Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности.

Логические задания

1. Самое существенное в политике - это вопрос о государственной власти. Но можно ли все политические отношения сводить только к политическим институтам? Что важнее в политике: идти от властных институтов к человеку или от человека к властным структурам?

2. Участвующие в политике обычно имеют свои интересы, отстаивают их. Какие основные группы интересов можно выделить в политической жизни страны, города, района, среди больших социальных групп? Как можно оптимизировать интересы различных людей путем демократических процедур?

Заполнение таблицы.

Методы политологии На чем акцентируют внимание Как изучают политику
1.Институциональный 2. Исторический 3. Социологический 4. Бихевиористский 5. Системный 6. Психологический и т.д.        

4.Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения со­ответствуют друг другу:

а) бихевиоризм; б) политическая антро­пология; в) политическая социо­логия;

г) исторический подход; д) политика; е) структурный функционализм; ж) прикладная политология; з) политико-культурологический подход; и) политология; к) позитивизм;

л) институционализм; м) сравнительная политология; н) системный подход;

о) политическая история; п) политическая социализация; р) политическая философия.

1) наука, изучающая общие черты и особенности различных политических систем;

2) наука, изучающая ценностные аспекты властных отношений, разрабатывающая нормативный подход к политике;

3) наука, изучающая влияние родовых качеств личности, основных потребностей на политическое поведение;

4) изучение политических явлений с точки зрения их развития;

5) направление политической науки, основывающейся на эмпирических (прежде всего количественных) методах исследования, исходящее при анализе политических явлений из политического поведения индивидов или групп;

6) наука, изучающая изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества;

7) наука, изучающая все стороны политической жизни;

8) метод политического исследования, направленный на выявление различных институтов и несхожих функций похожих институтов;

9) наука, изучающая влияние общества, социальных организаций на политические процессы;

10) направление в политической науке, изучающее политические организации, нормы и методы их деятельности;

11) исследование политических процессов с точки зрения влияния на них норм, ценностей, установок и ориентаций индивидов и групп;

12) функция политической науки, заключающаяся в формировании определенной политической культуры граждан, выработке политических знаний и навыков политического участия;

13) «властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);

14) ориентация на изучение объекта как системы, раскрытие его целостности и создание единой теоретической картины;

15) наука разрабатывающая различные политические технологии;

16) ориентация на количественные и статистические методы исследований, освобождение политической науки от ценностей

Задание №2. Основные этапы становления и развития политической науки.

1. Политические идеи древности (Китай, Индия, Древняя Греция и Рим).

2. Политическая мысль в эпоху Возрождения и Новое время.

3. Генезис политических идей в XX веке.

1. Составление сравнительной таблицы:

  Представители Основные положения их учения
Политическая мысль античности    
Политическая мысль средневековья    
Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени    
Политическая мысль к.XIX- нач. XX вв.    

2. Вопросы для самоконтроля:

1. Есть ли различия в объяснении природы государства у мыслителей Востока и античной Греции и Рима? Если есть, то в чем они выражаются? С чем связано стремление в странах и Востока, и Запада найти модель идеального государства?

2. Почему Н Макиавелли считается родоначальником западной политической науки?

3. В чем различия взглядов Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо на сущность государства?

4. В чем различие теорий разделения властей у Ж. Монтескье и создателей американской конституции?

5. Объясните суть веберовской теории плебисцитарной демократии?

3. Логические задания:

1. Как следует, на ваш взгляд, понимать утверждение: « Сердце государственного человека должно быть у него в голове» (Наполеон)?

2. По замечанию О.Бисмарка, « в политике нельзя составлять план на длительное время вперед и слепо следовать в его рамках». Как вы думаете, прав ли был «железный канцлер»? Аргументируйте свой ответ.

4.Укажите, какие из приведенных ниже понятии и определений соответствуют друг другу:

а) макиавеллизм; б) охлократия; в) олигархия; г) деспотизм; д) теория «общественно­го договора»; е) аристократия; ж) тирания; з) полития.

1) правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом;

2) концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения заклю­ченного свободными гражданами для защи­ты и наиболее полной реализации их естест­венных прав;

3) неограниченное и жестокое правление одного человека;

4) образ политической деятельности, не пре­небрегающей любыми средствами ради до­стижения поставленных политических целей;

5) власть немногих; 6) власть толпы; 7) власть лучших;

8) абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство.

