Тема10. Конституционное оформление североамериканской буржуазной государственности в конце XVIII века (4 часа)
Цель семинарского занятия - изучение истории создания основных :результате борьбы за независимость английских колоний Северной Америки, и ее поправок.
План семинарского занятия
1.Декларация независимости от 4 июля 1776 г. и её значение:
а)- предпосылки и причины создания Декларации независимости; б)- социально- философическая часть Декларации и ее основные принципы; в)- социально- классовая характеристика перечня злоупотреблений английских властей против североамериканских колонистов; г)- резолюция независимости и ее конституционное значение.
2. «Статьи Конфедерации и вечного союза ...» - первая конституция США:
а)- причины установления в США республиканской формы правления и конфедеративной формы государственного устройства; б)- высшие органы государственной власти и управления США по «Статьям Конфедерации ...» и их полномочия.
в)- основные особенности конфедеративной формы государственного устройства и недостатки «Статей Конфедерации ...» как конституционного документа.
3.Конституция США 1787 года и ее содержание:
а)- разработка и принятие новой Конституции, полномочия конституционного конвента; б)- структура Конституции и круг вопросов, регулируемых ею; в)- взаимоотношения законодательной, исполнительной и судебной властей: система "сдержек и противовесов", ее роль в конституционном механизме США; г)- реализация в Конституции принципа федерализма.
4. Билль о правах 1789 - 1791 гг. Его роль и значение в конституционном праве США:
а)- причина создания Билля; б)- особенности формы защиты демократических прав граждан в I, II, IV, IX поправках;
в)- основные принципы, введенные Биллем в конституционное право.
Список литературы:
1. Декларация независимости 4 июля 1776 г. // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Любое издание.
2. Статьи конфедерации 1781 года. // Там же.
3. Конституция США 1787 года // Там же.
4. Билль о правах 1791 года // Там же.
5.Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М.Н. Прудников- М., 2011. С. 493-502.
Методические рекомендации студенту:
1.Декларация независимости от 4 июля 1776 г. и её значение:
Создаваемые, начиная с 1607 г. английские колонии в Северной Америке к середине XVIII столетия прошли значительную эволюцию в своём развитии. Возникнув в из разнородных поселений переселенцев из Англии, 13 американских колоний по своему правовому положению подразделялись на три группы. К первой относились колонии (Род-Айленд, Коннектикут), фактически представлявшие собой своеобразные республики (с избирательными органами самоуправления и пр.), ко второй — т.н. владельческие колонии (Пенсильвания, Деловер и Мэриленд), к третьей — колонии, являвшиеся владениями Британской короны (Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Джорджия и др.). Все они имели легислатуры, ограниченные в своих полномочиях властью губернаторов, которые фактически обладали правом абсолютного вето на их решения.Составить ясное представление об уровне развития демократии в североамериканских колониях, о существовавших в них государственных учреждениях и правовых институтах студенту поможет анализ Декларации независимости 1776 г., изучение характера требований колонистов («патриотов»), которые касались ограничений деятельности этих учреждений и нарушений прав и свобод, формально им предоставленных.Декларация независимости свидетельствует, что колонии имели свои конституции в форме хартий, дарованных английским монархом. Их выборные легислатуры могли принимать законы, действующие на территории той или иной колонии. Правда, они могли быть не утверждены губернатором, который обладал правом «зарезервировать» закон, т.е. отложить его до выяснения воли английского короля. Более того, легислатуры могли быть произвольно распущены и были ограничены в таком основном праве, как право налогообложения местного населения. Многие законы для колонии принимались непосредственно английским парламентом и королем.
Любые ограничения законодательной деятельности колониальных легислатур считались между тем исключительным событием, вызывали каждый раз бурную реакцию и не проходили бесследно для метрополии. Так, принятый английским парламентом в 1765 г. Закон о гербовом сборе метрополия вынуждена была отменить уже в 1766 г., а принятые в 1767 г. Законы Тауншенда (о новых пошлинах на ввозимые в колонии товары) также были отменены в 1771 г.
В колониях была создана собственная судебная система, в том числе и суды присяжных. Судьи, однако, были поставлены «в исключительную зависимость» от воли английского монарха «путем определения сроков их пребывания в должности, а также размера и выплаты им жалования». Колонисты вплоть до 1763 г. имели право беспрепятственного освоения новых земель, право морской торговли и создания собственного торгового флота (с ограничениями лишь торговли заморской — на основании английского Навигационного акта 1651 г.) и пр. Колонистам как подданным короля формально принадлежали такие права, как неприкосновенность личности на основании Habeas Corpus Act 1679 г. и др.
