Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

С П Р А В К А.. 5

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 6

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 11

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 24

ПЛАНЫ УРОКОВ С ОПОРНЫМИ КОНСПЕКТАМИ ЛЕКЦИЙ.. 26

ПЛАН УРОКА № 1 Тема: Общая теория права как наука. 26

ПЛАН УРОКА № 2 Раздел 2. Происхождение государства и права Раздел 3. Сущность и типы государства Тема: Власть как общесоциологическая категория. 30

ПЛАН УРОКА № 3 Раздел 3. Сущность и типы государства Тема: Понятие и признаки государства. Функции государства. 34

ПЛАН УРОКА № 4 Раздел 3. Сущность и типы государства Тема: Формы государства. Механизм государства. 39

УРОК №5 Практическая работа №1. 48

ПЛАН УРОКА № 6 Раздел 4. Сущность права Тема: Основные концепции понимания права. Принципы и функции права. 48

ПЛАН УРОКА № 7 Раздел 5. Право и правовая система Тема: Право и правовая система 54

Урок №8 Практическая работа №2. 58

ПЛАН УРОКА № 9 Раздел 6. Правовое государство Тема: Правовое государство. 58

ПЛАН УРОКА № 10 Раздел 7. Право в системе социальных норм Тема: Понятие и признаки правовой нормы. Структура юридической нормы. Классификация правовых норм.. 62

УРОК № 11 Практическая работа №3. 67

УРОК № 12 Практическая работа №4. 67

УРОК № 13 Практическая работа №5. 67

ПЛАН УРОКА № 14 Раздел 8. Формы права Тема: Источники права. Система нормативных актов в Республике Беларусь. 67

УРОК № 15 Практическая работа №6. 71

УРОК № 16 Практическая работа №7. 71

ПЛАН УРОКА № 17 Раздел 9. Система права Тема: Система права. 72

ПЛАН УРОКА № 18 Раздел 10. Правотворчество и законодательство Тема: Правотворчество: понятие, принципы, виды. Стадии законотворческого процесса. 76

ПЛАН УРОКА № 19 Раздел 10. Правотворчество и законодательство Тема: Систематизация законодательства. 79

УРОК № 20 Практическая работа №8. 81

УРОК № 21 Практическая работа №9. 81

ПЛАН УРОКА № 22, 23 Раздел 11. Применение права Тема: Формы реализации права. 81

ПЛАН УРОКА № 24, 25 Раздел 11. Применение права Тема: Стадии правоприменительного процесса 85

ПЛАН УРОКА № 26 Раздел 12. Толкование права Тема: Толкование права. 89

ПЛАН УРОКА № 27 Раздел 13. Правовые отношения Тема: Понятие правоотношений как особого вида общественных правоотношений. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность. 93

УРОК № 28, 29 Практическая работа №10,11. 97

ПЛАН УРОКА № 30 Раздел 13. Правовые отношения Тема: Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения. Объекты правоотношений: понятие и виды. Юридические факты и их классификация. 97

ПЛАН УРОКА № 31 Раздел 14. Правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность Тема: Правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность. 102

УРОК № 32 Практическая работа №12. 109

ПЛАН УРОКА № 33 Раздел 15. Правосознание и правовое воспитание Тема: Понятие, структура и виды правосознания. 109

ПЛАН УРОКА № 34 Раздел 15. Правосознание и правовое воспитание Тема: Правовое воспитание: понятие, формы и методы. Правовая культура. Правовой нигилизм и правовой идеализм.. 112

УРОК № 35 Практическая работа №13. 114

Вопросы к тематической контрольной работе №1. 115

Вопросы к тематической контрольной работе №2. 116

Вопросы к обязательной контрольной работе. 117

Вопросы к экзамену по дисциплине. 118

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 121

Практическая работа № 1. 121

Практическая работа № 2. 123

Практическая работа № 3. 125

Практическая работа № 4,5. 127

Практическая работа № 6. 129

Практическая работа № 7. 132

Практическая работа № 8,9. 134

Практическая работа № 10, 11. 136

Практическая работа № 12. 138

Практическая работа № 13. 141

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10 января 2000 г. N 361-З О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 143

С П Р А В К А

Название дисциплины : «Общая теория права»

Количество часов : 70 часов

Количество ОКР : 1

Количество ТКР : 2

Количество практических работ :13

Экзамен

Дисциплина «Общая теория права» является дисциплиной общепрофессионального цикла, тесно связанной с такими дисциплинами, как «Основы права», «История государства и права», «Конституционное право» и др.

