Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" (вместе с "Положением о Совете Безопасности Российской Федерации", "Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества ...
Указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 06.04.2004 N 490 (ред. от 14.01.2011) "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации"
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011)
Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2007 N 1532-р <О Концепции федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года">
Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. №549 (в редакции Указа Президента Российской Федерации15.07.2008г) // СЗ РФ. 1996. №16. Ст.4654. Консультант Плюс.
Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2004 г. №792 (в ред. 14.01.2011г.) // СЗ РФ. 2004. №26. Ст.2651. 2011.№ 4.Ст.572
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. № 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. №52. Ст.6447.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 10-П "По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. №29. Ст.3773.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1999 г. №17-П "По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела" // СЗ РФ. 1999. №51. Ст.6364.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 г. № 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" // СЗ РФ. 2000. №29. Ст.3118.
Рекомендуемая дополнительная литература к занятию № 12.
1.Конституционное право России : учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина ; под ред. Н.А. Михалевой. - М. : Эксмо, 2006. - 864 с.
2.Козлова, Е. И. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М. : Проспект, 2007. - 603 с.
озлова, Е. И.
3. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М. : Проспект, 2010. - 603 с.
4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учеб. для вузов по направлению 030501 (021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. – 327
5.Президент РФ Медведев Д.А. представил кандидатуру В.Путина на должность Председателя Правительства РФ 8.05.2008г. в Государственной Думе./ Государственная Дума/ Представительная власть – ХХ1 век.- 2008г. №5 /6 . – С. 1-2. По материалам Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Аппарата Государственной Думы.
6.Александров Р. Президент РФ: «Научаться слушать друг друга»/ Российская Федерация сегодня. 2012. № 1. С.6-9.
7.Президент не доволен высокими административными барьерами для малого и среднего бизнеса / АК М . Аудит .2005. №3.
8.Самойлов С. Президент отбил атаку региональных руководителей. Городское управление 2005. № 4-5.
9.Титов Н. Против утечки мозгов : Президент РФ подписал специальный закон . Земляки. 2012. № «. С. 65-66.
Тема 13. Федеральное Собрание Российской Федерации (8 час)
Занятие 1 (2час)
1.Общая характеристика российского парламента. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ.
2. Нормативная основа деятельности. Регламенты палат.
3. Совет Федерации: состав, порядок формирования, полномочия.
4. Государственная Дума: порядок формирования, полномочия.
Самостоятельная работа
Задание 1. Чьи интересы представляют палаты Федерального Собрания РФ с учетом их разных способов формирования?
Задание 2.Каковы причины учреждения в России двухпалатного парламента?
Задание 3.Как решается вопрос преемственности в палатах Федерального Собрания при смене депутатского корпуса (отдельных депутатов)
Задание 4.Группа депутатов Государственной Думы Федерального Собирания РФ в количестве 20 человек решила обратиться в Конституционный суд РФ с заявлением о неконституционности ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собирания РФ». По их мнению, он, предусматривая вхождение в Совет Федерации(орган представительной власти) одновременно представителей от законодательной и исполнительной субъектов федерации, подрывает принцип разделения властей (ст.10 Конституции РФ). Депутаты предварительно решили обратиться за разъяснением к юристам. Дайте свое разъяснение по существу вопроса.
Задание 5. Письменно соотнесите внутреннее устройство Федерального Собрания РФ и Верховного Совета РФ на момент упразднения последнего.
Занятие 2 (2час)
1. Внутреннее устройство и рабочие органы Совета Федерации.
2. Внутреннее устройство и рабочие органы Государственной Думы. Фракции.
3. Парламентские слушания.
Самостоятельная работа
Задание 1. В чем Вы видите смысл формулы : «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат»? (ч.1ст99 Конституции РФ).
Задание 2. Как соотносятся законодательная и представительная функции палат Федерального Собрания?
Задание 3. Вправе ли депутатские фракции , представленные в Государственной Думе, досрочно отзывать входящих в них депутатов?
Задание 4. Письменно проведите сравнительный анализ устройства и компетенции Федерального Собрания РФ и Государственного Совета Удмуртской Республики.