Задание 3. Власть как политический феномен.

  1. Власть как общественное явление. Генезис, сущность, концепции власти.
  2. Система политической власти. Основные элементы и принципы политической власти.

3. Легитимность власти. Типы легитимности (М. Вебер).

1. Вопросы для самоконтроля:

1. Каково, на Ваш взгляд, главное назначение власти в обществе? Аргументируйте свой ответ.

2. В чем особенность политической власти по сравнению с властью экономической, идеологической, религиозной?

3. Какова роль ресурсов власти? Как зависит выбор ресурсов власти от характера политического режима?

4. Сопоставьте понятия «легитимность власти» и ее «легальность».

5. Объясните понятия «субъект и объект политики». В чем их различие, а в чем взаимосвязь? Кто и как становится субъектом политики?

Логические задания.

1. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?

2. Английский социолог М. Янг в 1958 году в книге “Восход демократий” сформулировал теорию меритократии, то есть правление с помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства. Степень социального прогресса, по мнению М. Янга, зависит от меры сочетания власти и интеллекта. Несколько позже американский социолог Д. Белл отмечал: «Принцип меритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, которое не имеет своих лучших людей во главе его ведущих институтов, есть социологический и моральный абсурд». Как Вы думаете, что лучше - правление большинства или правление с помощью квалифицированных специалистов? Можно ли полагать, что в основе политического руководства современного Казахстана лежит принцип меритократии?

3. Составление дневника двойной записи.

Цитата ( из лекции преподавателя) Комментарий студента.
1. 2. 3.

4.Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения со­ответствуют друг другу:

а) харизма; б) легитимность; в) медиакратия; г) кратология; д) легальность;

е) охлократия; ж) плутократия; з) легальное господство; и) теократия;

к) традиционное господство; л) власть; м) геронтократия.

1) юридическое обоснование законности поли­тической власти;

2) власть мудрецов-старейшин;

3) форма правления, при которой политичес­кая власть находится в руках главы цер­кви, духовенства;

4) власть толпы;

5) наука о власти;

6) тип господства, опирающийся на освящен­ные обычаем нормы;

7) власть, основанная на воздействии средств массовой информации;

8) один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами;

9) тип господства, основывающийся на при­знании добровольно установленных юридических норм, направленных на регули­рование отношений господства и подчине­ния;

10) признание народом и политическими силами правомерности, законности политичес­кой власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избра­ния;

11) форма власти, основным субъектом кото­рой выступает наиболее богатый слой об­щества;

12) один из типов легитимного господства, который характеризуется отношением к политическому лидеру как к высшему, сверхординарному существу.

Задание 4. Политическая система общества.

1.Понятие политической системы. Теории политической системы ( Д. Истон, К. Дойч,

Г. Алмонд).

2.Классификация политических систем и её критерии.

1.Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение политической системы общества. Какие общие признаки для нее характерны?

2. Какие подходы к определению сущности и функций политической системы существуют в зарубежной и казахстанской политической науке?

3. Каковы характерные особенности политической системы современного казахстанского общества?

4. Какие основные формы правления (и их разновидности) существуют в современном мире?

2.Логические задания:

1. Чем на ваш взгляд, различаются закрытая и открытая политические системы? Назовите страны, системы которых могли бы быть отнесены к тому и другому типу.

2.В Конституции РК говорится, что «Президент РК является гарантом Конституции... прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией ... порядке он принимает меры по охране суверенитета РК, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Можно ли по этому основанию определить тип политической системы в Казахстане?

3. Какой из принципов характеризует деятельность гражданского общества, а какой - государства: «запрещено все, что не разрешено» и «разрешено все, что не запрещено»?

4. Чем, по Вашему мнению, можно объяснить доминирование исполнительных органов власти в структуре государственной власти современного Казахстана?

3. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:

а) политическая коммуникация; б) агрегирование инте­ресов; в) требования;

г) структурная диффе­ренциация; д) «выход» политичес­кой системы;

е) функции; ж) роль; з) «вход» в политичес­кую систему; и) политическая ста­бильность;

к) политический риск; л) политическая систе­ма; м) поддержка; н) артикуляция интере­сов;

о) эффективность политической системы; п) политический институт; р) адаптация.