При ответе на вопрос студенту необходимо остановиться на создании в ходе войны за независимость Континентальных конгрессов, которые фактически стали первой организационно-правовой формой объединения колоний, с присущими ей некоторыми чертами будущего конфедеративного союза. Следует рассмотреть вопросы, которые решались на Первом, Втором и Третьем Континентальных конгрессах, выявив при этом общую тенденцию постепенного расширения полномочий конгресса в определении единой внутренней и внешней континентальной политики, в закреплении прав колонистов в первых принятых конгрессом декларациях прав, в организации колониальной армии, в создании с этой целью общей казны и пр.
Анализируя положения Декларации 1776 г., студенту необходимо выделить в ней три главные смысловые части.Первая часть посвящена провозглашению, в полном соответствии с естественно-правовой теорией, неотъемлемых прав американцев как «созданных равными» людей. К числу этих прав были отнесены «право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Необходимо подчеркнуть, что в число указанных прав не вошло право собственности, так как автор декларации Т. Джефферсон, не считал его «естественным».Студенту надлежит обратить внимание и на то, что, провозглашая в своих первых строках принцип равенства, Декларация обошла молчанием вопрос о рабстве, распространяя этот принцип не на всех людей, а только на белых мужчин — собственников, так как ни рабы, ни коренные жители Америки — индейцы, которые не являлись рабами, не были приобщены к политической жизни колоний.
Декларация 1776 г. провозглашала и демократический принцип «народного суверенитета», порывая с божественной теорией происхождения государства, государственной власти, которая, как утверждалось в документе, основывается «только на согласии управляемых». Важнейшее значение имели положение Декларации о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство.
И все же в основном Декларация 1776 г. была написана в умеренных тонах, преследуя главную цель — объяснить американскому народу и миру, что только «неограниченный деспотизм» (английского короля) при долгом терпении со стороны колонистов заставил последних «изменить прежнюю систему своего правительства». Большая часть документа посвящена перечислениям злоупотреблений английского короля и парламента, что и составило ее главное содержание.(2 часть)
Новыми, как было записано в последней части Декларации, должны были стать правительства свободных штатов, освобожденные «от всякой зависимости по отношению к британской короне». Провозгласив право американского народа распоряжаться своей собственной судьбой, Декларация 1776 г. впервые сформулировала право народа самому определять свою судьбу.
2. «Статьи Конфедерации и вечного союза ...» - первая конституция США:
При рассмотрении этого вопроса студенту необходимо уяснить, с какой целью (эти цели ясно изложены в ст. III Статей конфедерации 1781 г.) и на каких принципах создавался первый конфедеративный союз штатов.
Цель «общей защиты... против всяких нападений» не заслоняла других важных целей: создания единого экономического пространства путем поощрения взаимной торговли; введения всемерной защиты экономических интересов жителей штатов, которые имели право свободно въезжать в другие штаты или выезжать из них, пользоваться там «наряду с местными жителями промышленными и торговыми привилегиями», свободно распоряжаться ввозимой в другие штаты собственностью и своими доходами, без «наложения одним из штатов каких-либо податей или ограничений на собственность Соединенных Штатов или одного из них» (ст. IV). Достижению этих целей должны были способствовать и те статьи документа, которые устанавливали единство мер и весов, требовали равноценности денег и единой системы почтовой связи. (ст. IX).
Следует обратить внимание на трудные поиски штатами приемлемых для них форм правления. При общем признании республиканского строя они расходились в толковании принципа разделения властей. Первые конституции закрепляли (в соответствии с учением Джона Локка) принцип верховенства законодательного органа, памятуя о деспотической деятельности колониальных губернаторов. И только в штатах Нью-Йорк и Массачусетс позиции исполнительной власти были усилены, намечены контуры будущего механизма «сдержек и противовесов». Эти конституции и положили начало разработке американского варианта принципа разделения властей, основанного не столько на теории Дж. Локка или Ш. Монтескье, сколько на собственном опыте борьбы за независимость.
Конфедеративная форма государственного устройства США очень рано обнаружила свою неэффективность в решении насущных задач, стоящих перед всеми штатами, — политической и экономической консолидации страны, отражения внешней угрозы в связи с явным бессилием центральной власти, — в слабости полномочий, предоставленных Статьями конфедерации Конгрессу и Комитету конфедеративного союза.
Утверждение первого президента США Д. Вашингтона, что конфедеративный союз был «веревкой из песка», студент должен обосновать собственными аргументами, почерпнутыми из положений Статей конфедерации, которые касались системы органов конфедеративной власти, структуры, принципов создания, компетенции конфедеративного Конгресса (ст. V, VI, VIII, IX и пр.) и Комитета штатов (ст. IX—X). Особо следует при этом обратить внимание на порядок принятия Конгрессом совместных решений.
