Теории происхождения права

Вопросы для зачета

По дисциплине «Правоведение»

для студентов 2 курса, дневного отделения, специальности «Финансы и кредит»

1.Понятие, признаки и сущность права.

Под государством понимается основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.

Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:

• защиты существующего государственного строя;

• поддержания в обществе стабильности и порядка;

• предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;

• регулирования экономики;

• проведения внутренней политики во всех ее аспектах — социальной, культурной, научной, образовательной, национальной, экологической и т. д.

• защиты интересов государства на международной арене;

• обороны страны и др.

Закон нужен прежде всего слабому против сильного, мирному против вооружённого, желающему зарабатывать честно против вора, преступника и обманщика. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Закон вводит жизнь в управляемое русло.

2. Норма права: понятие, структура, классификация.

Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.
Структура правовой нормы:
• Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, тоесть условия применения правила изложенного в норме.
• Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.
• Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.
Виды норм права:
1. По отраслям: нормы государственного, административного, трудового, уголовного, гражданского и т.д. по отраслям.
2. По функциям, которые выполняют: регулятивные, охранительные согласно соответствующих отраслей.
3. По характеру содержащихся норм поведения:
• Обязывающие - устанавливают обязанности совершения определенные положительные действия.
• Запрещающие - запрещают совершать определенные действия.
• Управомачивающие - предоставляют участникам отношений право совершать положительные действия для удовлетворения своих интересов.
4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:
• Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обязанности участников отношений и меры юридической ответственности за нарушение.
• Относительно определенные - не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обязанностях участников отношений, мер юридической ответственности за нарушение, предоставляя право правоприменительным органам решать дело в соответствии с конкретными обстоятельствами.
• Альтернативные - предусматривают несколько вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за их поведение.
5. По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории) и специальные (определенный круг лиц).
6. Специализированные:
• Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства).
• Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор).
• Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.
7. По времени, по юридической силе.

3. Теории происхождения права.

Теории происхождения права

· Теологическая теория: Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.

· Теория естественного права: Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

· Психологическая теория: Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.

· Историческая школа: Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.

· Нормативистская теория: Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

· Позитивистская теория: Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.

· Марксистская теория: Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.

· Примирительная теория: Право является результатом компромисса различных противоборствующих сторон в обществе (зародилось не внутри одного рода, а между различными родами, которые всегда конфликтовали между собой). Данная теория очень популярна в доктрине западных стран[29].

· Регулятивная теория: Право образовалось с момента, когда у общества возникла потребность по упорядочиванию своих отношений, необходимого для единства государства[источник не указан 77 дней].

4. Основные правовые системы современности.

  1. романо-германская система права;

Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука объединяет правовые нормы в одни и те же крупные группы: публичное право и частное право. Источники: законы, судебная практика, обычаи, доктрина.

  1. англо-саксонская системы права;

Система англо-саксонского, или как его еще называют, общего права была создана в Англии после нормандского завоевания, и в ходе истории английское общее право стало основой весьма большой семьи англо-саксонского права. Эта семья включает в настоящее время правовые системы всех, за некоторым исключением, англоязычных стран. Помимо этого, общее право оказало большое влияние на формирование современных правовых систем Индии, Пакистана, ряда стран Африки.

Источники: правило прецедента (обязывает судей придерживаться решений, принятых их предшественниками), закон, обычай, доктрина и разум.

  1. мусульманская система права.

Не является самостоятельной отраслью науки; лишь одна из сторон религии ислама. Источники: Коран, Сунна (сборник традиций, касающихся действий и высказываний Магомета), иджма (основана на убеждении, что то, что мусульмане считают справедливым справедливо в глазах Аллаха), Риты (мусульманские толки).

5. Источники права: понятие, виды.

Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.

Виды основных источников (форм) права:

а) нормативно-правовой акт;

б) нормативно-правовой договор;

в) правовой обычай;

г) правовой прецедент.

Нормативно-правовой акт - это исходящий, как правило, от компетентного органа государства акт-документ, содержащий нормы права.

Нормативно-правовой договор - это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права.

Нормативно-правовой договор - это, как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов ( субъектов правотворчества).

Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение.

Правовой прецедент - это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.

6. Нормативно-правовые акты: действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

7. Правотворчество. Законотворчество и его стадии.

правотворчество- это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

Рассмотримстадии правотворчества. Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:

§ подготовки проекта нормативного акта;

§ его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

§ принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

§ формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

§ подготовка его текста;

§ предварительное обсуждение проекта;

§ согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

§ предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

§ внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

§ обсуждение проекта;

§ принятие и подписание нормативного акта;

§ официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

8. Система права. Основные отрасли права.