1) устойчивое состояние общества, позволяю­щее эффективно функционировать и разви­ваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;

2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;

3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование дан­ной системы» (Р. Мертон), «доступная на­блюдению деятельность, которая формиру­ет политическую систему» (Г. Алмонд);

4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;

5) совокупность реакций политической систе­мы, проявляющаяся в принятии формаль­но-правовых норм, решений и их реализа­ции;

6) смоделированное поведение;

7) «выражение мнения о том, что уполномо­ченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);

8) «совокупность взаимодействий, посредст­вом которых происходит властное распре­деление ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выпол­няет функции интеграции и адаптации по­средством применения или угрозы приме­нения легитимного насилия» (Г. Алмонд);

9) процесс преобразования настроений, эмо­ций, чувств в рационально сформулирован­ные требования;

10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в поли­тике и экономике;

11) лояльность по отношению к политическому со­обществу в целом, режиму и органам власти;

12) приспособление политической системы к требованиям, 'исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функ­ций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;

13) распространение и передача политической информации, как между элементами поли­тической системы, так и между политичес­кой системой и окружающей средой;

14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;

15) систематизированные и практически используемые формы политической деятель­ности и политических отношений на осно­ве определенных норм и процедур.

Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности.

Для оценки уровня политической стабильности используют индекс политического риска. Одной из наиболее распространенных моделей расчета индекса политического риска является BERI (Business Environment Risk Index).

Переменная Вес пере­менной Оцен­ка, баллы Итого
1. Политическая стабильность   3,0          
2. Отношение к иностранным инвесторам 1,5    
3. Уровень национализации 1,5    
4. Степень инфляции 1,5    
5. Состояние платежного баланса 1,5    
6. Степень бюрократизации 1,0    
7. Степень экономического роста 2,5    
8. Конвертируемость валюты 2,5    
9. Осуществимость контрактов 1,5    
10. Стоимость рабочей силы 2,0    
11. Степень профессиональной подготовки 1,5    
12. Развитие инфраструктуры 1,0    
13. Местное управление 1,0    
14. Наличие краткосрочных кредитов 2,0    
Наличие долгосрочных кредитов 2,0    

Максимальный индекс может равняться 100. Это означает, что политическая система абсолютно стабильна и устойчива. Шкалы оценки уровня риска позволяют дать качественную оценку полученному риску.

Уровень риска Баллы Вероятность ущерба
Практически отсутствует 83—100  
Очень низкий 75—82 Низкая
Низкий 67—74 (Мала)
Заметный 60—66  
Ниже среднего 55—59 Умеренная
  51—54 (Допустимая)
Средний 45—50  
Выше среднего 40—44 Большая
На грани допустимого 34—39 (Велика)
Не допустимо 26—33    
  18—25 Высокая
  0—17  

Политический риск может также оцениваться с помощью мето­дики, предложенной У. Коплином и О’Лири. Американские ученые разработали матрицу, на основе которой рассчитывается индекс политического риска. Ниже приводится матрица, адаптированная к казахстанской политической системе.

Актор   Ориен­тация   Последова­тельность   Мощь   Заинтере-сованность   Итого  
Президент                    
Премьер-министр                    
Министр иностранных дел                    
Председатель Национального банка                    
Партия Нур Отан                    
Коммунистическая народная партия РК                  
ДПК Ак Жол                    
Общенациональная С-Д партия                    
Профсоюзы                    
Армия                    
КНБ                    
МВД                    

Ориентация представляет собой отношение к различным факто­рам политического риска. Она может оцениваться положительно (+), отрицательно (-) или нейтрально (0). Например, если вы счи­таете, что Президент отрицательно относится к факторам полити­ческого риска (является гарантом стабильности), в графе ориента­ция ставится знак «-». Под последовательностью понимается со­хранение ориентации данной политической силы, под мощью — ре­сурсы, которыми она обладает, а под заинтересованностью — при­дание значения тому или иному фактору политического риска. Пос­ледовательность, мощь и заинтересованность отдельно оценивают­ся в баллах от 1 (наименьшей) до 5 (наибольшей). Затем результа­ты перемножаются и со знаком ориентации заносятся в графу «итог». Выступая в качестве экспертов, вы оцениваете расстановку, политических сил и их отношение к факторам политического риска.

Задание 5. Государство и гражданское общество.

1. Государство как институт политической системы, его отличительные признаки и атрибуты.

2. Формы правления. Особенности механизма взаимодействия высших органов государственной власти в парламентской монархии, парламентарной и президентской республиках. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное государства. Конфедерация государств.