Задание 5. Проанализировав средства массовой информации, подготовьте отчет о деятельности Государственной Думы и Совета Федерации за период 2011года.
Занятие 3 (2час)
1. Формы деятельности члена Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Их права, обязанности, гарантии деятельности.
3 Помощники члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
4.Парламентский контроль.
Самостоятельная работа:
Задание 1.Что представляет собой мандат парламентария?
Задание 2.Что представляет собой парламентский запрос? В чем его отличие от обращения депутата и от депутатского запроса?
Задание 3.Может ли депутат Государственной Думы осуществлять свои полномочия на неосвобожденной основе?
Задание 4.Депутат Государственной Думы неоднократно не являлся на заседания законодательного органа. Председатель Государственной Думы вынес предупреждение указанному депутату, о том, что следующей неявки на заседание он поставит вопрос о досрочном прекращении полномочий данного депутата.
Проанализируйте ситуацию со ссылками на соответствующие законы и Регламент Государственной Думы.
Задание 5. Депутат Государственной Думы подготовил отчет перед избирателями за год исполнения своих полномочий и попросил утвердить на очередном заседании Государственной Думы. Депутаты не включили этот вопрос в повестку заседания Государственной Думы.
Оценит действия депутатов . Каков порядок составления и утверждения депутатских отчетов?
Занятие 4 (2час)
1. Понятие законодательной инициативы. Виды законов.
2. Порядок обсуждения законопроектов в Государственной Думе.
3. Участие Совета Федерации в законодательном процессе. Порядок разрешения разногласий в законодательном процессе.
4. Подписание федерального закона Президентом РФ. Вето Президента, порядок его преодоления.
5.Опубликование и вступление в силу федеральных законов.
Самостоятельная работа
Задание 1. Как соотносятся понятия «законодательный процесс», «Законотворческий процесс» и «правотворческий процесс»? (интерактивное)
Задание 2.На каких стадиях законодательного процесса проведение правовой и лингвистический экспертиз обязательно?
Задание 3.Как соотносятся обнародование и опубликование законов?
Задание 4. После рассмотрения Государственной Думой ФС РФ в первом чтении проекта Земельного кодекса он был направлен в субъекты РФ. Большинство субъектов РФ высказалось против принятия кодекса в данной редакции, и предложили свои поправки. Однако Государственная Дума приняла Земельный Кодекс без учета мнения субъектов РФ.
Проанализируете ситуацию.
Задание 5. Письменно представьте таблицу, отражающую характеристику
федерального конституционного закона и федерального закона ( (порядок принятия, вопросы по котором могут быть приняты данные законы, субъекты принятия)
Методические указания: В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств. Конституция РФ предусматривает различную компетенцию для каждой из палат. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания. Парламентская сессия - период времени, в течение которого происходят пленарные заседания палаты. Пленарные заседания означают, что палата парламента собирается в полном составе. Внеочередная (чрезвычайная) сессия - это сессия парламента, на которой рассматривается только определенная повестка дня и которая закрывается, когда повестка дня исчерпана.В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы. Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента ее роспуска. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы, первого заместителя и заместителя Председателя. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. Государственная Дума собирается на первое заседание на 30 день после своего избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Государственная Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания.
Обращаясь к внутренней организации парламента, желательно вести речь о нижеследующем. Комитеты (комиссии) палат Федерального Собрания - это вспомогательные органы, которые состоят из парламентариев и содействуют палатам в осуществлении их полномочий, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания; кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам. Постоянные парламентские комитеты (комиссии) создаются на весь период созыва парламента. Временные парламентские комитеты (комиссии) создаются для выполнения какой-либо определенной задачи, после чего их существование прекращается (например, следственные комитеты). Фракции.
Парламентские слушания - одна из форм деятельности парламента или его палат, состоящая в заслушивании мнений членов парламента, государственных и общественных деятелей, а также экспертов по конкретному законопроекту или иному вопросу, входящему в компетенцию парламента; различаются открытые и закрытые парламентские слушания.
Законодательный процесс и парламентские акты. Процесс принятия законов закреплен в Конституции и регламентах палат Федерального Собрания РФ. В нем можно выделить четыре основных стадии: внесение проекта (законодательная инициатива), его обсуждение, принятие и подписание закона с последующим его опубликованием.
