Глава 8 федеративное устройство
1. Принципы федеративного устройства
Государственная целостность | Этот принцип означает, что Российская Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В России единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка |
Единство системы государственной власти | Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральной Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты Федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их. Система государственных органов субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны |
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов | Конституция РФ: определяет перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями; определяет предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения; закрепляет полноту власти субъектов Федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне пределов полномочий Федерации по второй группе вопросов – предметам совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты Федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая труппа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой Федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией РФ, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей действуют конституционные нормы |
Принципы равноправия и самоопределения народов в РФ | Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах РФ. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса |
Равноправие субъектов в РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти | Это равноправие, прежде всего, проявляется: - в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; - в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой РФ; - в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации |
2. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Каждый субъект РФ | - самостоятелен в определении своей системы органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом - образует законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, а также формирует свои судебные органы власти (конституционный или уставный суд, мировые судьи)[73] - вправе образовывать в соответствии со своей конституцией (уставом) иные органы государственной власти - является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами РФ - вправе иметь свою символику |
Статус республики | - определяется Конституцией РФ (ст. 66) и конституцией республики - характеризуется тем, что республика – демократическое правовое государство, созданное в рамках России, имеющее свою территорию, внутреннюю границу и обладающее территориальным верховенством. Гарантией территориального статус-кво является сама Россия |
Зависит от прав республики | которые устанавливаются в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, не подлежат изменению в рамках действующей Конституции РФ |
которые устанавливаются в гл. 3-8 Конституции РФ и могут быть изменены при выполнении двух обязательных условий: | согласие республики на изменение своего конституционного статуса. Права субъекта РФ не могут быть изменены без его согласия и согласия РФ (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ) |
согласие всех субъектов РФ на изменение своего конституционного статуса[74] | |
Статус краев, областей, городов федерального значения | определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г.1 и другими федеральными актами |
характеризуется тем, что эти субъекты обладают определенной учредительной властью (образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты), обладают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия | |
характеризуется тем, что такие субъекты, как край и область, имеют свои административные центры | |
Статус автономной области и автономного округа | определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г. и другими федеральными актами |
определяется наличием элементов учредительной власти, что проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты | |
характеризуется своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия | |
определяется наличием своих органов законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора, уставов автономной области и автономных округов | |
характеризуется самостоятельным участием в международных и внешнеэкономических связях, соглашениях с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью и автономными округами в соответствии с Конституцией РФ и российскими законами | |
характеризуется взаимоотношениями между автономными округами, находящимися в составе краев или областей[75], которые определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов[76] |
3. Правомочия республик и других субъектов Федерации (сравнительная характеристика)
Республики | Другие субъекты Федерации |
1) имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Федерации могут быть изменены с их согласия | |
2) как субъекты РФ являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами РФ, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Координация международных и внешнеэкономических связей этих субъектов РФ осуществляется федеральными органами государственной власти | |
3) имеют свою символику (герб, флаг, гимн) | |
4) участвуют в решении вопросов, отнесенных к компетенции Федерации. Представители от этих субъектов РФ входят в состав Совета Федерации Федерального Собрания России Законодательные органы этих субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, законодательные органы и администрация этих субъектов Федерации вправе вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится соответственно к компетенции Президента РФ и Правительства РФ | |
5) имеют свое законодательство | |
6) имеют свои предметы ведения и полномочия | 6) имеют свои административные центры |
7) имеют конституцию, которая обладает высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению республики, имеет прямое действие и применяется на всей территории республики | 7) имеют уставы, которые имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам субъектов РФ. Устав субъекта РФ по своему значению и роли аналогичен конституции республики, принимается законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ |
8) имеют соответствующие названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства и т.п.) | 8) образуют органы законодательной и исполнительной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, федеральных законов, а также уставов соответствующих субъектов |
9) имеют право законодательной инициативы, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, право одобрять или отклонять поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ | |
10) имеют возможность самим определять способ принятия своей конституции | |
11) имеют возможность устанавливать свой государственный язык, который в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республики употребляется наряду с государственным языком РФ |
4. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов
Основные понятия | Предмет ведения РФ | отнесение определенных вопросов к исключительной компетенции РФ |
Предмет ведения субъектов РФ | отнесение определенных вопросов к исключительной компетенции субъектов | |
Совместное ведение | отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как РФ, так и ее субъектов | |
Предметы ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) | а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением | поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, принимаемые Федеральным Собранием, вступают в силу после одобрения их органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. Поэтому вопрос о внесении изменений в гл. 3-8 Конституции РФ входит в компетенцию не только Федерации, но и ее субъектов |
б) федеративное устройство и территория РФ | охватывает большой круг вопросов, часть из которых, несомненно, не может решаться исключительно Федерацией. Например, изменение статуса субъекта РФ производится по взаимному согласию РФ и ее субъекта | |
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств | отнесение этих вопросов к исключительному ведению России не означает, разумеется, что ее субъекты в своих нормативных правовых актах вообще не вправе касаться этих вопросов. Наоборот, они могут расширять права и свободы по сравнению с тем, как они определены федеральным законодательством, но сужать их, ущемлять права граждан они не вправе | |
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти | в системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеративная природа России | |
д) федеральная государственная собственность и управление ею | в федеральной собственности находятся земельные участки и другие природные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Президента РФ, федеральных органов государственной власти, Вооруженных Сил РФ, пограничных, внутренних и железнодорожных войск РФ, иных федеральных воинских формирований. Россия определяет не только те объекты государственной собственности, которые относятся к федеральной собственности, но и порядок управления федеральной собственностью | |
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ | свое отражение и конкретизацию политика России в этих областях находит в федеральных целевых программах, которые определяют основные цели и задачи развития соответствующей отрасли или сферы экономики, экологии, социальной защиты населения, очередность и сроки исполнения намеченных мер, ресурсы, необходимые для этого | |
Предметы ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) | ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки | согласно Конституции в России установлена единая денежная единица, которой является рубль. Денежная эмиссия должна быть сосредоточена в исключительном ведении Федерации. Конституция РФ возлагает денежную эмиссию на Центральный банк РФ. Реализация политики РФ в рассматриваемой сфере требует также наличия федеральных экономических служб, включая и федеральные банки |
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития | Конституция РФ, относя к компетенции Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, тем самым отвергает существовавшую прежде бюджетную систему, при которой основные показатели бюджета нижестоящего уровня включались в бюджет вышестоящего уровня, что ограничивало возможности субъектов РФ | |
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе | в экономике РФ имеется ряд отраслей, которые обеспечивают жизнедеятельность всего хозяйства страны в целом и являются основой развития всех его отраслей. В их число входят федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, включающий желе знодорожн ы й, воздушный, морской, речной, трубопроводный транспорт, пути сообщения, федеральные информация и связь, деятельность в космосе. Все эти технико-экономические системы для их нормального функционировани я объективно требуют централизованного управления | |
к) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира | Россия как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью. Она может заключать международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвовать в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в региональных государственных и межгосударственных союзах. Будучи суверенным государством, РФ обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир | |
л) внешнеэкономические отношения РФ | в России правом на внешнеэкономические отношения пользуются как Федерация в целом, так и ее субъекты. Однако вступать в такие отношения от имени всей РФ – исключительное право РФ, которая вместе с тем осуществляет координацию внешнеэкономических связей ее субъектов | |
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования | обеспечение обороны и безопасности страны отнесено к исключительному ведению РФ. Единые общефедеральные Вооруженные Силы РФ осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности государства. К ведению РФ относятся определение структуры и организации Вооруженных Сил РФ, разработка и осуществление оборонной политики. Единство Вооруженных Сил РФ предполагает централизацию законодательства в области обороны и управления Вооруженными Силами РФ | |
Предметы ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) | н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ | в России вопросы, связанные с Государственной границей, регламентируются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» с изменениями, внесенными в последующие годы. Этот Закон регулирует режим Государственной границы, т.е. правила содержания границы и ее пересечения лицами и транспортными средствами; пограничный режим – режим пограничной зоны, территориального моря России, ее внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе |
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности | среди органов государственной власти, действующих на территории России, наиболее «централизованными» системами являются суды и органы прокуратуры. Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом; Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды финансируются из федерального бюджета. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему, звенья которой соподчинены только по вертикали и которую возглавляет Генеральный прокурор РФ. Уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, а также правовое регулирование интеллектуальной собственности традиционно едины для более надежной защиты прав и свобод российских граждан. В целях сохранения такого единства Конституция и отнесла регулирование этих вопросов к ведению Федерации. Объявление амнистии – прерогатива Государственной Думы, а помилование – компетенция Президента РФ | |
п) федеральное коллизионное право | коллизионное право – это совокупность норм, на основе которых разрешаются противоречия между нормами права различных государств либо их частей. В России коллизионные нормы применяются при разрешении коллизий между российским и зарубежным законодательством, а также между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Эти нормы содержатся в международных договорах РФ, а также в актах федерального законодательства и в договорах РФ с конкретными ее субъектами. Порядок разрешения коллизий между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации установлен в Конституции РФ | |
Предметы ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) | р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет | в каждом государстве имеются службы, выполняющие общенациональные задачи, разнобой в решении которых недопустим, поскольку может иметь самые отрицательные последствия для страны, ее экономики, для общества в целом. К числу таких служб и относятся перечисленные в комментируемом пункте метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет. Сфера деятельности этих служб, организации их осуществления урегулирована федеральными законами, указами Президента РФ и актами Правительства РФ |
с) государственные награды и почетные звания РФ | государственные награды и почетные звания РФ являются высшей формой поощрения государством граждан за выдающиеся заслуги в различных областях жизни страны. Установление наград и почетных званий РФ – исключительное право Федерации. Оно осуществляется в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. Награжденный может быть лишен государственных наград только Президентом РФ в случае осуждения за умышленное преступление по приговору суда | |
т) федеральная государственная служба | под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ, и государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Правовые основы организации государственной службы РФ и основы правового положения государственных служащих установлены Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В этом законе определены понятия государственной должности, государственного служащего, перечислены принципы государственной службы, дана классификация государственных должностей, установлен порядок прохождения государственной службы | |
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов[77] (ст. 72 Конституции РФ) | а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам | для обеспечения предусмотренного Конституцией РФ верховенства федератьного законодательства над законодательством субъектов РФ федеральным органам государственной власти предоставлены соответствующие полномочия. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам. Дела о соответствии Конституции РФ, конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ решает Конституционный Суд РФ, который может признать эти акты неконституционными, в связи с чем они утрачивают силу |
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов[78] (ст. 72 Конституции РФ) | б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон | наряду с законностью и правопорядком Федерация и ее субъекты призваны обеспечивать и общественную безопасность, т.е. осуществлять деятельность, направленную на предотвращение и устранение ситуаций и явлений, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, а также имуществу и окружающей среде |
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами | порядок пользования и распоряжения соответствующими природными ресурсами определяется такими действующими в настоящее время в РФ федеральными законодательными актами, как Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон о недрах | |
г) разграничение государственной собственности | к объектам исключительной федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; некоторые объекты оборонного производства, а также объекты ядерной энергетики, железнодорожный транспорт и др. К объектам, составляющим основу национального богатства России, относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ; охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного наследия, музейный фонд, учреждения культуры федерального (общероссийского) значения | |
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры | вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также особо охраняемых природных территорий регулируются законодательством РФ и ее субъектов. В настоящее время действует Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» | |
e) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта | в ведении субъектов РФ находятся определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в этой области; законодательство в области образования; определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений, подчиненных субъектам РФ; разработка и реализация региональных программ развития образования; финансирование государственных органов управления образованием и руководство ими; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения; установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; формирование бюджетов субъектов Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; решение многих других вопросов | |
