Вопрос 10: Земское страхование посевов от градобитий
В числе стихийных бедствий, с которыми приходилось бороться человечеству, уничтожение градом сельскохозяйственных посевов занимало и занимает одно из первых мест.
Так, например, в 1913 году град бушевал во всех концах Российской империи и принес только в одной Донской области двухмиллионные убытки, где градом было выбито 40,5 тыс. десятин, в Самарской губернии градом выбито разных хлебов на 2 200 000 руб., в Херсонской - 20 574 десятины, в Саратовской - 10 410 дес, Черниговской - около 5 000 дес, а в губерниях Харьковской, Пермской, Воронежской, Орловской и Симбирской - не менее 3000-4000 дес. в каждой.
Миллионные убытки от градобитий заставили не только сельских хозяев, но и людей науки задумываться над изобретением средств для борьбы с градом и, когда выяснилось, что законы природы сильнее человеческих изобретений, - выдвинули вопрос о страховании от градобитий.
Известно, что во второй половине XVIII века во Франции организовалось из землевладельцев общество взаимного страхования от градобития, а затем такие общества возникли почти во всех государствах Европы, но главным образом в Германии.
Страхование от градобития проникло в Россию в 30-х годах XIX столетия из Восточной Европы в Прибалтийский край. Первая страховая организация возникла в 1831 году в Дерпте под названием "Лифляндское взаимное страховое общество от градобития", а через тридцать лет в Митаве было организовано по тому же типу "Курляндское страховое общество от градобития" (1861) и еще через тридцать лет (1891 г.) в Вольма-ре Лифляндской губернии "Мальтийское страховое от града общество". Все эти три взаимных ассоциации имели характер чисто местных учреждений. Они настолько окрепли, что поддерживали небольшие уездные организации вроде "Майский 1891 г.", "Мальпольский 1893 г.", принимая от них 50% рисков по принципу страхования.
В Царстве Польском было основано в 1902 г. общество взаимного страхования "Церера", причем в район его деятельности вошли Виленская, Гродненская, Ковенская и Минская губернии. "Церера" пользовалась большим успехом. Это видно из того, что в 1913 г. страховое обеспечение этого общества достигло 32 млн. руб.
В Центральной России страхование посевов от градобитий было введено в 1872 г. двумя акционерными обществами - "Русским" и "Якорем". Но убытки по градобитию оказались настолько значительными, что оба общества после четырехлетней деятельности поспешили закрыть этот вид страхования, опасаясь за потери своих основных капиталов.
В 1877 г. в Москве группой землевладельцев было организовано "Общество взаимного страхования от градобитий". Это общество не раз принималось за ликвидацию своих дел, и только поддержка членов общества, сознававших важное экономическое значение этого единственного в России учреждения, и в то же время осторожная деятельность его руководителей спасли это общество от гибели. Неустойчивость гра-добитных страхований объяснялась, с одной стороны, ограниченностью страхового поля, а с другой, сосредоточением рисков в местностях с высокой поражаемостью.
В общей и специальной литературе в неурожайные годы обычно отводилось много места разным проектам о борьбе с неурожаями, в том числе и страхованию от неурожаев. Одна из первых работ по данному вопросу вышла в свет в 1880 г., это брошюра Ф.Н.Берга "Обеспечение урожаев". Проект Берга о государственном страховании посевов обратил на себя внимание периодической печати, которая в то время довольно широко обсуждала вопрос о неурожаях Поволжья.
Затем появился целый ряд брошюр, посвященных разработке этой темы: профессора Брандта, Штакенштейдера и других, монография Кеппена, статьи Н.Е.Баратынского в "Русском Вестнике".
В то время как отечественная наука искала в страховании выхода из тяжелого экономического положения, созданного целым рядом неурожаев, правительство ограничилось мнением особой комиссии В.К.Плеве, которая была организована в конце 80-х годов при Министерстве внутренних дел для обсуждения вопроса о государственном страховании посевов от неурожая. Комиссия пришла к выводу, что этот вид страхования на практике встретил значительные затруднения, почему и государственное страхование от неурожая является делом прежде всего неисполнимым. Но в то же время комиссия высказалась за организацию страхования посевов по отдельным стихийным рискам, причем страхованию от градобитий было отведено первое место.
