Сейлз промоyшн(sales promotion)– см. Стимулирование сбыта
Ceмплинг (saтpliпg) – демонстрирование потенциальному покупателю товара в процессе его эксплуатации, употребления. Семплинг предполагает также бесплатную раздачу или рассылку товаров (как правило, недорогих) для предварительного ознакомления с ними (предметы гигиены и санитарии, лезвия бритв и т. п.).
Сетевые агентства– транснациональные рекламные агентства, являющиеся маркетинговыми компаниями полного цикла обслуживания, образующие систему филиалов в разных странах.
СиПиТи (СРТ, Cost Per Thousand) – стоимость трансляции на тысячу зрителей.
Ситуационный анализ – один из этапов планирования маркетинговой деятельности. Представляет собой тщательный анализ внутренней и внешней маркетинговой среды фирмы, в результате которого определяются ее сильные и слабые стороны, опасности и дополнительные возможности, ожидающие фирму в результате того или иного хода развития событий во внешней маркетинговой среде. Результатом ситуационного анализа является также выбор фирмой одной из альтернативных стратегий своего развития: роста, сокращения или комбинированной.
Скрытая реклама – это реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие.
Слоган –ударная строка рекламы, короткий лозунг, краткое образное выражение или «боевой клич» фирмы. Основные цели слогана – обеспечить последовательное проведение рекламных кампаний и коротко изложить ключевую тему или идею, ассоциирующуюся с товаром или названием фирмы.
Социальная реклама – это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении тех или иных актуальных проблем, таких как преступность, проблема СПИДа, алкоголизма, наркомании, здоровья и благополучия нации, защита окружающей среды и т.п.
Спонсорство(спонсоринг)
1) синтетический комплекс приемов и мер, включающих в себя элементы паблик рилейшнз, сейлз промоушн, рекламы и др., направленный на формирование благоприятного образа спонсора;
2) система взаимовыгодных отношений между спонсором и спонсируемой стороной, устанавливаемых, как правило, договором, по которому спонсор предоставляет определенные ресурсы (финансовые, материальные и др.), а спонсируемая сторона содействует достижению маркетинговых целей спонсора.
Спот – короткое рекламное сообщение или рекламный ролик, вставляемые между теле- и радиопрограммами, продолжительностью от 10 до 60 секунд.
Сравнительная реклама – один из приемов составления рекламного обращения, когда товар прямо или косвенно сравнивается с уже знакомым потенциальному покупателю товаром конкурента (не в пользу последнего); практика сравнительной рекламы осуждается «Этическим кодексом рекламиста».
Средства массовой информации (масс-медиа) – газеты, журналы, радио, телевидение и другие средства, передающие информацию.
Средства распространения рекламы – средства массовой коммуникации и другие каналы распространения рекламной информации.
Стереотип– термин, введенный У. Липманом и обозначающий стойкие эмоционально окрашенные представления об окружающей человека действительности, с оттенком упрощения. Часто сырьем для создания стереотипов являются различные предубеждения.
Стимулирование сбыта (sales promotion)–одна из основных функций системы маркетинговых коммуникаций; представляет собой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило, кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажи товара. Приемами стимулирования сбыта являются: всевозможные скидки, распространение купонов, проведение конкурсов, лотерей и т.п.
Тестирование – исследования, которые применяют для измерения действенности конкретных элементов рекламной программы или самой программы в целом.
Товарный знак – отличительное обозначение, присвоенное товару для индивидуализации его и его производителя. Он может представлять собой рисунок, название фирмы и т. д.
Тираж изданий – общее количество напечатанных в типографии экземпляров.
Транспаранты-растяжки (перетяжки) – относительно недорогой вид наружной рекламы для размещения объявлений о концертах, фестивалях, распродажах и т.п. Рекламные растяжки крепятся к тросам, натянутым через улицу.
Тривижн – см. Призматрон
Уникальное торговое предложение (unique selling proposition) – положение теории рекламной коммуникации, предложено Р.Ривзом. Суть уникального торгового предложения: чтобы рекламное обращение было эффективным, необходимо свести все его мотивы к одному, наиболее важному; сделать обращение конкретным, оригинальным.
Упаковка – оболочка товара, один из его составляющих элементов. Выполняет защитную, транспортную и коммуникационную функции. При этом коммуникационная роль упаковки настолько велика, что ее иногда называют «немым продавцом».