Слабость конфедеративных связей, фактическое отсутствие конфедеративных исполнительных органов, общей казны дало основание ряду американистов расценивать Статьи конфедерации 1781 г. не как первую конституцию конфедеративного государства США, а как простую «разновидность международного договора». Обоснуйте свою точку зрения по данному Дискуссионному вопросу. Хотелось бы в связи с этим лишь напомнить, что ряд исполнительных департаментов Конфедерации — военный, финансов, иностранных дел — были созданы еще до принятия Конституции 1787 г. по предложению одного из ее «отцов-основателей» А. Гамильтона.
3.Конституция США 1787 года и ее содержание:
Рассмотрение истории создания американской Конституции неотделимо от тех острых дискуссий, которые вели ее основатели и между собой, и с критиками ее проекта. В ходе указанных дискуссий определялись решения по таким острым вопросам, как пределы власти главы американского федерального государства — президента, необходимость двухпалатного (за счет создания сената) законодательного органа — конгресса, закрепление в американской конституции прав и свобод американцев и пр.
Знакомство с политическими взглядами видных американских деятелей: Александра Гамильтона (1757 — 1804), Джеймса Медисона (1751-1836), Джона Джея (1745—1829), изложенными в серии газетных статей, вошедших в сборник под названием «Федералист», существенно обогатит представления студента об основополагающих принципах и содержании Конституции 1787 г.
Студенту предстоит также на основе анализа статей Конституции 1787 г. обосновать особенности формы правления США — президентской республики, основные принципы американской Конституции: республиканизм, федерализм, разделение властей (с механизмом сдержек и противовесов) и судебный конституционный контроль.
Следует обратить внимание и на то, что ряд важных политико-правовых положений, содержащихся в Декларации независимости 1776 г., в конституциях штатов и в Статьях конфедерации 1781г., о праве народа на устранение неугодной системы государственной власти, о естественных правах человека, об общественном договоре не нашли отражения в Конституции 1787 г., что и дало основание ее критикам отрицать демократический революционный характер этого обладающего высшей юридической силой правового документа.
Сказанное не перечеркивает важного значения Конституции США в развитии мировой конституционно-правовой мысли. Необходимо учитывать тот факт, что с защитой прав человека основатели Конституции связывали не столько билли о правах, которые уже имели место в конституциях штатов, сколько механизмы защиты самой демократической конституции, реализации принципа «разделения властей», а также системы «сдержек и противовесов».
Сама Конституция 1787 г. — весьма краткий документ, состоящий из преамбулы (в которой перечислены цели образования федерации как «совершенного союза», призванного «установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благосостоянию и закрепить блага свободы» за американцами) и семи статей, которые закрепляют структуру государственного аппарата, трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Авторы Конституции США 1787 г. отказались от принципа «парламентаризма», от английского варианта принципа разделения властей, основанного на верховенстве неограниченного в своих правах законодательного органа.
Основываясь на принципе суверенитета самого народа, Конституция США органично связывала этот принцип с действием особого механизма «сдержек и противовесов», преследуя при этом главную цель — не допустить произвола любой из ветвей государственной власти. В этой связи студенту, в частности, необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви власти имеют по Конституции США 1787 г. различные источники формирования и различные сроки осуществления своих полномочий. Такой порядок, по мысли «отцов-основателей» Конституции, должен был обеспечить как устойчивость, так и непрерывность функционирования государственной власти, а, следовательно, и самой Конституции. Устойчивости, политической стабильности страны должен был служить и механизм «сдержек и противовесов», способный снимать напряжение между сталкивающимися при осуществлении своих полномочий органами трех ветвей власти.
Действие этого механизма студенту надлежит изучить на основе анализа разд. 2 ст. 1, разд. 4 ст. 2 о конституционном институте импичмента, разд. 7 ст. 1 об отлагательном президентском вето, а также принципа судебного конституционного контроля, закрепленного решением Верховного суда США 1803 г. (Суда Маршалла) по делу «Марбури против Мэдисона».
Рассматривая другой основополагающий конституционный принцип — принцип федерализма, получивший название «дуалистического» (двойственного), студент должен внимательно проанализировать содержание разд. 8 ст. 1 Конституции, в котором устанавливается предметная компетенция федеративного союза, и содержание поправки X 1791 г. к Конституции.
Важнейшее значение для понимания федерации вообще и американской в частности как «прочного союза» имеет ст. 6 Конституции 1787 г., закрепившая принцип верховенства федерального права страны по отношению к праву штатов.