В конечном итоге труды комиссии В.К.Плеве увенчались законом 19 июня 1892 г., на основании которого было дано право министру государственных имуществ, в случае возбуждения губернскими земскими собраниями ходатайства о введении добровольного страхования посевов от градобития, разрешать такие ходатайства собственной властью.
Итак, комиссия В.К.Плеве сначала ограничивалась одними благими пожеланиями о необходимости государственного страхования, а затем неожиданно отказалась от этой мысли и весь вопрос целиком сдала на плечи губернских земств, не предприняв в то же время никаких мер к его разработке. В начале того же года (1892 г.) казанский землевладелец Л.И.Грасс выпустил в свет известную монографию "О страховании хлебов от неурожая", снабженную богатым статистическим материалом об урожайности хлебов за 20 лет во всех уездах Европейской России. Капитальный труд Грасса был разослан на обсуждение земских собраний. Большинство земств отнеслось к проекту несочувственно и высказалось за страхование посевов только от одного градобития.
Первым из земств поставило вопрос о страховании от градобития Псковское губернское - в 1867 г. За ним в течение 22 лет - 53 уездных и 8 губернских (Симбирское, Владимирское, Воронежское, Пензенское, Смоленское, Тверское, Новгородское и Орловское).
В виде опыта земское добровольное страхование посевов от градобитиябыло Высочайше разрешено Государем Императором Александром III с 1893 г. в Орловской губернии2.
Рассмотрим принципы организации земского добровольного страхования посевов от градобития3.
Итак, земское добровольное страхование посевов учреждалось для возмещения убытков, причиняемых градобитием в той или иной губернии. Район действий этого страхования ограничивался пределами губернии, причем страхователями могли быть местные сельские хозяева, владеющие земельной собственностью или арендующие таковую, а также сельские общества.
Средства земского страхования составлялись из страховых премий, за счет которых покрывались сами убытки, производились расходы по страховой операции и образовывался запасный капитал.
Запасный капитал слагался из 5% вычетов с выдаваемой страхователям суммы, назначенной к вознаграждению за убытки от градобития, и из излишка страховых премий, оставшегося к концу года за удовлетворением убытков и расходов по операции. Капитал этот обращался для приращения процентами в российские государственные бумаги и гарантированные правительством акции и облигации или помещался на текущий счет в государственные кредитные учреждения.
Если в каком-либо году собранных премий оказывалось недостаточно для покрытия убытков, а также расходов по страховой операции, то недостающая сумма возмещалась из запасного капитала. Если же для этой цели не хватало и запасного капитала, то потерпевшие от градобития страхователи удовлетворялись распределением по разверстке всех страховых сумм. Однако и в таком случае сохраняли свои права. Вознаграждение за убытки производилось по окончании уборки урожая, с 15 октября.
Ведение страхового дела от градобития сосредоточивалось в губернской земской управе, действующей под контролем и по указаниям земского собрания ("управа" -исполнительный орган земства, "собрание" - распорядительный или представительный орган. - Прим. авт.).
До составления губернской земской управой распределения местностей губернии по разрядам страхователи обязывались, при подаче заявления о страховании, указывать, к какому классу относится местность, предлагаемая к страхованию. В подтверждение этого владельцы должны были представлять показание двух соседей о числе градобитий в заявленной местности за последние пять лет и, независимо от этого, удостоверение уездной земской управы о том же, а крестьянские общества при приговорах удостоверения местного волостного правления.
Уездные земские управы принимали деньги от страхователей для передачи в губернскую управу, вели по страховой операции отчет порядком, указанным губернской управой, распоряжались распределением понесенных страхователями убытков от градобития и уплатой причитающегося им вознаграждения. В каждом уезде в качестве агента страхования от градобития назначался один из земских агентов по существующим уже отраслям страхования, который руководствовался в своих действиях данной ему на этот предмет инструкцией и получал вознаграждение за свои труды в размере 5% с суммы страховых премий по его уезду.