3. Становление государственности в суверенном Казахстане.

4..Казахстан-полиэтническое государство. Политические проблемы межнациональных отношений.

1. Вопросы для повторения.

1. Почему развитие государства зависит от зрелости гражданского общества?

2. Каковы отличия традиционного общества от гражданского?

3. Что такое конституционализм?

4.Назовите исторические причины слабости гражданского общества в Казахстане.

5.Назовите основные функции государства?

6.В чем выражается суверенитет государственной власти на практике?

7. Каковы принципы взаимоотношения законодательной, исполнительной ветвей власти в президентских, парламентских, полупрезидентских республиках?

8.Чем правовое государство отличается от социального?

9.Чем унитарное государство отличается от федерации? Приведите примеры.

2. Логические задания.

1.Как вы думаете, на что указывает наличие двухпалатного парламента в государстве:

а) на монархию; б) на республику; в) на демократический режим;

г) на федерацию?

2.Какая из характеристик правового государства, на ваш взгляд, является наиболее важной: верховенство закона или признание гарантии прав и свобод личности?

3.Заполнить таблицу « Типы республик».

Типы республик   Примеры государств Взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти ( правительство, президент и парламент)  
Президентская республика      
Парламентская республика    
Полупрезидентская республика        

4. Заполнить таблицу «Теория возникновения государства».

Теория Основные положения
Теократическая  
Патриархальная  
Договорная  
Завоевания  
Марксистская  

5. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:

а) федерация; б) суверенитет; в) государство; г) конфедерация;

д) форма правления; е) унитарное государ­ство; ж) форма государствен­ного устройства;

з) парламент; и) суд; к) сецессия; л) монархия; м) субъект Федерации;

н) республика; о) импичмент; п) право вето; р) правительство; с) разделение властей;

т) Федеральное Собрание; у) правовое государство; ф) социальное государство.

1) представительный и законодательный орган власти;

2) независимость и верховенство государст­венной власти;

3) особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;

4) форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо фор­мируются общенациональным представи­тельным учреждением;

5) процесс отделения, выхода из состава госу­дарства какой-либо его части;

6) форма государственного устройства, харак­теризующаяся высокой степенью централи­зации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - тер­риториальных образований;

7) административно-территориальное образо­вание, обладающее ограниченными полити­ческими правомочиями;

8) структура высших органов государственной власти;

9) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образова­ния обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;

10) форма правления, при которой верховная государственная власть юридически при­надлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;

11) политический институт, выполняющий ис­полнительские функции;

12) высший орган представительной и законо­дательной власти Российской Федерации;

13) отстранение президента от должности на ос­новании выдвинутых против него обвинений;

14) форма государственного устройства, пред­ставляющая собой союз суверенных госу­дарств;

15) тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантиро­ваны права человека и осуществляется раз­деление властей;

15) административно-территориальная органи­зация государства, система взаимоотноше­ний высших государственных и региональ­ных органов власти;

16) политический институт, выполняющий функ­ции контроля за соблюдением законов;

17) право президента отклонить принятый пар­ламентом закон;

18) институциональное распределение полно­мочий между законодательной, исполни­тельной и судебной ветвями власти;

19) государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каж­дого гражданина.

Задание 6. Политические партии и общественные движения.

1.Возникновение и сущность политических партии .Признаки политической партии.

2.Типология партий и их функций. Партийные системы .Типы партийных систем.

3.Избирательная система: сущность, типы. Избирательная система Казахстана.

4.Становление многопартийности в Казахстане.

5.Общественные организации и движения Казахстана. Процесс становления, особенности.

1. Вопросы для повторения:

1.Какие основные характерные черты отличают политическую политические партии от других политических и иных общественных объединений?

2. Какие основные типы политических партий и по каким основаниям выделяются в современной политической науке? Какие характерные черты отличают друг от друга кадровые, массовые и «всеохватывающие» партии?

3. Какие основные функции выполняют политические партии в жизни общества и отдельного гражданина?

4. Какие типы партийных систем и по каким основаниям (признакам) выделяются в современной политологии?

5. Какие функции призвана выполнять партийная система в политической жизни общества? Соблюдение каких условий и требований позволяет партиям успешно их осуществлять?

6. С чем, на Ваш взгляд, связаны основные трудности формирования полноценных политических партий и партийной системы в современном Казахстане? Какие причины порождают недоверие значительной части казахстанцев к действующим в стране партийным объединениям?