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов[79] (ст. 72 Конституции РФ) | ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение | в области здравоохранения в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г., распределены предметы ведения РФ и ее субъектов. К ведению Федерации в вопросах охраны здоровья граждан отнесены: установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья населения, разработка и реализация соответствующих федеральных программ; организация государственной санитарно-эпидемиологической службы и системы санитарной охраны территории страны и т.д. К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесены: контроль за соблюдением федеральных законов; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; обеспечение экологической безопасности; контроль |
за соблюдением федеральных стандартов качества медицинской помощи; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и некоторые другие вопросы. Обеспечивая защиту семьи, материнства, отцовства и детства, РФ осуществляет законодательную деятельность в этой сфере. Среди законодательных актов центральное место занимает Семейный кодекс РФ 1996 г. К ведению РФ относятся принятие и финансирование федеральных программ по вопросам материнства и детства, регламентация вопросов по оказанию помощи многодетным семьям, установление пособий на содержание детей и порядка выдачи этих пособий. Субъекты РФ осуществляют свое нормативное регулирование в этой сфере, учитывающее особенности регионов, принимают дополнительные меры по оказанию помощи многодетным семьям. В их непосредственном ведении находятся учреждения, обеспечивающие защиту семьи, материнства, отцовства и детства | ||
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий | осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидацией их последствий обычно призваны заниматься субъекты РФ. Когда масштабы такого рода событий переходят границы их территорий или не соответствуют возможности субъектов РФ, в осуществление таких мер включается и сама Федерация, которая располагает для этих целей специальными структурами и средствами. Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» при наличии установленных Законом обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, указом Президента РФ на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится чрезвычайное положение | |
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов[80] (ст. 72 Конституции РФ) | и) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ | Федерация устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, а также федеральные налоги и сборы. Субъекты РФ устанавливают свои налоги и сборы в рамках общих принципов налогообложения и сборов в России, предусмотренных Законом от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Налоговым кодексом РФ |
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды | это законодательство не входит в сферу исключительного ведения Федерации, складываясь из основополагающих актов Федерации (основы законодательства, кодексы, федеральные законы) и законодательных актов субъектов РФ | |
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат | порядок решения конкретных кадровых вопросов применительно к судебным и другим правоохранительным органам определяется правилами формирования этих органов, устанавливаемыми федеральными законами. В одних случаях Федерация и ее субъекты определяют порядок формирования и решают конкретные кадровые вопросы самостоятельно (например, конституционные суды), в других – порядок формирования государственного органа устанавливается Федерацией, а некоторые кадровые вопросы в зависимости от уровня соответствующего органа решаются либо Федерацией, либо Федерацией с участием ее субъектов. Например, состав Верховного Суда РФ формируется Советом Федерации, все другие суды общей юрисдикции с точки зрения их кадрового состава, за исключением мировых судей, формируются Президентом РФ | |
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей | одним из важных компонентов защиты прав национальных меньшинств является защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Среда обитания и образ жизни отражают особенности жизни малочисленных этнических общностей, обусловленные географическими, культурными, религиозными и иными факторами. Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей – предмет заботы прежде всего тех субъектов Федерации, на территориях которых эти общности проживают. Однако этим должна заниматься и Федерация, осуществляющая на территориях их проживания различную хозяйственную деятельность. Федерация призвана также защищать права упомянутых этнических общностей и от их возможных нарушений органами субъектов Федерации | |
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов | н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления | общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления устанавливаются федеральным законодательством в соответствии с основами конституционного строя РФ. К ведению субъектов РФ относится обеспечение соответствия их законов о системе органов государственной власти этих субъектов, а также о местном самоуправлении Конституции РФ установленным федеральными законами общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления |
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ | субъекты РФ могут быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Проведение РФ единой внешней политики и внешнеэкономической линии требует координации международных и внешнеэкономических связей ее субъектов. Эта координация осуществляется органами государственной власти РФ совместно с органами государственной власти ее субъектов. Общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ установлен ФЗ от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», в котором содержатся правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов РФ при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей | |
Предметы ведения субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ) | Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ последние обладают всей полнотой государственной власти |