Отрасль права – это совокупность правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения. все отрасли права представляют собой систему права.

Основные отрасли российского права представляют собой две большие группы:

А) Регулятивные отрасли – устанавливают права и обязанности людей в определенной сфере.

Б) Охранительные отрасли – защищают правовые нормы от нарушения. Система права включает в себя следующие основные отрасли:

· Государственное (конституционное) право составляет основу для всех других отраслей права и всей правовой сферы. Нормы этой отрасли закрепляют основы конституционного строя, правовое положение личности, систему государственной власти и местного самоуправления, другие вопросы государственного устройства России.

· Административное право, нормы которого регулируют управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти.

· Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков и других финансовых учреждений.

· Земельное право регулирует отношения, связанные с землепользованием (рациональное использование земель, охрана собственности на землю и т.д.).

· Гражданское право – это отрасль права, которая регулирует имущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения. Важную часть их составляют отношения собственности, наследственные отношения, авторские права и др.

· Семейное право также регулирует имущественные отношения и личные неимущественные отношения, но лишь в области брачно-семейных отношений.

· Трудовое право определяет условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.

· Уголовное право составляют нормы, с помощью которых государство устанавливает, какие общественно-опасные деяния квалифицируются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Нормы уголовного права содержатся в Уголовном кодексе.

9. Правоотношения: понятие, признаки, классификация. Юридические факты.

Правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.

Основные признаки правоотношения:

Правоотношение представляет собой вид социальной связи (юридическая связь) субъектов социального общения;

Правоотношение возникает на основе норм права, то есть правоотношение - это не всякое фактическое отношение, а только то которое урегулировано нормами права;

Субъекты правоотношения обладают взаимосвязанными (взаимными) юридическими правами и обязанностями;

Правоотношение является двусторонней юридической связью, то есть осуществляется через взаимные юридические права и обязанности;

Правоотношение существует постольку, поскольку участники являются носителями соответствующих прав и обязанностей;

Например, различают:

По отраслевому признаку - конституционные, гражданские, административные и т.д.;

По уровню правового регулирования - материальные (гражданские, уголовные), процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные);

По характеру юридической обязанности - активные (совершаются определенные действия в пользу управомоченного), пассивные (не совершаются определенные действия в пользу управомоченного);

По количественному составу участников - простые (возникают между двумя субъектами), сложные (возникают между тремя и более субъектами);

По продолжительности действия - кратковременные, долговременные (длящиеся);

По степени определенности сторон - относительные (поименно определены все управомоченные и обязанные субъекты правоотношения), абсолютные (конкретно определен управомоченный субъект, абсолютно все иные лица - лица правообязанные, то есть обязанные воздерживаться от нарушения интересов управомоченного субъекта).

По характеру распределения прав и обязанностей - односторонние (одна сторона правоотношения имеет только права, другая - только обязанности), двусторонние (обе стороны имеют как права, так и обязанности).

Юриди́ческий фа́кт — конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения[1].

Юридические факты, как правило, возникают и существуют помимо права, но придание им законодателем правового характера необходимо для их регулирования и упорядочивания.

Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения, прекращения правовых отношений.

Некоторые юридические факты (например, акты гражданского состояния) подлежат обязательной государственной регистрации.

Выделяют юридические факты:

· правообразующие

· правоизменяющие

· правопрекращающие

· правоподтверждающие (обоснованные факты)

· правовостанавливающие

· правопрепятствующие

10. Реализация права: понятие, формы.

Реализация права – это определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых предписаний, воплощение этих предписаний в поведении людей.

Реализация права в конкретных отношениях осуществляется в 4 формах: соблюдении, использовании, исполнении и применении.
Соблюдение — это такая форма реализации норм права, когда граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Установленные законом уголовные, административно-правовые и иные запреты не реализуются.
Использование права — это такая форма реализации права, когда граждане, иные лица используют предоставленные им субъективные права в виде дозволений или правомочий. (сочиняет литературные произведения, вступает в конкретные правоотношения: покупает в магазине необходимые товары, совершает поездки в городском транспорте, не забывая при этом оплачивать свой проезд).
Исполнение — это такая форма реализации норм права, когда граждане, иные лица исполняют возложенные на них обязанности. (юноша призывается на срочную военную службу, ателье мод по договору с гражданином обязуется пошить ему костюм)..
Правоприменение — это такая форма реализации права, при которой компетентный орган государства или должностное лицо издают специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями (приказ директора предприятия о зачислении гражданина Иванова на работу).