Фирменный блок – элементы фирменного стиля, объединенные в единую композицию, товарный знак и логотип, реже – другие элементы фирменного стиля.
Фирменный стиль (англ. – corporate identity) — этонабор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.
Флайер –хорошо иллюстрированный пригласительный билет.
Фокус-группа – качественный метод социально-психологических исследований, применяемый в маркетинговых и рекламных исследованиях. Суть его состоит в том, что специально отобранные представители целевой аудитории под руководством специалиста-психолога (модератора) определяют свое мнение к тому или иному предмету исследования (например, к конкретному рекламному обращению, рекламной идее и т. п.). Результаты выраженной реакции фиксируются и впоследствии анализируются специалистами.
Фоторепортаж – разновидность «серийной» рекламы, когда продукция фирмы рекламируется в основном при помощи серии фотографий, расположенных либо подряд на одной странице, либо на разных страницах, дающих достаточно полное представление о рекламируемой продукции.
Франчайзинг – система договорных отношений между участниками рыночного процесса, при которой одна из фирм (франчайзер) предоставляет другой/другим фирмам (франчайзи) право пользования своей торговой маркой, а в некоторых случаях также своими оригинальными технологиями.
Цветоделение – процесс разложения цветного изображения на четыре цветовые составляющие стандартного печатного процесса и получения отдельных фотоформ для печатного процесса. Представляет собой последний этап допечатной подготовки издания, однако требует учета множества параметров печатного процесса.
Целевая аудитория – определенная группа людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков, в том числе демографических, психологических, социально-культурных.
Целевая аудитория рекламного обращения – основная и наиболее важная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения. Подавляющее большинство целевой аудитории рекламного обращения – потенциальные покупатели рекламируемого товара. Кроме них в целевую аудиторию рекламного обращения могут входить лица, относящиеся к референтным группам, т.е. оказывающие влияние (в данном случае) на принятие решения о покупке.
Частота экспозиции (англ. Frequency) – показатель медиапланирования, который показывает, какая часть (процент) целевой аудитории сколько именно раз контактировала с носителем, содержащим рекламное обращение.
Частотность – показатель медиапланирования, среднее число рекламных контактов представителей целевой аудитории в рамках конкретного графика размещения рекламы и течение определенного промежутка времени.
Широкоформатная печать – многокрасочная печать на полимерных рулонных материалах. Используется при изготовлении элементов наружной рекламы. См. также Плоттер.
Шрифт – полный набор шрифтовых знаков одной гарнитуры, одного начертания и размера.
Штендер– отдельно стоящая выносная и раскладная конструкция из фанеры, картона, пластика или металла, располагающаяся вблизи от рекламируемого объекта.
Электронная почта – передача документов и сообщений между компьютерами с применением глобальных компьютерных сетей. Как элемент рекламы в Интернете электронная почта используется для организации автоматической рассылки рекламных материалов (direct; e-mail).
Экспозиция – конструктивно и логично оформленная обособленная совокупность экспонатов, используемая для демонстрации на выставке товаров фирмы и других материалов, касающихся ее деятельности.
Эхо-фраза – выражение, стоящее в конце текстового рекламного обращения, которое повторяет (дословно или по смыслу) заголовок или основной мотив обращения. Особенно эффективна эхо-фраза в рекламных объявлениях большого объема.
Эмблема – условное или символическое изображение каких-либо идей, мероприятия, фирмы. Может быть выполнена на основе изобразительного символа (зверек, птица, растение и т. п.), названия или аббревиатуры фирмы, а также как их комбинация.
Ярмарка – экономическая демонстрация образцов, которая в соответствии с обычаями той страны, где она проводится, представляет собой крупный рынок товаров индивидуального потребления или средств производства. Ярмарка действует в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте, и на ней экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном и международном масштабах.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проверочные тесты
1. С какого времени образовался жанр граффити в рекламе:
1) со времен античности;
2) со времен раннего средневековья;
3) со времен позднего средневековья.
2. Как в античности назывался специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей и расхваливание товара нанимателя:
1) глашатай;
2) коробейник;
3) герольд.