Субъекты права законодательной инициативы закреплены в ст. 104 Конституции РФ. Все проекты законов вносятся только в Госдуму.
Кроме законов, палаты принимают постановления, которые подписываются и передаются для опубликования председателями палат. Законы и постановления палат парламента публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Парламентской газете". Неопубликованные законы исполнению не подлежат.
Законодательство устанавливает гарантии депутатской деятельности - иммунитет и индемнитет, т.е. неприкосновенность и неответственность. Депутатская неприкосновенность (иммунитет) означает, что депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания их на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Депутатский индемнитет означает: 1) неответственность депутата за действия при осуществлении мандата; это значит, что депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказывания, позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий; 2) вознаграждение депутата за его деятельность.
Депутаты Государственной Думы на профессиональной основе и не могут совмещать эту деятельность с иной оплачиваемой работой (кроме творческой, преподавательской и научной).Депутат участвует в пленарных заседаниях представительного органа, в работе его постоянных и временных комиссий, проводит работу с избирателями в закрепленном за ним избирательном округе. Он вправе задавать вопросы и обращаться с расспросами к соответствующим должностным лицам с требованием о предоставлении информации, участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессиях и в ходе парламентских слушаний, обладает правом законодательной инициативы и решающего голоса в процессе голосования. Он имеет право на первоочередной прием руководителями органов и учреждений, может беспрепятственно выступать в средствах массовой информации и т.д.
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации 1993 г. (в ред. 30.12.2008г.)
Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» от 05.07.2000г. (в ред. 15.11.2010г). Консультант Плюс.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18.052005г. (в ред. 25.07.2011г.) Консультант Плюс.
Федеральный закон от 8 мая 1994 г.(в ред.25.05.2011г.) №3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Консультант Плюс.
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ (в ред. 22.10.99г) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". // СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801; 1999. №43. Ст.5124.
Федеральный закон от 27 декабря 2005 г.( 28.12.2010г.) №196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", с изменением от 30 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2006. №1. Ст.7; 2007. №1. Ст.40.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. №2134-II ГД ( в ред. 11.04.2011г).Консультант Плюс.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 г. №1-П "По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. №13. Ст.1207.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. №2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. №16. Ст.1451.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. №5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. №9. Ст.828.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. №10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. №18. Ст.2253.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. №11-П "По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. №16. Ст.1879.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 г. №12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. №30. Ст.3989. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. №15-П "По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. №47. Ст.5787.
Рекомендуемая дополнительная литература к занятию № 14.
1.Конституционное право России : учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина ; под ред. Н.А. Михалевой. - М. : Эксмо, 2006. - 864 с.
2.Козлова, Е. И. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М. : Проспект, 2007. - 603 с.
озлова, Е. И.
3. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М. : Проспект, 2010. - 603 с.
4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учеб. для вузов по направлению 030501 (021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. – 327
5.. Гранкин И.В. Определение статуса Федерального Собрания и проблемы его совершенствования//Гос-во и право.2005. № 6.
6. Гранкин, И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России / И. В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - С. 11-15.
7. Доронина, О. М. Иммунитет российского депутата: конституционно-правовые основы и политическая практика в истории Российского государства / О. М. Доронина // Право и политика. - 2009. - № 1. - С. С. 196-203.
8..Краснов, Ю.К. Законодательный процесс в Государственной Думе:пути совершенствования / Федер.Собр.РФ.Гос.Дума.Информ.-аналит.упр. - М.: Изд.Гос.Думы, 2004. – 189.
9.Краснова О.И. К вопросу о некоторых принципах федеративного законодательного процесса России/ Гос-во и право. М. 2005. № 8.
10. Муляев, А. Г. Конституционно-правовые основы парламентского расследования в Российской Федерации / А. Г. Муляев // Представительная власть – XXI век. – 2007 - № 2.
11..Парламентское право России : Учеб.пособие / Под ред.И.М.Степанова,Т.Я.Хабриевой. - М.: Юристъ, 2000. - 391с.
12.Садовникова Г.Д. Особенности конституционно-правового статуса российского парламентария / садовникова Г.Д. // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007 . - № 1.