Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся
СОДЕРЖАНИЕ
С П Р А В К А.. 5
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 6
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 11
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 24
ПЛАНЫ УРОКОВ С ОПОРНЫМИ КОНСПЕКТАМИ ЛЕКЦИЙ.. 26
ПЛАН УРОКА № 1 Тема: Общая теория права как наука. 26
ПЛАН УРОКА № 2 Раздел 2. Происхождение государства и права Раздел 3. Сущность и типы государства Тема: Власть как общесоциологическая категория. 30
ПЛАН УРОКА № 3 Раздел 3. Сущность и типы государства Тема: Понятие и признаки государства. Функции государства. 34
ПЛАН УРОКА № 4 Раздел 3. Сущность и типы государства Тема: Формы государства. Механизм государства. 39
УРОК №5 Практическая работа №1. 48
ПЛАН УРОКА № 6 Раздел 4. Сущность права Тема: Основные концепции понимания права. Принципы и функции права. 48
ПЛАН УРОКА № 7 Раздел 5. Право и правовая система Тема: Право и правовая система 54
Урок №8 Практическая работа №2. 58
ПЛАН УРОКА № 9 Раздел 6. Правовое государство Тема: Правовое государство. 58
ПЛАН УРОКА № 10 Раздел 7. Право в системе социальных норм Тема: Понятие и признаки правовой нормы. Структура юридической нормы. Классификация правовых норм.. 62
УРОК № 11 Практическая работа №3. 67
УРОК № 12 Практическая работа №4. 67
УРОК № 13 Практическая работа №5. 67
ПЛАН УРОКА № 14 Раздел 8. Формы права Тема: Источники права. Система нормативных актов в Республике Беларусь. 67
УРОК № 15 Практическая работа №6. 71
УРОК № 16 Практическая работа №7. 71
ПЛАН УРОКА № 17 Раздел 9. Система права Тема: Система права. 72
ПЛАН УРОКА № 18 Раздел 10. Правотворчество и законодательство Тема: Правотворчество: понятие, принципы, виды. Стадии законотворческого процесса. 76
ПЛАН УРОКА № 19 Раздел 10. Правотворчество и законодательство Тема: Систематизация законодательства. 79
УРОК № 20 Практическая работа №8. 81
УРОК № 21 Практическая работа №9. 81
ПЛАН УРОКА № 22, 23 Раздел 11. Применение права Тема: Формы реализации права. 81
ПЛАН УРОКА № 24, 25 Раздел 11. Применение права Тема: Стадии правоприменительного процесса 85
ПЛАН УРОКА № 26 Раздел 12. Толкование права Тема: Толкование права. 89
ПЛАН УРОКА № 27 Раздел 13. Правовые отношения Тема: Понятие правоотношений как особого вида общественных правоотношений. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность. 93
УРОК № 28, 29 Практическая работа №10,11. 97
ПЛАН УРОКА № 30 Раздел 13. Правовые отношения Тема: Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения. Объекты правоотношений: понятие и виды. Юридические факты и их классификация. 97
ПЛАН УРОКА № 31 Раздел 14. Правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность Тема: Правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность. 102
УРОК № 32 Практическая работа №12. 109
ПЛАН УРОКА № 33 Раздел 15. Правосознание и правовое воспитание Тема: Понятие, структура и виды правосознания. 109
ПЛАН УРОКА № 34 Раздел 15. Правосознание и правовое воспитание Тема: Правовое воспитание: понятие, формы и методы. Правовая культура. Правовой нигилизм и правовой идеализм.. 112
УРОК № 35 Практическая работа №13. 114
Вопросы к тематической контрольной работе №1. 115
Вопросы к тематической контрольной работе №2. 116
Вопросы к обязательной контрольной работе. 117
Вопросы к экзамену по дисциплине. 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 121
Практическая работа № 1. 121
Практическая работа № 2. 123
Практическая работа № 3. 125
Практическая работа № 4,5. 127
Практическая работа № 6. 129
Практическая работа № 7. 132
Практическая работа № 8,9. 134
Практическая работа № 10, 11. 136
Практическая работа № 12. 138
Практическая работа № 13. 141
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10 января 2000 г. N 361-З О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 143
С П Р А В К А
Название дисциплины : «Общая теория права»
Количество часов : 70 часов
Количество ОКР : 1
Количество ТКР : 2
Количество практических работ :13
Экзамен
Дисциплина «Общая теория права» является дисциплиной общепрофессионального цикла, тесно связанной с такими дисциплинами, как «Основы права», «История государства и права», «Конституционное право» и др.
