Нормативистская и социологическая теории права.

Нормативистская теория права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и право­вед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев - русский ученый-правовед.

Суть нормативистской теориисоставляют следующие положения: право является пирамидой норм; во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция); каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от выше­стоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы; сила права зависит от разумности построения всей иерархической пра­вовой системы; право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного); право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религи­ей, философией, Моралью, то есть "в чистом виде".

К достоинствам теорииможно отнести следующие: признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверен­ной нормы высшей юридической силы; идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему; признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "пози­тивным" правом.

Главный недостаток теории- повышенное внимание к формальной сто­роне права.

Социологическая теория праванаиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др. Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естествен­ных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон нахо­дится в сфере должного, то право — в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физи­ческих и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктри­ны — теория живого права;

3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъекта­ми правотворчества.

Достоинства:

— такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

— совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

— эта теория хорошо согласуется с ограничением государственно­го вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

— если под правом понимать реализацию законов, реальный пра­вопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомер­ного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

— в силу переноса «центра тяжести» правотворческой деятель­ности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

33. Нормативно-правовой акт: общая характеристика.

Нормативно-правовой акт- изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанавливающий, из­меняющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобяза­тельный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:

· имеет письменную форму;

· имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нор­мативно-правовых актов, - наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должност­ного лица и т. д. (реквизиты);

· обладает определенной юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов;

· имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

· имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений);

· действует в течение определенного срока (который указывается в са­мом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);

· охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.);

· входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;

· содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован;

· подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.

Наши рекомендации