Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

Исходя из названия федеральной службы, можно уже назвать основные ее функции:

1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2. Ведение кадастра;

3. инфраструктура пространственных данных Российской Федерации.

Опираясь на Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, данный список можно расширить и конкретизировать:

1. ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);

2. ведение Единого государственного реестра саморегулируемых организаций (ГРСО);

3. ведение Государственного кадастра недвижимости;

4. ведение Государственного каталога географических названий;

5. ведение сводного государственного реестра арбитражных управляющих;

6. ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

7. осуществление контроля над проведением землеустройства;

8. проведение экспертиз землеустроительной документации.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» конкретизирует одну из главных функций Росреестра- государственную регистрацию. Согласно статье 10 данного закона, федеральный орган в области государственной регистрации уполномочен:

· координировать и контролировать деятельность органов по государственной регистрации;

· обеспечивать соблюдение Правил ведения Единого государственного реестра прав, а также создание и функционирование системы ведения Единого государственного реестра прав в электронном виде;

· разрабатывать и издавать методические материалы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав органами по государственной регистрации;

· определять регистрационные округа;

· назначать на должность и освобождает от нее руководителей территориальных подразделений или территориальных отделов органов по государственной регистрации;

· обеспечивать обучение и повышение квалификации работников органов по государственной регистрации;

· осуществлять иные установленные законодательством полномочия.

Согласно Административному Регламенту Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 549, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

«Центральный аппарат Росреестра осуществляет общую координацию, методическое обеспечение исполнения государственной функции, организацию и проведение проверок саморегулируемых организаций, систематическое наблюдение за исполнением ими обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности.

Территориальные органы по поручению Росреестра проводят проверки саморегулируемых организаций, их филиалов и представительств, находящихся на подведомственной территории, наблюдение за исполнением обязательных требований при осуществлении ими деятельности.[14]»

Таким образом, Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии выполняют функции Росреестра на определенной территории. В дальнейшем, Росреестр использует полученные данные и в результате их систематизации и анализа, вносит соответствующие изменения и предложения по улучшению исполнения государственных функций.

Вот пример взаимосвязанной работы территориального органа Росреестра и его центрального аппарата.

За 2011 год Управление Росреестра по Нижегородской области провело 8102 проверки соблюдения земельного законодательства гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Выявлено всего 1731 нарушение земельного законодательства (что составляет 85 % от всех нарушений земельного законодательства, выявленных Управлением Росреестра по Нижегородской области на территории Нижегородской области).

За 2011 год на территории Нижегородской области госземинспекторами выявлено административных правонарушений в области охраны собственности и в области охраны окружающей среды и природопользования:

Статья КоАП РФ 7.1 7.2 часть 1 7.10 8.7 часть 1 8.8 часть 1
Выявлено нарушений

За 2011 год на территории Нижегородской области госземинспекторами выявлено административных правонарушений против порядка управления:

Статья КоАП РФ 19.4 часть 1; 19.4.1 часть 1, часть 2 19.5 часть 1 20.25 часть 1
Выявлено нарушений

За период 12 месяцев 2011 года госземинспекторами установлено, что устранено 678 нарушений земельного законодательства.

В Докладе об осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного контроля (надзора) в установленных сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2012 году было отмечено о необходимости расширения полномочий государственных инспекторов по использованию и охране земель непосредственного обнаружения нарушений земельного законодательства и проведения административных расследований.

«В практической деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель возникает необходимость проведения административного расследования при выявлении нарушений». Но КоАП не предусматривает проведения данной процедуры.

«В связи с вышеизложенным предлагается дополнить часть 1
статьи 28.7 КоАП положениями, предусматривающими возможность проведения административного расследования в случае выявления административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.1, 7.10, 8.8 и частью 1статьи 7.2 КоАП.»

Данное предложение об изменении статьи 28.7 КоАПа вызвано стремлением к улучшению проведения кондрольно-надзорной функции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие основные функции, из которых вытекают остальные полномочия Росреестра:

1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2. Ведение кадастра;

3. инфраструктура пространственных данных Российской Федерации.

Проанализировав Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, как федеральный орган исполнительной власти, можно сделать следующие выводы:

· Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

· Кроме того, как федеральная служба, она осуществляет контрольно-надзорные функции.

· Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Заключение.

Публичная власть является одним из важных элементов государства.

Исполнительная власть - самостоятельный и независимый вид публичной власти в государстве, который представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами: законодательное регулирование, внешнеполитическое представительство и другие.

Государство реализует свои функции через свои органы, которые входят в механизм государственной власти.

Таким образом, на органах исполнительной власти лежит сложная и очень важная «ноша».

Орган исполнительной власти- это государственная организация, часть системы органов государственной власти. Они создаются и учреждаются самим государством для осуществления государственных функций во всех сферах жизни государства и общества.