Программный материал изучается на основе учебной литературы и нормативных правовых актов в неразрывной связи с перспективами развития правосознания и правовой культуры в белорусском обществе.
Программой дисциплины определены цели по каждой теме, прогнозируются результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать на уровне представления:
закономерности и этапы возникновения, развития и функционирования государства и права, отдельных отраслей права;
концепции и тенденции развития теории государства и права, современные правовые процессы формирования международного сообщества;
ценностную основу права, принципы взаимодействия правовых явлений с экономикой, моралью, религией и иными социальными регуляторами;
роль личности в формировании правового государства;
роль и взаимосвязь отдельных отраслей права в правовой системе;
основные факторы, определяющие развитие государства и права.
знать на уровне понимания:
сущность, содержание и формы государства и права;
основные правовые понятии и категории (законодательство, закон, законодательская власть, исполнительная власть, судебная власть, право, правоотношение и т.д.);
соотношение права и закона, иерархию нормативных правовых актов Республики Беларусь;
структуру и содержание правовых норм и отношений;
уметь:
оперировать юридическими понятиями и категориями;
анализировать основные факторы, определяющие развитие государства и права
Проведение практических работ должно способствовать закреплению учащимися теоретических знаний, формированию и развитию умений самостоятельной работы, использование нормативных правовых актов.
В целях контроля знаний учащихся предусмотрено проведение обязательной контрольной работы. Задания для нее разрабатываются преподавателем и рассматриваются на заседании предметной (цикловой) комиссии. По итогам изучения дисциплины проводится экзамен. Приведенный в программе тематический план является рекомендательным.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
\
Раздел, тема | Всего учебных часов | В том числе на практические занятия |
Раздел 1. Общая теория права как наука | ||
Раздел 2. Происхождение государства и права | ||
Раздел 3. Сущность и типы государства | ||
3.1. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная власть) | ||
3.2.Понятия и признаки государства | ||
3.3. Функции государства | ||
3.4. Формы государства | ||
Практическая работа №1 Изучение формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) | ||
3.5. Механизм государства | ||
Раздел 4. Сущность права | ||
4.1. Основные концепции понимания права | ||
4.2. Принципы и функции права | ||
Раздел 5. Право и правовая система | ||
Практическая работа №2 Анализ современных правовых систем | ||
Раздел 6. Правовое государство | ||
Раздел 7. Право в системе социальных норм | ||
7.1. Понятие и признаки правовой нормы | ||
7.2. Структура юридической нормы | ||
Практическая работа №3 Изучение признаков и структуры правовой нормы | ||
7.3. Классификация правовых норм | ||
Практическая работа №4,5 Изучение классификации правовых норм по различным критериям | ||
Раздел 8. Формы права | ||
8.1. Источники права | ||
8.2. Система нормативных актов в Республике Беларусь | ||
Практическая работа №6 Анализ форм (источников) права в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» | ||
Практическая работа №7 Изучение системы нормативных правовых актов в Республике Беларусь | ||
Раздел 9. Система права | ||
Раздел 10. Правотворчество и законодательство | ||
10.1. Правотворчество: понятие, принципы, виды. | ||
10.2. Стадии законотворческого процесса | ||
10.3. Систематизация законодательства | ||
Практическая работа №8,9 Анализ стадий законотворческого процесса в Республике Беларусь | ||
Раздел 11. Применение права | ||
11.1. Формы реализации права | ||
11.2. Стадии правоприменительного процесса | ||
Обязательная контрольная работа | ||
Раздел 12. толкование права | ||
Раздел 13. Правовые отношения | ||
13.1. Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений | ||
13.2. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность. | ||
Практическая работа №10,11 Изучение нормативных правовых актов, определяющих гражданско-правовой статус субъектов правоотношений | ||
13.3. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношений. Объекты правоотношений: понятие и виды. | ||
13.4. Юридические факты и классификация | ||
Раздел 14. Правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность | ||
Практическая работа №12 Изучение состава правонарушения. Юридическая ответственность субъектов правонарушения. | ||
Раздел 15. Правосознание и правовое воспитание | ||
16.1. Понятие, структура и виды правосознания | ||
16.2. Правовое воспитание: понятие, формы и методы | ||
16.3. Правовая культура | ||
16.4. Правовой нигилизм и правовой идеализм | ||
Практическая работа №13 Анализ правовой культуры в Республике Беларусь | ||
ИТОГО |
ПРИМЕРНЫЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отметка в баллах | Показатели оценки |
(один) | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (понятие и классификация функций государства на основные внутренние функции государства и основные внешние функции государства и т.д.); наличие многочисленных существенных ошибок (не называет предмет общей теории права, метод изучения общей теории права, не владеет теорией разделения властей в государстве) исправляемых с непосредственной помощью преподавателя |