11. Правонарушения: понятие, классификация, юридический состав.

Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.

Виды правонарушений:

1) По степени общественной опасности:

а) преступления;

б) проступки (они бывают: конституционные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, материальные, процессуальные, экологические).

2) По сфере общественной жизни:

а) в экономике,

б) в политике,

в) в социально-бытовой сфере;

г) в других областях.

3) По видам юридической деятельности:

а) в правотворчестве,

б) в правоприменении;

4) По формам вины:

а) совершены умышленно,

б) совершены по неосторожности.

Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:

1. Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом посягательства,

2. Размер причиненного ущерба,

3. Способ, время и место совершения противоправного деяния,

4. Личность правонарушителя.

Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:

· характеристику объекта правонарушения, объективной стороны;

· субъективной стороны и субъекта правонарушения.

12. Юридическая ответственность: понятие, виды.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:

· уголовную - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;

· административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;

· гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;

· дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.

13. Законность и правопорядок: понятие и значение в современном обществе.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права.

Качество, степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильногоправопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовныепотребности.

14. Государство: понятие, признаки, типология, функции.

ГОСУДАРСТВО – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

Признаки государства:

· единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев, ЛБГ) в пределах территории страны, ее государственных границ;

· обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты;

· располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения;

· организует и осуществляет власть на правовых основах.

Функции государства:

- это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

По сферам распространения:

1. внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти;

2. внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.

Внутренние функции:

- экономическая – формирование госбюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны и т.п.;

- социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, связь и т.д.;

- финансового контроля – выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в госбюджет для удовлетворения социальных и общегос. нужд;

- охраны правопорядка – обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений;

- экологическая – система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

Основные внешние функции государства:

- экономическое, политическое, научно-техническое, экологическое, военное и культурное содружество с другими государства;

- оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве власть находится в руках правящей элиты, диктатора и его окружения. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральные идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и иных общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

15. Форма государства и ее элементы.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементами формы государства являются

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

16. Правовое государство: понятие, принципы.

Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти с целью не допустить злоупотреблений.

Принципы правового государства:

1. верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2. разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

3. реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4. взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

5. соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

17. Гражданское общество: понятие и сущность.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.[1]

Правовое государство базируется на разделении и балансе власти, политическом плюрализме, подзаконности власти и управлении, конституционном надзоре, широком местном самоуправлении, установлении меры власти. Правовое государство обеспечивает: приоритет права и закона, максимальную гарантию прав и свобод граждан, равенство всех перед законом, ответственности гражданина и государства, судебной и другой защиты граждан.

18. Конституция Российской Федерации: понятие, юридические

cвойства, структура, порядок внесения поправок.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

- Обладание высшей юридической силой.

- Особый порядок принятия.

- Закрепленность основополагающих для государства норм права.

- Обладание повышенным механизмом охраны.

- Особое юридическое содержание норм права.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

19. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, принципы.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

20. Конституционные права и свободы и конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Конституционные (основные) права и свободы граждан России – это закрепленные в Конституции Российской Федерации, действующие на всей ее территории, неотъемлемые, неотчуждаемые и естественные права и свободы, принадлежащие гражданину от рождения, а также возникающие у него в связи с наличием иных обстоятельств возможности, направленные на удовлетворение его многообразных интересов в различных сферах общественных отношений, не противоречащих законам России, и гарантированные государством.

Права и свободы человека, закрепленные в Конституции, можно условно разделить на три группы: 1) личные права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) социально-экономичес-кие права. Система прав и свобод представляет собой объективно сложившуюся связь и взаимодействие всех перечисленных групп и видов прав и свобод.

Кроме того, права и свободы граждан составляют две большие группы: общие и специальные.

К общим правам и свободам относятся конституционные и отраслевые, обладание которыми не связано с социальным статусом граждан, их служебным, семейным положением и полом.

Специальные права и свободы граждан зависят от специфических характеристик личности, в частности можно выделить специальные права отдельных категорий рабочих, пенсионеров, военнослужащих, депутатов, женщин, осужденных. Такого рода права конкретизируют или дополняют общие права и свободы граждан.

Перечень личных прав и свобод в Конституции 1993 года открывается правом на жизнь.

