Стимулы и ограничения в механизме правового регулирования
Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта, режим благоприятствования.
Общие признаки реализации правовых стимулов:
1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда отменяют либо снижают меру лишения (например, снижение меры наказания за чистосердечное признание и помощь следствию);
2) расширяют объем возможностей, свободы, субъективных прав, законных интересов;
3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;
4) предполагают повышение положительной активности;
Правовые стимулы различают по:
1) предмету правового регулирования – конституционные, гражданские, экологические и т.п.;
2) объему - основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);
3) времени действия – постоянные (право на собственность)
и временные (разовая премия);
4) содержанию – материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).
Правовое ограничение – к ценностям и благам (содержательный признак), 2) достичь цели права – (формальный признак) – это правовое сдерживание противозаконной деятельности, создающее условия для охраны и защиты интересов субъектов права и общественных интересов.
Общие признаки реализации правовых ограничений:
1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления интересов субъектов права;
2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;
3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
4) предполагают снижение отрицательной активности;
5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Виды правовых ограничений:
1) по предмету правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т.п.;
2) по объему - полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
3) по времени действия - постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);
4) по содержанию - материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).
5. Правовые льготы: понятие, признаки, функции
Правовая льгота – это правомерное облегчение положения субъекта, выражающиеся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Признаки правовых льгот:
1) связаны с более полным удовлетворением интересов субъектов права, облегчением условий их жизнедеятельности;
2) представляют собой специфические исключения из общих правил, способы юридической дифференциации; Правовые льготы выполняют две основные функции:
- компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин);
- стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая при этом благоприятные условия).
6. Правовые поощрения и наказания: понятие, признаки, функции, виды
Правовые поощрения – это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Признаки правовых поощрений:
1) добровольность - в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для субъекта поступок;
2) юридическое одобрение добровольного поступка в форме вознаграждения;
3) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества;
Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется:
1) социально-активным поведением, осуществлением позитивных обязанностей;
2) добросовестным отношением лица к своему долгу;
3) правомерным поведением, не противоречащим юридическим нормам;
4) «сверхисполнением» лицом своих обязанностей либо достижением им общепризнанного полезного результата («сверхисполнение» означает поведение превосходящее по своим масштабам итоги обычных действий);
Для наиболее полного рассмотрения признаков правовых поощрений необходимо последнее понятие соотнести с понятием «правовое наказание».
Правовое наказание – это форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
Общие признаки поощрений и наказаний:
1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;
2) для них в нормативных актах установлены определенные процедуры - формы поощрения и наказания, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;
3) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей);
4) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание;
5) для их наступления необходимо, кроме объективной стороны, еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.
Различия между поощрением и наказанием:
1) если поощрение призвано подкрепить положительное поведение, то наказание - своеобразная заслуженная мера, но выступающая как средство защиты общества от правонарушений;
2) по-разному проявляется связь с благом, ценностями, если при поощрении субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей.
Правовые поощрения выполняют следующие функции: 1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство);
2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к совершенствованию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает общественно-политическую активность;
3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры выражают определенную юридическую информацию, поступающую от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам);
4) оценочную, с помощью которой дается официальная положительная оценка чьего-либо заслуженного поведения;
5) распределяющую, которая устанавливает условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;
6) воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.
Правовое наказание выполняют те же функции, но с противоположным содержанием.
Правовые поощрения можно классифицировать по:
1) предмету правового регулирования - на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.;
2) юридической природе - на материальные (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации);
3) сфере использования - на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.;
4) применяющим их субъектам - на государственные (президентские, правительственные и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.);
5) форме связи с благом - на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, орденами) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);
6) связи с конкретной профессиональной деятельностью - на профессиональные (присвоение почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации») и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и т. п.
Правовые наказания классифицируются по тем же основаниям.
9. Эффективность правового регулирования
Эффективность правового регулирования - это соотношение между поставленной перед ним целью и достигнутым результатом.
В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать;
2) совершенствование правоприменения, которое «дополняет» действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации;
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.