На страх принимались сельскохозяйственные растения: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, полба, горох, стручковые растения, клевер и другие травы для семян, подсолнечник, гречиха, лен, конопля и все масличные и красильные растения. По согласованию с МВД, Министерством государственных имуществ был разрешен Орловскому губернскому земству прием на страх табака и хмеля. Все указанные культуры распределялись по трем разрядам тарифа страховых премий, утверждаемого губернским земским собранием.
Страхование от градобития производилось по объявлению, которое подавалось за подписью страхователя на бланках установленного губернской земской управой образца. Предлагающий страхование обязан был прописать в объявлении все, требуемое бланком. На основании такого объявления изготовлялся и выдавался от земских управ полис, имеющий силу договора между земством и страхователем. В случае потери полиса страхователю (об этом заявившему) выдавалась с него копия.
Страхование начиналось с полудня следующего дня, когда соответствующее объявление страхователя поступило в земскую управу или к агенту, что удостоверялось пометкой, сделанной на объявлении по приеме его. В случае же пересылки объявления по почте страхование начиналось с 12 часов ночи того числа, когда страховое объявление поступило на почту, что удостоверялось почтовым штемпелем. Премия, гербовые и почтовые расходы вносились страхователем при подаче страхового объявления.
Размер премии определялся по большей или меньшей опасности данной местности относительно градобития и по большей или меньшей чувствительности произрастений. По степени опасности местности они разделялись на 6 классов. К 1 классу относились такие страхования, которые в течение последних 5 лет ни на одном из своих участков не потерпели убытка от градобития. Ко 2 классу - которые в течение последних 5 лет потерпели убыток 1 раз, к 3 классу - то же 2 раза, к 4 классу - то же 3 раза, к 5 классу - то же 4 раза, к 6 классу - то же 5 раз. По чувствительности произрастений они в каждом тарифе располагались в следующем порядке, начиная с менее чувствительных: 1 разряд- пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, полба; 2 разряд -горох, стручковые растения, клевер и другие травы для семян и подсолнечник; 3 разряд - гречиха, лен, конопля, все масличные и красильные растения, табак и хмель. Тарифы премий могли быть изменены на основании опыта и новых статистических данных, но не иначе, как с утверждения губернского земского собрания.
Если по заключении страхования появилась необходимость на каком-нибудь участке заменить застрахованный посев другим, то новое произрастение считалось застрахованным в том только случае, когда страхователю не было уплачено еще вознаграждения по первоначальному посеву или посадке, а также когда о новом посеве в тот самый день (как предпринята перемена) будет отправлено извещение в земскую управу с подробным обозначением всего, что выше требовалось, и когда уплачена будет следующая по тарифу добавочная премия.
Страхование от градобития завершалось в полночь (12 часов), с 15 на 16 октября каждого года. Страхователи вознаграждались за убытки, которые причинялись только градобитием. Все же остальные убытки, которые могли произойти помимо градобития от других причин и другого рода атмосферных явлений, не возмещались.
О всех убытках, происшедших от градобития в застрахованных культурах, страхователь или его уполномоченный обязан был не позднее семи дней после случившегося несчастья отправить письменное извещение агенту или в уездную, или в губернскую земскую управу по установленной на то последней форме. Страхователь, не исполнивший это в течение 7-дневного срока по градобитии, терял право на вознаграждение.
По получении извещения о градобитии уездная земская управа оперативно приступала к определению убытка, не откладывая ни в каком случае далее срока жатвы или сбора. Если градобитие случилось до 1 июня, то перед временем жатвы производился второй осмотр поврежденной местности для более правильного определения убытка от градобития. Если же градобитие случилось во время жатвы, то определение убытков производилось в течение трех дней по получении извещения о градобитии.
В извещении страхователя о понесенном убытке указывались: а) день, а если возможно - время дня и даже час, когда последовало градобитие; б) наименование участка, потерпевшего от градобития; в) приблизительное исчисление убытка; г) если градобитие произошло во время жатвы и сбора, то обозначалось, когда эти действия начались в хозяйстве, приблизительно какое количество сжато или убрано от градобития, а также и пространство, с которого застрахованные предметы сжаты или убраны.
