Развитие гос.единства в 1960-80е гг
В предшествующий период произошло существенное расширение прав союзных республик.В 60-е годы начинается возврат к централизации Советского гос-ва, которая впоследствии привела к оптимизации формы гос.единства.
Процесс централизациикоснулся:
· сферы руководства хозяйством, особенно промышленностью.
В 1965 г. система управления промышленностью кардинально изменилась, перейдя от территориального к отраслевому принципу.
К 70-м годам в связи с ликвидацией совнархозов и передачей управления промышленностью отраслевым министерствам в ведение Союзабыло передано:
машиностроение;
строительство;
химическая и нефтяная промышленность.
Специально создавались союзно-республиканские ведомства, которые осуществляли контроль над этими отраслями.
.
· в области руководства культурой.
Многие десятилетия после Октябрьской революции государство проводило политику всемерного развития и сближения национальных культур в масштабе Союза. Важнейшее значение имела обретенная всеми народами страны возможность доступа к достижениям русской культуры, и в особенности к русскому языку, ставшему средством межнационального общения.
1. В 1966 г. впервые было создано союзно-республиканское министерство просвещения. Это позволило унифицировать систему и программу обучения школьников, лучше организовать изучение русского языка.
2. В том же году важнейшие вузы страны переданы в ведение Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
Итог: Централизация управления просвещением привела и к объединению педагогической науки в масштабе Союза. Впервые в истории Советского государства была создана Академия педагогических наук СССР.
В июле 1973 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Они закрепили широкие права Союза в руководстве этой сферой, в том числе установление общих принципов управления народным образованием в СССР, утверждение учебных планов и определение порядка утверждения учебных программ, государственный контроль в области народного образования и установление порядка его осуществления. Основы подчеркивали:
право граждан получать образование на родном языке или любом другом языке народов СССР, провозглашалась свобода выбора языка.
закреплялась обязательность всеобщего среднего образования.
· органов охраны общественного порядка и юстиции.
1. В 1966 было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка.
2. Было восстановлено централизованное управление органами юстиции – в 1970 г. вновь создан Минюст СССР.
Итоги развития организации государственного единства были закреплены в Конституции 1977 г, имевшей от предыдущей Конституции небольшие изменения:
1. Вопросы гос.единства находились теперь в 3 разделе,а не во 2ом.
2. Изменилась терминология. В прежней Конституции соответствующая глава называлась "Государственное устройство" – в новой Конституции раздел третий озаглавлен "Национально-государственное устройство СССР".
3. «Советский Союз - единое государство» (ст.70 Конституции 1977). Вместе с тем это федерация, притом в форме союзного государства. Закон выделяет основную цель федерации - разрешение национального вопроса, поскольку говорит о многонациональном характере Союза и объединении в нем народностей и наций.
Конституция 1977г, подчеркивает равноправие союзных республик.
73 ст. к компетенции Союза относятся:
· определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками;
· обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР,
· установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик;
· руководство экономикой страны, разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития;
· Бюджет;
· война и мир
· организация обороны, руководство Вооруженными Силами и др.
Конституция, как и прежние основные законы Союза, исходила из идеи сочетания суверенитета Союза с суверенитетом союзных республик.Первоначально в проекте Конституции, представленном на всенародное обсуждение, суверенитет союзных республик не подчеркивался. Однако в ходе обсуждения было выдвинуто настоятельное требование закрепить формулировку о суверенности членов Союза.
Компетенция союзных республик определялась по остаточному принципу.
Конституция 1977 г. закрепляла право республик на утверждение своих конституций,которые полностью соответствовали Конституции Союза.
Предусматривалось некоторое расширение хозяйственных прав союзных республик (могли в определенной степени вмешиваться в управление предприятиями союзного подчинения) (ст.77).
Сохранялся прежний порядок, при котором территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия (ст. 78). Современные авторы говорят о формальном согласии республик на такого рода изменения, которые были формализованы в правовых актах.
Со времен ВОВ формально сохранялось право республик на внешние сношения.
отпало право союзных республик на военное управление и воинские формирования, так как вопросы организации обороны относились к ведению Союза.
Сохранялось формальное право республик на выход из состава Союза.
Таким образом, основные законы разграничивали компетенцию Союза и республик. Однако в них не был предусмотрен механизм защиты суверенитета республик от возможных посягательств со стороны центра. Тем не менее форма государственного единства, закрепленная в новых конституциях, отвечала интересам и желаниям всех народов страны. За тысячелетие существования Российского государства, за десятилетия истории Советского государства сложились прочные экономические, политические, культурные связи между народами.
В ходе обсуждения проекта Конституции 1977 г. возникали идеи еще более глубокой интеграции. Предлагалось, например, денационализировать республики или вообще упразднить Советскую Федерацию.
Идея денационализации союзных республик отражена в ст. 70, которая говорит, что Советский Союз - многонациональное государство, однако отсутствует указание, что он объединяет национальные республики.
Ст.76, дающая определение союзной республики, указывает на ее советский и социалистический характер, но не приводит каких-либо национальных критериев. То же мы видим в Конституции Российской Федерации (ст. 68), дающей определение этой республики. Несомненно, в законах отразилось реальное положение вещей. Все республики были многонациональными. А потому считать каждую из них государством какого-то одного народа было бы явно неправильно, это бы ставило все нетитульное население в неравноправное положение. Сама проблема вытекала из первородного несовершенства национально-территориального принципа, лежащего в основе Советской Федерации: выделить сколько-нибудь компактную и экономически целостную территорию, населенную каким-то одним народом, - невозможно.
Тенденция к усилению централизации, свойственная развитию формы государственного единства в данный период, явилась отражением старой ленинской идеи о слиянии социалистических наций, о переходном характере федерализма, который должен быть заменен со временем социалистическим унитаризмом. Практика показывала, что сближение наций действительно неуклонно происходит.
Конституция СССР 1977г.