Программный материал изучается на основе учебной литературы и нормативных правовых актов в неразрывной связи с перспективами развития правосознания и правовой культуры в белорусском обществе.

Программой дисциплины определены цели по каждой теме, прогнозируются результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать на уровне представления:

закономерности и этапы возникновения, развития и функционирования государства и права, отдельных отраслей права;

концепции и тенденции развития теории государства и права, современные правовые процессы формирования международного сообщества;

ценностную основу права, принципы взаимодействия правовых явлений с экономикой, моралью, религией и иными социальными регуляторами;

роль личности в формировании правового государства;

роль и взаимосвязь отдельных отраслей права в правовой системе;

основные факторы, определяющие развитие государства и права.

знать на уровне понимания:

сущность, содержание и формы государства и права;

основные правовые понятии и категории (законодательство, закон, законодательская власть, исполнительная власть, судебная власть, право, правоотношение и т.д.);

соотношение права и закона, иерархию нормативных правовых актов Республики Беларусь;

структуру и содержание правовых норм и отношений;

уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями;

анализировать основные факторы, определяющие развитие государства и права

Проведение практических работ должно способствовать закреплению учащимися теоретических знаний, формированию и развитию умений самостоятельной работы, использование нормативных правовых актов.

В целях контроля знаний учащихся предусмотрено проведение обязательной контрольной работы. Задания для нее разрабатываются преподавателем и рассматриваются на заседании предметной (цикловой) комиссии. По итогам изучения дисциплины проводится экзамен. Приведенный в программе тематический план является рекомендательным.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

\

Раздел, тема Всего учебных часов В том числе на практические занятия
Раздел 1. Общая теория права как наука  
Раздел 2. Происхождение государства и права  
Раздел 3. Сущность и типы государства  
3.1. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная власть)  
3.2.Понятия и признаки государства  
3.3. Функции государства  
3.4. Формы государства  
Практическая работа №1 Изучение формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)  
3.5. Механизм государства  
Раздел 4. Сущность права  
4.1. Основные концепции понимания права  
4.2. Принципы и функции права  
Раздел 5. Право и правовая система  
Практическая работа №2 Анализ современных правовых систем  
Раздел 6. Правовое государство  
Раздел 7. Право в системе социальных норм  
7.1. Понятие и признаки правовой нормы  
7.2. Структура юридической нормы  
Практическая работа №3 Изучение признаков и структуры правовой нормы  
7.3. Классификация правовых норм  
Практическая работа №4,5 Изучение классификации правовых норм по различным критериям  
Раздел 8. Формы права  
8.1. Источники права  
8.2. Система нормативных актов в Республике Беларусь  
Практическая работа №6 Анализ форм (источников) права в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»  
Практическая работа №7 Изучение системы нормативных правовых актов в Республике Беларусь  
Раздел 9. Система права  
Раздел 10. Правотворчество и законодательство  
10.1. Правотворчество: понятие, принципы, виды.  
10.2. Стадии законотворческого процесса  
10.3. Систематизация законодательства  
Практическая работа №8,9 Анализ стадий законотворческого процесса в Республике Беларусь  
Раздел 11. Применение права  
11.1. Формы реализации права  
11.2. Стадии правоприменительного процесса  
Обязательная контрольная работа  
Раздел 12. толкование права  
Раздел 13. Правовые отношения  
13.1. Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений  
13.2. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность.  
Практическая работа №10,11 Изучение нормативных правовых актов, определяющих гражданско-правовой статус субъектов правоотношений  
13.3. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношений. Объекты правоотношений: понятие и виды.  
13.4. Юридические факты и классификация  
Раздел 14. Правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность  
Практическая работа №12 Изучение состава правонарушения. Юридическая ответственность субъектов правонарушения.  
Раздел 15. Правосознание и правовое воспитание  
16.1. Понятие, структура и виды правосознания  
16.2. Правовое воспитание: понятие, формы и методы  
16.3. Правовая культура  
16.4. Правовой нигилизм и правовой идеализм  
Практическая работа №13 Анализ правовой культуры в Республике Беларусь  
ИТОГО