Страхователь терял право на вознаграждение за убытки: а) если в показаниях страхового объявления будет обнаружено существенное несоответствие с действительностью и если страхователем не будут исполнены основные условия настоящего страхования; б) если страхователь препятствует определению убытка или намеренно уклоняется от представления сведений, необходимых для определения размера этого.
Общее наблюдение по делам земского добровольного взаимного страхования посевов от градобития первоначально осуществлял Страховой комитет Министерства внутренних дел, а с его упразднением – Присутствие по делам страхования и противопожарных мер совета главного управления по делам местного хозяйства МВД, отдел страхования и противопожарных мер этого управления.
В первый операционный год Орловское земство определило премию за каждые 100 руб. в 52 коп. и приняло на свой страх лишь 1417 десятин, разбросанных в пяти уездах губернии, обеспечив посевы в 82 210 руб. На следующий год это страхование имело еще меньший успех, а в последний операционный год (1896 г.) было на страхе земства всего 203 десятины. За весь четырехлетний период было заключено 26 страхований с площадью в 2308 десятин и со страховым обеспечением в 116 тыс. руб. Ввиду незначительности операций губернское земское собрание 1897 г. постановило закрыть страхование от градобитий, а за два года до этого постановления (1895 г.) то же собрание ходатайствовало перед правительством о введении в России государственного страхования от градобития.
В начале XX века многими губернскими земскими собраниями был поставлен вопрос о введении в своих губерниях этого вида страхования на основаниях, согласованных с правилами, утвержденными Министром государственных имуществ для Орловского губернского земства. Однако на практике оно нигде не было осуществлено.
Если Орловское губернское земство было ярким выразителем принципа добровольности, то Оханское уездное земство Пермской губернии, наоборот, явилось горячим защитником его обязательности для всего сельского населения.В 1905 г. Оханское земство разработало проект "О взаимном земском страховании посевов от градобития".
В основание проекта был положен принцип принудительности, т.к. Оханское земство горьким опытом убедилось, что "дорогое" добровольное страхование не может развиться среди сельского населения, которое в Оханском уезде за 25 лет потеряло от градобитий 1,5 млн. руб., а следовательно, ежегодно лишалось по 60 тыс. руб.
Однако проект Оханского земства дальше стен ряда земских собраний не пошел.
В 1904 г. при Проскурово-Летичевском сельскохозяйственном синдикате группа лиц частным образом организовала "Кружок для возмещения градобойных убытков", но т.к. кружок действовал на принципе "доверия", то каждый вступающий член подвергался баллотировке. Лица, принятые в кружок, подписывали "Правила взаимного соглашения", в котором объявляли оценочную и страховую стоимость страхуемых ими посевов. Директор-распорядитель синдиката созывал частное совещание кружка, которое выбирало по районам заведующих оценкой убытков. Получив оценочный лист об убытках, директор распределял сумму убытков между участниками страхования пропорционально страховым суммам и вместе с тем просил о присылке денег. Кружок прекрасно работал. Но у него отсутствовал оборотный капитал.
В 1912 г. Киевское губернское земство решило ходатайствовать перед правительством о скорейшей разработке вопроса "о введении общего государственного обязательного страхования посевов от градобития". Это пожелание встретило поддержку и у других земств – например, у Волынского, Екатеринославского и Казанского.
Итак, в течение более чем полстолетия земская мысль уделяла внимание страхованию от градобития. Но, к сожалению, как в 1867 г., когда в первый раз Псковское губернское земство заговорило на эту тему, так и в 1912 г., когда в последний раз повторило тот же вопрос Киевское губернское земство, этот вид страхования оставался одинаково неразработанным.
Правда, первый Всероссийский сельскохозяйственный съезд в Киеве (1913 г.) признал вопрос о страховании от градобития очередным и постановил разработать его всесторонне и притом научным путем. В связи с этим при Киевском коммерческом институте была образована особая комиссия. Но война, эвакуация Киевского института в Саратов и, наконец, революции лишили ее возможности начать работу.