2.Заполнить таблицу: Сравнительный анализ политических партий Казахстана.

Названия политических партий Год создания Лидер партий Основные цели и задачи партии. Методы осуществления цели
         
         
         

3. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) партология; б) политическая партия; в) партийная система; г) массовая политичес­кая партия; д) фракция; е) тип партии; ж) патронажная партия; з) оппозиция;

и) многопартийная сис­тема; к) идеологическая пар­тия; л) партийная система

« поляризованного плюрализма».

1) прямые и косвенные проявления общест­венного инакомыслия и недовольства суще­ствующим режимом;

2) группа внутри партии, имеющая особеннос­ти и отличающаяся по идейным, организа­ционным формам;

3) тип партии, являющийся продуктом всеоб­щего избирательного права;

4) механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществле­ние;

5) дисциплина, изучающая формирование и функционирование политических партий;

6) система существенных признаков полити­ческой партии, в которых выражаются со­циальная природа, идейная основа, глав­ная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятель­ности;

7) добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность, которой направ­лена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении;

8) партия, деятельность которой направлена на обеспечение представляемых политичес­кой властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников;

9) партийная система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную органи­зацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных ин­ститутов;

10) партийная система, для которой характер­но наличие антисистемных партий, существование двусторонних оппозиций, поляри­зация как результат значительного идеоло­гического размежевания;

11) партия, ориентированная, прежде всего на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в ее программе.

4. Эссе « Парламентские выборы в Казахстане 2012г: итоги, оценка ».

5. Логические задания и проблемные вопросы:

1. Известный политический мыслитель Р.Михельс сформулировал зако­номерность перерождения демократических партий в олигархические: «Партия создается как средство достижения цели. Однако, став целью сама по себе, озабоченная своими собственными задачами, интересами, она отчуждается от того класса, который представляет".

2. Политические партии в предвыборной борьбе используют самые раз­нообразные средства для обработки массового сознания. Какие из принципов пропаганды (по теории американских исследователей А. и Э. Ли) использовали политические партии Казахстана на прошедших пар­ламентских выборах 2012 года?

а) принцип «наклеивания ярлыков»: наделение какой-либо личности или идеи оскорбительным эпитетом для подрыва авторитета;

б) принцип «рекомендаций»: использование в целях усиления эффекта внушения популярности своих известных актеров, спортсменов;

в)принцип «простые люди»: отождествление интересов самого инфор­матора с интересами «простых людей», большинства избирателей;

г) принцип «подтасовки карт»: откровенная фальсификация действи­тельных фактов с помощью приемов, не заметных для масс;

д) принцип «общего вагона»; стимулирование определенной реакции у населения путем внушения мысли о ее общепринятости (типа «все так думают»)?

Задание 7. Политические режимы.

1. Политический режим: определение, типы.

2. Тоталитаризм, авторитаризм: характерные черты, разновидности.

3. Политический режим в современном Казахстане: характерные черты, этапы развития.

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:

а) деспотия; б) политический режим; в) олигархия; г) демократура;

д) демократия; е) тирания; ж) «авторитаризм раз­вития»;

з) тоталитаризм; и) бюрократический авторитаризм; к) диктатура; л) авторитаризм;

м) диктократия; н) полиархия; о) делегативная демо­кратия;

1) неограниченная власть одного лица или не­большой группы;

2) историческая разновидность диктатуры, при которой власть осуществляется военачаль­ником;

3) политический режим, при котором государ­ство стремится к целостному, всеохваты­вающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личностью в отдель­ности;

4) политический режим, при котором власть осуществляется политическим блоком бю­рократии, национальной буржуазии, воен­ных;

5) упорядоченное взаимодействие структур по­литической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достиже­ния политических целей;

6) власть небольшой группы богатых и приви­легированных людей;

7) политический режим, при котором монопо­лией на власть обладает какая-либо одна партия, группировка или одно лицо, одна­ко сохраняются в ограниченном виде неко­торые гражданские свободы;

8) разновидность авторитарного режима, ори­ентированного на социальную и экономи­ческую модернизацию;

9) гибридный режим, характеризующийся про­ведением либерализации без демократиза­ции;

10) политический режим, отличающийся высо­кой степенью политической конкурентнос­ти элит и высоким уровнем политического участия;

11) гибридный режим, характеризующийся проведением демократизации без либера­лизации;

12) историческая разновидность диктатуры, ха­рактеризующаяся властью одного лица, опирающегося на могущественный чинов­ничий аппарат;

13) политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы че­ловека;

14) политический режим, при котором электо­рат делегирует права исполнительной влас­ти, ограниченной лишь сроками действия своих полномочий.

