Развитие гос.единства в 1960-80е гг

В предшествующий период произошло существенное расширение прав союзных республик.В 60-е годы начинается возврат к централизации Советского гос-ва, которая впоследствии привела к оптимизации формы гос.единства.

Процесс централизациикоснулся:

· сферы руководства хозяйством, особенно промышленностью.

В 1965 г. система управления промышленностью кардинально изменилась, перейдя от территориального к отраслевому принципу.

К 70-м годам в связи с ликвидацией совнархозов и передачей управления промышленностью отраслевым министерствам в ведение Союзабыло передано:

Ÿ машиностроение;

Ÿ строительство;

Ÿ химическая и нефтяная промышленность.

Специально создавались союзно-республиканские ведомства, которые осуществляли контроль над этими отраслями.

.

· в области руководства культурой.

Многие десятилетия после Октябрьской революции государство проводило политику всемерного развития и сближения национальных культур в масштабе Союза. Важнейшее значение имела обретенная всеми народами страны возможность доступа к достижениям русской культуры, и в особенности к русскому языку, ставшему средством межнационального общения.

1. В 1966 г. впервые было создано союзно-республиканское министерство просвещения. Это позволило унифицировать систему и программу обучения школьников, лучше организовать изучение русского языка.

2. В том же году важнейшие вузы страны переданы в ведение Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Итог: Централизация управления просвещением привела и к объединению педагогической науки в масштабе Союза. Впервые в истории Советского государства была создана Академия педагогических наук СССР.

В июле 1973 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Они закрепили широкие права Союза в руководстве этой сферой, в том числе установление общих принципов управления народным образованием в СССР, утверждение учебных планов и определение порядка утверждения учебных программ, государственный контроль в области народного образования и установление порядка его осуществления. Основы подчеркивали:

Ÿ право граждан получать образование на родном языке или любом другом языке народов СССР, провозглашалась свобода выбора языка.

Ÿ закреплялась обязательность всеобщего среднего образования.

· органов охраны общественного порядка и юстиции.

1. В 1966 было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка.

2. Было восстановлено централизованное управление органами юстиции – в 1970 г. вновь создан Минюст СССР.

Итоги развития организации государственного единства были закреплены в Конституции 1977 г, имевшей от предыдущей Конституции небольшие изменения:

1. Вопросы гос.единства находились теперь в 3 разделе,а не во 2ом.

2. Изменилась терминология. В прежней Конституции соответствующая глава называлась "Государственное устройство" – в новой Конституции раздел третий озаглавлен "Национально-государственное устройство СССР".

3. «Советский Союз - единое государство» (ст.70 Конституции 1977). Вместе с тем это федерация, притом в форме союзного государства. Закон выделяет основную цель федерации - разрешение национального вопроса, поскольку говорит о многонациональном характере Союза и объединении в нем народностей и наций.

Конституция 1977г, подчеркивает равноправие союзных республик.

73 ст. к компетенции Союза относятся:

· определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками;

· обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР,

· установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик;

· руководство экономикой страны, разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития;

· Бюджет;

· война и мир

· организация обороны, руководство Вооруженными Силами и др.

Конституция, как и прежние основные законы Союза, исходила из идеи сочетания суверенитета Союза с суверенитетом союзных республик.Первоначально в проекте Конституции, представленном на всенародное обсуждение, суверенитет союзных республик не подчеркивался. Однако в ходе обсуждения было выдвинуто настоятельное требование закрепить формулировку о суверенности членов Союза.

Ÿ Компетенция союзных республик определялась по остаточному принципу.

Ÿ Конституция 1977 г. закрепляла право республик на утверждение своих конституций,которые полностью соответствовали Конституции Союза.

Ÿ Предусматривалось некоторое расширение хозяйственных прав союзных республик (могли в определенной степени вмешиваться в управление предприятиями союзного подчинения) (ст.77).

Ÿ Сохранялся прежний порядок, при котором территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия (ст. 78). Современные авторы говорят о формальном согласии республик на такого рода изменения, которые были формализованы в правовых актах.

Ÿ Со времен ВОВ формально сохранялось право республик на внешние сношения.

Ÿ отпало право союзных республик на военное управление и воинские формирования, так как вопросы организации обороны относились к ведению Союза.

Ÿ Сохранялось формальное право республик на выход из состава Союза.

Таким образом, основные законы разграничивали компетенцию Союза и республик. Однако в них не был предусмотрен механизм защиты суверенитета республик от возможных посягательств со стороны центра. Тем не менее форма государственного единства, закрепленная в новых конституциях, отвечала интересам и желаниям всех народов страны. За тысячелетие существования Российского государства, за десятилетия истории Советского государства сложились прочные экономические, политические, культурные связи между народами.

В ходе обсуждения проекта Конституции 1977 г. возникали идеи еще более глубокой интеграции. Предлагалось, например, денационализировать республики или вообще упразднить Советскую Федерацию.

Идея денационализации союзных республик отражена в ст. 70, которая говорит, что Советский Союз - многонациональное государство, однако отсутствует указание, что он объединяет национальные республики.

Ст.76, дающая определение союзной республики, указывает на ее советский и социалистический характер, но не приводит каких-либо национальных критериев. То же мы видим в Конституции Российской Федерации (ст. 68), дающей определение этой республики. Несомненно, в законах отразилось реальное положение вещей. Все республики были многонациональными. А потому считать каждую из них государством какого-то одного народа было бы явно неправильно, это бы ставило все нетитульное население в неравноправное положение. Сама проблема вытекала из первородного несовершенства национально-территориального принципа, лежащего в основе Советской Федерации: выделить сколько-нибудь компактную и экономически целостную территорию, населенную каким-то одним народом, - невозможно.

Тенденция к усилению централизации, свойственная развитию формы государственного единства в данный период, явилась отражением старой ленинской идеи о слиянии социалистических наций, о переходном характере федерализма, который должен быть заменен со временем социалистическим унитаризмом. Практика показывала, что сближение наций действительно неуклонно происходит.

Конституция СССР 1977г.

Наши рекомендации