3. В какой период истории рекламы наблюдается её "затухание" в Европе:
1) раннее средневековье;
2) развитое средневековье;
3) XVIII век.
4. Каким образом обновлялись альбумы:
1) закрашивались;
2) забеливались;
3) заклеивались.
5. Объявления о продаже людей существовали:
1) в античности;
2) в средневековье;
3) в России XVIII век.
6. Печатный станок изобрел:
1) Б. Франклин;
2) И. Гуттенберг;
3) Б. Батдольд.
7. Чем объясняется временное "затишье" в рекламе во Франции XIX века:
1) последствиями Великой французской революции;
2) приходом к власти Наполеона I;
3) экономическими причинами.
8. В какой жанр рекламы (рекламное средство) преобразовался русский лубок:
1) в рекламную афишу;
2) в рекламный плакат;
3)в печатный "летучий листок".
9. Конклюзия – это:
1) комплекс гравированного изображения и текста приглашения;
2) "летучий листок" пригласительного содержания;
3) изображение предстоящего события светского характера.
10. Ограниченный объем рекламы в российской прессе XVIII-XIX вв. был связан:
1) с отсутствием потребности в больших объемах объявлений;
2) с запретом государства на печатание объявлений в ряде изданий;
3) с отсутствием в течение долгого времени частных изданий.
11. Основателем книгопечатания в России является:
1) И. Федоров;
2) А. Родченко;
3) А. Петров.
12. Укажите, какая реклама должна использоваться на стадии выведения нового товара на рынок:
1) информативная реклама;
2) увещевательная реклама;
3) напоминающая реклама.
13. По ширине охвата аудитории выделяется реклама:
1) локальная, региональная, общенациональная, международная, глобальная;
2) товарная, престижная, реклама идей, личности, территории;
3) информативная, увещевательная, напоминающая;
4) коммерческая, социальная, политическая.
14. Заказчиком рекламы является:
1) рекламодатель;
2) рекламное агентство;
3) медиабайер.
15. Кто из участников рекламной деятельности инициирует рекламный процесс:
1) потребитель;
2) средства распространения рекламы;
3) рекламодатель;
4) рекламное агентство.
16. Рекламный процесс представляет собой:
1) процесс создания рекламной продукции;
2) комплекс рекламных мероприятий, направленных на какой-либо сегмент рынка;
3) совокупность фаз движения рекламной информации от рекламодателя к потребителю;
4) определение контингента товаров и услуг, нуждающихся в рекламе.
17. Укажите неверный ответ. Экономическая роль рекламы реализуется в том, что она:
1) способствует росту объема капиталовложений и числа рабочих мест;
2) поддерживает конкуренцию, расширяет рынки сбыта;
3) способствует распространению знаний из различных сфер человеческой деятельности;
4) способствует популяризации товара и повышению спроса.
18. Основной задачей увещевательной рекламы является:
1) убеждение покупателя приобрести рекламируемый товар;
2) формирование осведомленности и знания о новом товаре;
3) удержание в памяти потребителей информации о товаре.
19. Реклама, представляющая общественные и государственные интересы и направленная на достижение благотворительных целей – это:
1) социальная реклама;
2) бизнес-реклама;
3) имиджевая реклама.
4) политическая реклама.
20. Размер «бегущей строки» не должен превышать:
1) 5 % площади кадра;
2) 7 % площади кадра;
3) 10 % площади кадра.
21. В радио – и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать:
1) 25 % объема вещания в течение суток;
2) 40 % объема вешания в течение суток;
3) 30 % объема вещания в течение суток.
22. Реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения является:
1) недостоверной рекламой;
2) недобросовестной рекламой;
3) неэтичной рекламой.
23. Реклама, нарушающая общепринятые нормы гуманности и морали, является:
1) недостоверной рекламой;
2) недобросовестной рекламой;
3) неэтичной рекламой.
24. Государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляет:
1) Правительство РФ;
2) Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
3) Органы внутренних дел.
25. Скидки с цены, распространение купонов, проведение конкурсов – это приемы:
1) рекламы;
2) стимулирования сбыта;
3) прямого маркетинга;
4) паблик рилейшнз.
26. Укажите неверный ответ. Основным недостатком рекламы в газетах является:
1) многочисленность «вторичных читателей»;
2) кратковременность существования;
3) низкое качество воспроизведения.