(два) | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (понятия общей теории права, основные термины юриспруденции, раскрывает источники общей теории и т. д.); наличие 5-6 существенных ошибок (не разграничивает государственную власть согласно принципу разделения властей, не владеет теориями происхождения государства и права) исправляемых с непосредственной помощью преподавателя |
(три) | Воспроизведение части программного материала по памяти (фрагментарный пересказ основных теорий происхождения теорий государства и права, называет основные термины юриспруденции и т.д.); осуществление умственных и практических действий по образцу(составление схемы законодательного процесса) наличие 3-4 существенных ошибок (не разграничивает формы правления, формы государственного устройства, политико-правовые режимы) |
(четыре) | Воспроизведение большей части программного учебного материала (определяет формы правления, формы государственного устройства, различает основные теории происхождения государства и права и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (решение правовых ситуаций на применение законодательства о нормативных правовых актах, законодательном процессе и т. д.); наличие 2-3 существенных ошибок (не решает правовые ситуации на применение законодательства о нормативных правовых актах). |
(пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание признаков государства, форм правления, форм государственного устройства, видов правовых норм, источников права, форм реализации права и т.д., применение знаний в знакомой ситуации по образцу наличие 1-2 существенных ошибок (не объясняет существенные особенности форм правления, форм государственного устройства, структурных элементов правовой нормы) наличие несущественных ошибок |
(шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение структурных сущностей форм правления, форм государственного устройства, форм реализации права, выделение элементов правовой нормы и т.д.); наличие единичных существенных ошибок (не решает правовые ситуации на применение законодательства о нормативных правовых актах, правоспособности, дееспособности), наличие несущественных ошибок |
(семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение структурных сущностей форм правления, форм государственного устройства, форм реализации права, выделение элементов правовой нормы, правовых систем с формулированием выводов и т.д.); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний (решение правовых ситуаций на применение законодательства в сфере законотворческого процесса) наличие единичных несущественных ошибок (при самостоятельном решении правовых ситуаций не аргументирует юридическую ответственность субъектов) |
(восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение структурных и сущностных особенностей форм правления, форм государственного устройства, структуры правовой нормы с формулированием выводов и т.д.; самостоятельное выполнение заданий: решение правовых ситуаций на применение законодательства в сфере законотворческого процесса, правоспособности, дееспособности, юридической ответственности субъектов правонарушения, наличие единичных несущественных ошибок при решении частично измененных правовых ситуаций. |
(девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение теоретических знаний и законодательства о правовых нормах, законодательном процессе, правоспособности и дееспособности, юридической ответственности при выдвижении предположений и гипотез.) |
(десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению преимуществ (недостатков) различных форм правления, форм государственного устройства, политико-правовых режимов, законотворческой деятельности демонстрация интегрированного применения полученных теоретических знаний и приобретенных практических навыков и умений, выполнение творческих работ и заданий и т. д.) |
ПЛАНЫ УРОКОВ С ОПОРНЫМИ КОНСПЕКТАМИ ЛЕКЦИЙ
ПЛАН УРОКА № 1
Тема: Общая теория права как наука
Цели урока:
1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о предмете, методах общей теории права, месте общей теории права в системе наук
2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;
3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: лекция
Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко
Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятий
2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.
3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Рассмотрение понятия "право", место и роль общей теории права в системе права.
4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие предмета общей теории права
2. Общая теория права как наука
3. Понятие метода общей теории права
4. Классификация методов общей теории права
5. Место общей теории права в системе общественных наук
5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Что изучает общая теория права?
2. Каково место общей теории права в системе общественных наук?
3. Каковы методы общей теории права?
6. Обобщение и систематизация новых знаний
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский «Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 7-15.