Задания для самостоятельной работы. Методические рекомендации к практическим занятиям по новой истории стран Запада

Методические рекомендации к практическим занятиям по новой истории стран Запада

ТЕМА 1. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ (2 ч).

Цель – объяснить позицию по вопросу объединения Германии О.Бисмарка и уяснить почему Пруссия стала центром объединения германских земель?

План

1. Основные тенденции социально-экономического развития Германии в первой половине XIX в. Период «Бидермайер» в истории Германии.

2. Эволюция германского политического пространства в период консервативной политики 1822 – 1848 гг. и расцвет романтизма в немецкой политической идеологии.

3. Формирование либеральной и социалистической оппозиции в Германии. Проблема национального объединения в политической жизни 30–40-х гг.

4. Имперская конституция 1848 г. и дискуссия о «великогерманском» и «малогерманском» путях национального объединения. Политическое поражение конституционного движения.

5. Роль Пруссии в консолидации германской государственности. О. фон Бисмарк.

6. Внешнеполитические аспекты объединения Германии: австро-прусская, датско-прусская, франко-прусская войны.

7. Образование Германской империи. Ее конституционное устройство.

Темы сообщений

1. «Прусский путь» развития аграрного капитализма.

2. Восшествие на прусский престол Вильгельма I Гогенцопперна.

Задания для самостоятельной работы

1. На основе приведенных фактов сделайте выводы об особенностях экономического развития Германии в 50-60-х гг. XIX в.: 1) Промышленное производство и длина железных дорог в 50-х гг. (за 10 лет) выросли вдвое. 2) К 1860 г. Германия вышла на третье место в мировом промышленном производстве (после Англии и Франции). 3) Число ремесленных и мануфактурных рабочих в Пруссии и других 5 крупных германских государствах составляло 2 млн., а фабричных рабочих – 1,5 млн. человек

2. Начните составление таблицы «Два пути развития капитализма в сельском хозяйстве», заполните графу «Прусский путь».

3. Дайте характеристику Бисмарку.

4. Для Германии характерен путь объединения «сверху», а развитие капитализма в сельском хозяйстве происходило по «прусскому» пути.

Объясните, какая связь существует между указанным путем объединения страны и развитием капитализма в сельском хозяйстве.

5. Найдите на карте «Объединение Германии» в атласе какие территории захватила Пруссия в 1864–1866 гг.; территорию государств, вошедших в Северогерманский союз в 1866–1867 гг., границы Германской империи.

Какие войны имели решающее значение для объединения Германии?

6. В специальном докладе I Интернационалу в 1865 г. В. Либкнехт сообщал: «...до конца 1862 г. немецкие рабочие лишь играли роль хора при партии либеральной буржуазии».

Как следует понимать эту мысль? Был ли такой период в истории английского и французского рабочего движения? До какого времени?

7. Как вы оцениваете план объединения Германии, предложенный Ф. Лассалем, который: а) добивался от Бисмарка всеобщего избирательного права в обмен на поддержку рабочим союзом объединения «сверху»; б) рассчитывал, что рабочие на выборах получат большинство в государственных органах; в) считал, что представители рабочих добьются от государства помощи производственным объединениям рабочих; г) был уверен, что эти объединения постепенно вытеснят капиталистов?

8. В 1869 г. на съезде в Эйзенахе образовалась социал-демократическая рабочая партия Германии, которая заявила о своей приверженности I Интернационалу.

В чем состоит значение этого события? Чем эта партия отличалась от чартистской организации, а также от «Всеобщего германского рабочего союза», созданного Лассалем?

9. Используя текст учебника на с. 186, составьте таблицу.

Последствия объединения Германии

Прогрессивные Реакционные
   

10. Составьте синхронистическую таблицу объединительного движения в Италии и Германии.

Даты Италия Германия
     

Какие связи существуют между этими событиями?

Контрольные вопросы

1. Почему не произошло объединение Германии после революции 1848–1849 годов? Что препятствовало этому процессу?

2. Сравните пути объединения Германии и Италии. В чем их отличие и в чем сходство?

3. Каково было историческое значение объединения Германии и образования Германской империи?

Методические рекомендации

Задания, характеризующие события в Германии, нацелены на выяснение предпосылок объединительного движения. Они помогают уяснить сущность «прусского» пути развития капитализма в сельском хозяйстве и его связь с победой, пути объединения «железом и кровью», предложенного Бисмарком, ход и результаты объединения. Особая группа заданий посвящена рабочему движению и его отношению к объединительной политике Бисмарка.

При анализе развития капитализма в Германии студент должен ясно и убедительно показать, что капиталистический способ производства все сильнее требовал образования единого национального государства. Особое внимание следует уделить «прусскому» пути развития капитализма в сельском хозяйстве, сохранению крупных помещичьих имений. Требует серьезного рассмотрения вопрос о путях национального объединения. Крупная буржуазия и обуржуазившиеся помещики стояли за объединение Германии «сверху». Капиталисты и все более значительная часть помещиков склонялись к объединению страны под главенством Прусской монархии.

В заключение необходимо остановиться на сходных для Италии и Германии предпосылок объединения каждой из этих стран. В выводах следует сопоставить пути объединения Италии и Германии, остановиться на историческом значении и итогах объединения как Италии, так и Германии.

Источники

1. Бисмарк, О. Мысли и воспоминания. В 3-х тт. М., 1940-1941. Т. 2.

2. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия. Сб. документов. М., 1957.

3. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914. М., 1989.

Раздел 2. Германия. Документы 1,3.

Раздел 3. Франция. Документы 4, 5, 6, 7, 8.

1. Хрестоматия по новой истории: Второй период. Пособие для учителей / Сост. П.И. Остриков и др. М., 1983. С. 4–13, 37–54, 69–75, 78–90.

Литература

1. Антюхина-Московченко, В.И. Третья республика во Франции 1870-1918 / В.И. Антюхина-Московченко. – М., 1963. С. 152–201, 252–300, 300–329, 372–403.

2. Германская история в новое и новейшее время. М., 1970. Т.1. С. 311–323, 416–423, 432–437.

3. История Италии. М., 1970. Т.2. С. 210–252, 391–400.

4. История Франции. М., 1973. Т.2. С. 373–390, 513–524, 553–556.

5. Пожарская, С.П., Намазова, А.С. Общие тенденции развития Европы в конце XIX – начале XX веков // ННИ. 1999. № 4. С. 51–61.

6. Чубинский, В.В. Бисмарк: Биография. СПб., 1997.

Наши рекомендации