Соборное уложение 1649 года нанесло серьезный удар по духовенству.
— Установило положение запрещающее патриарху, митрополиту и монастырям покупать вотчины, брать их в заклад по завещанию или на "помин души".
— Ограничило церковную юрисдикцию, исключив из нее: дела о преступлениях, совершенных духовными лицами, такие как душегубство, разбой и политические преступления; дела против семьи и нравственных устоев общества.
— Учредило Монастырский приказ, ведавший сбором податей с Монастырских земель.
— Ликвидировало "белые" слободы, ограничив этим самым торгово-ремесленную деятельность церквей и монастырей (раньше они не платили подати и не служили царю).
Но вместе с тем духовенство еще продолжало владеть многими землями и крестьянами, не платило податей, не отбывало многих повинностей. Статьи Уложения усиленно защищали честь и достоинство лиц духовного звания.
В XVI-XVII вв. отмечается рост городов. Сословная группа горожан получила название "посадские люди", и включала в себя:
- "гостей" — крупнейших купцов;
- гостиную сотню;
- суконскую сотню — средние купцы;
- черную сотню;
- слободы.
Первые три разряда пользовались определенными привилегиями(освобождены от ряда налогов, защищены в правовом плане) и составляли городскую верхушку.Гостей из состава суконной и гостиной сотен назначали царь и правительство, освободив от тыла и возлагая обязанности по организации торговли и сбора податей. Люди черных сотен и слобод делились на лучших, средних и худших. Они платили подати и выполняли тяглые повинности.Особый слой городского населения составляли служилые люди "по прибору", занимавшиеся кроме воинского дела промыслом, огородничеством и торговлей.
Положение городских низов было тяжелое, и гость посадских людей уходил от царских податей "заложился" за сильных людей (владеющих вотчиной в городе феодалов и монастырей). В 1637г. был учрежден Сыскной приказ, предназначенный для возвращения беглых "теглецов" и возвращения их на посад.
Таким образом, городское население оказалось закрепощенным. А указ 1658 года предусматривал жестокие наказания за самовольный переход из одного посада в другой.
Во II половине XVI — I половине XVII вв. происходил дальнейший процесс закрепощения крестьян. В законодательном порядке крепостное право было закреплено судебниками 1497г. и 1550г., но вместе с тем установив двухнедельный срок выхода крестьян за определенную плату.
С 1581г. практически отменяется положение о "Юрьеве дне" и вводятся "заповедные лета"(т.е. выход крестьян запрещался впредь до государева указа).
В 1597г. издается указ об "урочных летах", устанавливающий 5-летний срок сыска крестьян.
В 1607 году "урочные лета" были увеличены до 15 лет.
Соборное уложение 1649 года установило закрепощение всех крестьян и членов их семей и отменило давностные сроки сыска крестьян (урочные лета).
Чернотяглые крестьяне к этому времени также потеряли право выхода из общин.
Уложение определяло безраздельные права феодалов на крестьян, на их труд и имущество, с одной стороны, и бесправие крестьян от произвола господ, с другой.
Холопы и кабальные люди по своему положению все более приближались к крестьянам. Наиболее тяжелым было положение полных холопов, находившихся в беспредельном распоряжении хозяина. Кабальное холопство, получившее широкое распространение в XV-XVI веках, постепенно превращалось в пожизненное
Соборное уложение к источникам холопства относит брак,рождение,работу на кабале свыше 3-х месяцев. Уложение устанавливает, что холопами не могут быть: дети боярские, посадские люди, частновладельческие крестьяне, дети до 15 лет, дети служилых людей, находящиеся на тягле и т.д. Цена кабального холопа равнялась 3 рублям, дети кабальных холопов по наследству не передавались.