Заполнить таблицу.

Критерии   Тотали­таризм   Автори­таризм  
Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)      
Степень принуждения и насилия      
Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, двойственность властей перед законом)    
Место и роль государства    
Зрелость гражданского общества    
Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них    
Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии      

3. Эссе « Эволюция политического режима в Казахстане».

Задание 8. Демократизация и политическая модернизация общества.

1.Демократия как форма государственного устройства и режим. Исторические формы демократии: 2. Основные этапы и особенности демократизации в Казахстане. Проблемы становления казахстанской модели демократии.

3.Понятие политической модернизации. Модернизация и переход от тоталитаризма к демократии.

4. Проблемы политической модернизации казахстанского общества.

1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) вестернизация; б) «золотой закон» по­литического разви­тия А. де Токвиля;

в) консолидация демо­кратии; г) политическое разви­тие; д) традиционное обще­ство;

е) модернизация; ж) «вторичная» модер­низация; з) частичная модерниза­ция;

и) структурная диффе­ренциация; к) «опекунская демо­кратия»;

1) режим с конкурентными, формально демо­кратическими институтами, находящимися под опекой аппарата;

2) копирование западных устоев во всех об­ластях жизни;

3) период адаптации общества к новому демо­кратическому механизму;

4) самый быстрый путь к свободе ведет к наи­худшей форме рабства;

5) один из критериев политического развития;

6) возрастание способности политической сис­темы постоянно и эффективно адаптиро­ваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обес­печивающие каналы для диалога между правительством и населением;

7) модернизация, основным фактором кото­рой выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры;

8) общество, в основе которого лежат привы­чка, инерция, традиция;

9) модель модернизации, когда традицион­ность и рациональность как противополож­ные способы поведенческой ориентации че­ловека и общества институализируются в рамках одного и того же общества;

10) переход от традиционного общества к со­временному.

2.Контрольные вопросы:

1.Какие факторы в наибольшей мере определяют исход демо­кратизации — структурные (социально-экономические и куль­турно-ценностные предпосылки и условия, способствующие/препятствующие становлению и закреплению демократи­ческих институтов и норм) или же процедурные (особенности и последовательность конкретных решений и действий, осущест­вляемых ограниченным кругом инициаторов и непосредственных политических участников процесса демократизации)?

2. Оценивая перспективы развития демократии в мире, амери­канский исследователь С. Хантингтон в работе «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» сформулировал следую­щие фундаментальные вопросы:

— является ли третья волна демократизации составной частью непрерывной и постоянно расширяющейся «глобальной де­мократической революции», которая в конечном счете прини­мает ограниченный (в пространстве и во времени) характер и затрагивает в основном те страны, которые в прошлом уже имели известный демократический опыт развития;

— возможна ли третья (реверсивная) волна авторитаризма;

— каковы препятствия и возможности для развития демократии в странах, которые к 1990 г. не имели демократических режи­мов?

Дайте свои ответы на эти вопросы.

3. По мнению С. Хантингтона, третья волна авторитаризма может проявиться в самых различных формах: а) авторитарный национализм; б) религиозный фундаментализм (исламский, христианский, индуистский); в) олигархический авторитаризм, возникающий в богатых странах в ответ на нивелирующие тен­денции демократии; г) популистская диктатура; д) коммуналистская диктатура. Не исключены и новые формы (например, технократическо-электронная диктатура).

Используя методы политического прогнозирования, проана­лизируйте, в какой форме, на ваш взгляд, третья волна автори­таризма может проявиться в Казахстане?

4.В концепциях политической модернизации значительное вни­мание уделяется проблеме соотношения культуры и демократии. При этом ученые исходят либо из тезиса, согласно которому только западная культура создает базу для развития демократи­ческих институтов, либо из тезиса, что существует только одна или две культуры, которые особенно враждебны демократии (наиболее часто ссылаются в этой связи на ислам и конфуциан­ство).

Проанализируйте оба подхода к проблеме соотношения куль­туры и демократии. Охарактеризуйте роль ислама в поли­тической модернизации Казахстана

Наши рекомендации