ПРИМЕРНЫЕ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отметка в баллах Показатели оценки
(один) Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (понятие и классификация функций государства на основные внутренние функции государства и основные внешние функции государства и т.д.); наличие многочисленных существенных ошибок (не называет предмет общей теории права, метод изучения общей тео­рии права, не владеет теорией разделения властей в государстве) исправляемых с непосредственной помощью преподавателя  
(два) Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (понятия общей теории права, основные термины юриспруденции, раскрывает источники общей теории и т. д.); наличие 5-6 существенных ошибок (не разграничивает государственную власть согласно принципу разделения властей, не владеет теориями происхождения государства и права) исправляемых с непосредственной помощью преподавателя  
(три) Воспроизведение части программного материала по памяти (фрагментарный пересказ основных теорий происхождения теорий государства и права, называет основные термины юриспруденции и т.д.); осуществление умственных и практических действий по образцу(составление схемы законодательного процесса) наличие 3-4 существенных ошибок (не разграничивает формы правления, формы государственного устройства, политико-правовые режимы)    
(четыре) Воспроизведение большей части программного учебного материала (определяет формы правления, формы государственного устройства, различает основные теории происхождения государства и права и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (решение правовых ситуаций на применение законодательства о нормативных правовых актах, законодательном процессе и т. д.); наличие 2-3 существенных ошибок (не решает правовые ситуации на применение законодательства о нормативных правовых актах).  
(пять) Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание признаков государства, форм правления, форм государственного устройства, видов правовых норм, источников права, форм реализации права и т.д., применение знаний в знакомой ситуации по образцу наличие 1-2 существенных ошибок (не объясняет существенные особенности форм правления, форм государственного устройства, структурных элементов правовой нормы) наличие несущественных ошибок  
(шесть) Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение структурных сущностей форм правления, форм государственного устройства, форм реализации права, выделение элементов правовой нормы и т.д.); наличие единичных существенных ошибок (не решает правовые ситуации на применение законодательства о нормативных правовых актах, правоспособности, дееспособности), наличие несущественных ошибок  
(семь) Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение структурных сущностей форм правления, форм государственного устройства, форм реализации права, выделение элементов правовой нормы, правовых систем с формулированием выводов и т.д.); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний (решение правовых ситуаций на применение законодательства в сфере законотворческого процесса) наличие единичных несущественных ошибок (при самостоятельном решении правовых ситуаций не аргументирует юридическую ответственность субъектов)  
(восемь) Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение структурных и сущностных особенностей форм правления, форм государственного устройства, структуры правовой нормы с формулированием выводов и т.д.; самостоятельное выполнение заданий: решение правовых ситуаций на применение законодательства в сфере законотворческого процесса, правоспособности, дееспособности, юридической ответственности субъектов правонарушения, наличие единичных несущественных ошибок при решении частично измененных правовых ситуаций.  
(девять) Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение теоретических знаний и законодательства о правовых нормах, законодательном процессе, правоспособности и дееспособности, юридической ответственности при выдвижении предположений и гипотез.)  
(десять) Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению преимуществ (недостатков) различных форм правления, форм государственного устройства, политико-правовых режимов, законотворческой деятельности демонстрация интегрированного применения полученных теоретических знаний и приобретенных практических навыков и умений, выполнение творческих работ и заданий и т. д.)  

ПЛАНЫ УРОКОВ С ОПОРНЫМИ КОНСПЕКТАМИ ЛЕКЦИЙ

ПЛАН УРОКА № 1

Тема: Общая теория права как наука

Цели урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о предмете, методах общей теории права, месте общей теории права в системе наук

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: лекция

Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко

Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятий

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Рассмотрение понятия "право", место и роль общей теории права в системе права.

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие предмета общей теории права

2. Общая теория права как наука

3. Понятие метода общей теории права

4. Классификация методов общей теории права

5. Место общей теории права в системе общественных наук

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Что изучает общая теория права?

2. Каково место общей теории права в системе общественных наук?

3. Каковы методы общей теории права?

6. Обобщение и систематизация новых знаний

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский «Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 7-15.

Наши рекомендации