Конституция предусматривает, что государство обязано создавать для жизни человека благоприятные условия и охранять достоинство личности.

Большая группа конституционных прав и свобод нацелена на то, чтобы обеспечить свободу и неприкосновенность личности. В Конституции закреплен принцип презумпции невиновности: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда” (Ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации 1993 года).

Конституция 1993 года гарантирует каждому свободу мысли и слова. Эта предпосылка демократии имеет пределы, очевидные для любого цивилизованного общества: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Одним из наиболее важных представляется право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В ст. 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Конституционный статус человека и гражданина характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Важнейшей обязанностью граждан, из объединений, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц является соблюдение Конституции Российской Федерации и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции 1993 года).

В ст. 57 Конституции закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В части 1 ст. 59 Конституции сформулирован принцип – защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Конституция определяет взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В Конституции Российской Федерации закреплена также обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

21. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения.

22. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Принцип разделения власти.

23. Президент Российской Федерации: правовой статус, полномочия, порядок избрания и прекращения полномочий.

24. Совет Федерации Российской Федерации: состав, порядок формирования, полномочия.

25. Государственная Дума Российской Федерации: состав, порядок формирования, полномочия.

26. Правительство Российской Федерации: правовой статус, порядок формирования, полномочия.

27. Особенности федеративного устройство Российской Федерации.

28. Местное самоуправление в Российской Федерации.

29. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.

30. Конституционный Суд Российской Федерации.

31. Верховный Суд Российской Федерации.

32. Прокуратура Российской Федерации

33. Административное право: понятие, предмет, метод, источники.

34. Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав. Административная ответственность.

35. Государственная служба в Российской Федерации.

36. Преступление: понятие, признаки, виды, юридический состав. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

37. Уголовное наказание: понятие, виды, цели. Основания для освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.

38. Субъекты гражданского права: понятие, виды, гражданская правосубъектность.

39. Граждане как субъекты гражданского права.

40. Юридические лица: понятие, признаки, классификация, порядок создания.

41. Объекты гражданского права: понятие, классификация.

42. Право собственности: понятие, содержание, виды. Защита права собственности.

43. Приобретение и прекращение права собственности

44. Обязательства: понятие, классификация, исполнение.

45. Гражданско-правовой договор: понятие, виды.

46. Основные договоры в хозяйственной деятельности.

47. Исковая давность.

48. Наследование по закону.

49. Наследование по завещанию.

50. Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.

51. Порядок и условия заключения брака. Расторжение брака.

52. Правовой режим имущества супругов. Брачный контракт.

53. Права и обязанности супругов.

54. Права и обязанности родителей и детей.

55. Трудовой договор: понятие, виды, порядок заключения.

56. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

56. Расторжение трудового договора по инициативе администрации.

57. Рабочее время и время отдыха.

58. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность.

59. Охрана труда. Охрана труда отдельных категорий граждан.

60. Индивидуальные трудовые споры: понятие, порядок рассмотрения.

61. Коллективные трудовые споры. Право на забастовку.

62. Экологическое право Российской Федерации. Экологическая ответственность.

63. Международное право: понятие, субъекты, общие принципы, источники.

64. Предпринимательское право Российской Федерации: понятие, предмет, метод, субъекты.

65. Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности.

66. Правовая защита информации и государственной тайны.

67. Юридические лица: понятия, признаки. Создание и прекращение деятельности юридических лиц.

68. Обеспечение занятости и трудоустройства. Пособие по безработице.

69. Переводы на другую работу: понятие, виды.

70. Материальная ответственность работника по трудовому праву.

71. Понятие и виды административного принуждения.

72. Стадии совершения преступления.

73. Уголовно-процессуальное право в Российской Федерации.

74. Гражданско-процессуальное право Российской Федерации.

75. Правовое регулирование экономических отношений.

76. Государственное регулирование и управление в сфере экономики.

77. Финансовое право Российской Федерации. Финансовые правоотношения.

78. Правовые основы финансового контроля..

79. Понятия налогового права и налоговой системы Российской Федерации. 80. Налоговые правонарушения. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

81. Правовое регулирование отношений в области банковской деятельности.

82. Правовой статус Банка России.

83. Ценные бумаги: понятие и виды.

84. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.

88. Страховое право Российской Федерации. Договор страхования и его условия.

89. Антимонопольное законодательство. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

90. Право интеллектуальной собственности

Зав. кафедрой, д.и.н., профессор. А.В. Федорова

Ст. преподаватель Ф.М Надршин

Наши рекомендации