К признакам органа исполнительной власти относится:

1. Исполнительный орган- это системно организованная и действующая структура.

2. Имеет собственный статус.

3. Действует от имени государства.

4. Наделен специальной компетенцией и властными полномочиями.

5. Является подзаконным органом, так как его деятельность направлена на исполнение закона и основана на нем.

6. Деятельность органа основана на принципах профессионализма и принципах государственной службы.

7. Структурная организованность органов.

Функции федеральных органов исполнительной власти, в свою очередь определяются целями и функциями государственного управления.

Выделяются следующие функции:

1. Законодательное регулирование

2. Административное правоприменение

3. Административный контроль

4. Осуществление лицензирования, регистрации, сертификации

5. осуществление управленческой деятельности в целях исполнения и соблюдения законодательства

6. Охрана правопорядка

7. Обеспечение государственных органов информацией

Система федеральных органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Многообразие федеральных органов исполнительной власти обуславливается стремлением к наиболее эффективному осуществлению функций государственного управления.

Рассмотрение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, как федерального органа исполнительной власти, дает основание сделать выводы, что данный орган выполняет контрольно- надзорные и организационные функции в области государственной регистрации, кадастра и картографии. Следует отметить о частых изменениях данного органа. Каждый год Росреестр составляет доклад, в котором подробно расписаны положительные и отрицательные результаты деятельности службы, внесены коррективы и предложения по улучшению функционирования данного органа. Следует полагать, что подобные изменения происходят и в остальных федеральных органах исполнительной власти. Главное, чтобы не происходило возвышения исполнительной власти над другими независимыми ветвями власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с учетом внесенных поправок от 30.12.08.//Российская газета. 21.01.2009 №7.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. 31.12.2001. N 256.

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 119 – ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 26.06.2006) // Российские вести 28.06.2006. №174.

5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»// "Российская газета", N 145, 30.07.1997.

6. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

7. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 1.06.2004 г. № 260 (СЗ РФ. 2004.№ 15. Ст. 1395). // Российская газета. 08.07.2004. N 213.

8. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 549 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и о внесении изменений в порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, утвержденный приказом Миэкономразвития России от 29 апреля 2011 г. № 203.

9. Доклад об осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного контроля (надзора) в установленных сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2012 году [Интернет-ресурс]// https://rosreestr.ru/wps/portal/

Научные издания:

10. Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. - М., 2008. - 200 с.

11.Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. - М., 2008.-110с.

12.Старовойтов А.А. Организационно-правовые проблемы взаимоотношений законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. - М., 2007. - 180 с.

Периодические издания:

13. Игорь Манылов : Роснедвижимость и Роскартографию упразднят [Электронный ресурс]:Интервью// Российская газета. 2009. URL: http:/ /media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=978&chapter_num=19

14.Политология: Проблемы теории: Монография / под ред. В.А. Ачкасов, В.А. Ачкасова, В.А. Гуторов и др. - СПб., 2006. - 350 с.

Учебная литература:

15.Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для ВУЗов. М., 2000.

16. Тихомиров Ю.А. ,Административное право и процесс: полный курс, 2 издание. Москва: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005. 697 с.

17.Старилов Ю.Н. Административное право. Ч.2. Книга первая. - Воронеж, 2001. - 190 с.

[1] Тихомиров Ю.А. ,Административное право и процесс: полный курс, 2 издание. Москва: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005. 697 с., с.153

[2] Тихомиров Ю.А. ,Административное право и процесс: полный курс, 2 издание. Москва: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005. 697 с., с.154

[3] Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. - М., 2008. - С. 120.

[4] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 2008., с. 215

[5]Википедия//[Интернет-ресурс]// http://ru.wikipedia.org/wiki/Структура_федеральных_органов_исполнительной_власти_России_(2008—2012)

[6] Тихомиров Ю.А. ,Административное право и процесс: полный курс, 2 издание. Москва: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005. 697 с., с.157

[7] Тихомиров Ю.А. ,Административное право и процесс: полный курс, 2 издание. Москва: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005. 697 с., с.163

[8] Бачило И.Л., Функции органов управления.-М.:Юрид.лит.,1976,с.45

[9] Старилов Ю.Н. Административное право. Ч. 2. Книга первая. - Воронеж, 2001. - С. 49, 51.

[10] Старилов Ю.Н. Административное право. Ч. 2. Книга первая. - Воронеж, 2001. - С. 49, 51

[11] Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. - М., 2008. - С. 122.

[12] Википедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/Росрегистрация

[13] Игорь Манылов : Роснедвижимость и Роскартографию упразднят [Электронный ресурс]:Интервью// Российская газета. 2009. URL: http:/ /media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=978&chapter_num=19

[14] Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 549 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и о внесении изменений в порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, утвержденный приказом Миэкономразвития России от 29 апреля 2011 г. № 203.

Наши рекомендации