4. Билль о правах 1789 - 1791 гг. Его роль и значение в конституционном праве США:
Биллем о правах 1791 г. в США называют первые десять поправок к Конституции США, принятые конгрессом в 1789 г. и ратифицированные требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы граждан. Студенту следует усвоить содержание поправок I, IV, V, VI, VII, закрепляющих перечень прав и свобод американцев. Билль о правах исходит из концепции естественных прав, принципа ограничения власти государства определенными запретами. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают государству ограничивать права и свободы граждан, которые презюмируются (предполагаются).
Билль устанавливает, что конгресс не должен устанавливать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (право собираться мирно и без оружия), право народа хранить и носить оружие, право обращаться к правительству с петициями, свободу вероисповедания, неприкосновенность личности, бумаг (документов, переписки). Он предусматривает суд присяжных, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Биллем не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.
Тема 11. Конституционное развитие Франции в годы Великой Французской буржуазной революции конца XVIII века (4 часа)
Цель семинарского занятия - изучение революционного законодательства основных этапов французской революции, способствовавшего разрушению старых феодальных и утверждению новых политических учреждений и правовых институтов. Особое место среди этих документов занимают Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и 1793 г. и Конституции 1791, 1793, 1795 и 1799 гг.
План семинарского занятия:
1. Особенности Великой Французской буржуазной революции. «Декларация прав человека и гражданина» от 26.08. 1789 г.
а) предпосылки и основные особенности Великой Французской буржуазной революции конца XVIII вв.; б) закрепление основных принципов буржуазной государственности в Декларации; в) толкование Декларацией понятий «свобода» и «закон»; г) закрепление в Декларации основных демократических прав и свобод граждан; д) установление в Декларации уголовно-правовых гарантий неприкосновенности прав граждан.
2. Конституция Франции 1791 г. Причины крушения дуалистической монархии во Франции.
а) форма правления и форма государственного устройства, установленные Конституцией; б) реализация в Конституции принципа «разделения властей» и организация государственной власти (органы власти, порядок их формирования, полномочия органов власти); в) «цензовый» характер избирательного права, установленного Конституцией; г) доктрина «суверенитета нации» и её социальная сущность; д) проблема адекватности учреждённого Конституцией порядка общественно-политической ситуации, сложившейся во Франции того времени.
3. Государственный механизм якобинской революционно-демократической диктатуры. Причины её установления и крушения.
а) основные задачи, решаемые якобинской революционно-демократической диктатурой; б) Революционное правительство:
- создание Революционного правительства;
- структура Революционного правительства;
- принципы деятельности Революционного правительства;
в) комиссары Конвента и их правовой статус; г) секции Якобинского клуба и их место в политической системе; д) Парижская Коммуна, муниципалитеты, наблюдательные комитеты; е) Революционный трибунал и его место в системе революционно-демократической диктатуры; ж) причины раскола в якобинском лагере и сужение социальной базы якобинской революционно-демократической диктатуры.
4. Конституция Французской республики 1793 года и причины её не введения в действие.
а) отличия новой редакции «Декларации прав человека и гражданина» от её предшественницы (см. ст.ст. 1, 2, 25, 28, 35); б) всеобщее избирательное право в Конституции и его особенности; в) доктрина «народного суверенитета» и её социальная сущность; г) соединение народного представительства с прямой демократией; д) ликвидация системы «разделения властей», организация государственной власти (структура органов власти, порядок их формирования, полномочия органов власти) в Конституции.
5. Термидорианский государственный переворот. Конституция Французской республики 1795 года. Причины неустойчивости созданного ею государственного строя.
а) термидорианский государственный переворот 27 июля 1794 года:
- предпосылки и непосредственные причины;
- идеологические лозунги;
- классовая сущность;
б) официальные причины отказа от введения в действие Конституции 1793 года и восстановления «цензового» характера избирательного права; в) реализация в Конституции 1795 года принципа «разделения властей» и организация государственной власти (структура органов власти, порядок их формирования, полномочия органов власти); г) «политика качелей» и причины слабости термидорианского режима.
6. Бонапартистский государственный переворот 9 ноября 1799 г. Конституция Франции 1799 года и её характеристика.
а) причины государственного переворота 18 брюмера VIII года Республики (9 ноября 1799 г.); б) цели, задачи и характерные черты бонапартистской диктатуры; в) особенности избирательного права, введённого новой Конституцией; г) система высших органов власти и управления, введённая Конституцией 1799года.
Список литературы:
1. Законодательство французской революции XVIII века // Хрестоматия по «Всеобщей истории государства и права». Под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. Т. М,2007. – С. 85-130.
2. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М.Н. Прудников- М., 2011. С. 449-459.