Статические и динамические методы управления государством

Управление государством предполагает использование как стати­ческих (структурных), так и динамических (функциональных) мето­дов регулирования. Разделение методов регулирования на статические и динамические соответствует двум стадиям управлен­ческого процесса: исследовательской и инструментальной, рассмот­ренных выше. Статические методы регулирования, методы предвари­тельного анализа предполагают предварительное разделение объекта на отдельные блоки, отображающие информацию о его состоянии в разрезе того или иного ракурса в его рассмотрении. Специфика госу­дарства состоит в смешении социокультурных, политических, эконо­мических, культурно-исторических качеств каждой из провинций, входящих в его состав. Теоретический облик государства может быть отображен посредством социологических, логико-математических и естественнонаучных средств. Эти средства вбирают в себя статистическую, графическую и аналитическую информацию об основных ас­пектах жизни государства, выражаемую через перечень унифицирован­ных показателей, на обобщении и понимании которых вырабатывается практика оценки его состояния, характеристики развивающихся в его границах тенденций. Объектом этой оценки служат такие функци­ональные блоки государственного образования, как население, тер­ритория, характер власти, а также его экономический потенциал и условия существования. Каждый из блоков передает специфику го­сударства через совокупность определенных характеристик, раскры­вающих содержание этого блока. В то же время между блоками имеет место тесная взаимосвязь, обусловливающая особое место государствен­ного образования среди других стран.

Таблица 1

Классификация методов управления государством

Статистические Динамические
Методы анализа Пространственная структура Демографическая структура Национально-конфессионная струкутра Производственная структура Политическая структура Социально-экологическая структура Методы прямого воздействия Методы косвенного воздействия

Динамические методы регулирования опираются на использова­ние полученных в ходе исследования статической структуры госу­дарства знаний с целью выработки организационных форм, методов трансформации этой структуры в соответствии с выработанными целями социально-экономического развития государства. Все дина­мические методы регулирования можно разделить на две условные группы: методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия характеризуются свойством непосредственного влияния на объект управления, тогда как методы косвенного воздействия включают в себя те факторы, которые не могут оказывать немедлен­ного воздействия на объект и служат только формой стимулирования ожидаемого поведения объекта. Методы прямого воздействия распро­страняются преимущественно на такие направления государственной политики, как строительство государственных учреждений, участие в деятельности крупных компаний и естественных монополий, участие через механизм бюджетной политики в разработке приоритетных на­правлений развития страны, определение государственной политики в области экономического, социального, культурного и национально­го развития страны, проведение миграционной политики и регулиро­вание вопросов гражданства, визового режима, разработка инновационных программ, оказание помощи малоимущим и инвалидам, строи­тельство и ремонт дорог государственного значения, влияние через систему правоохранительных органов на соблюдение гражданами дей­ствующего законодательства и т.д. К методам косвенного воздействия можно отнести такие направления политики государства, как разра­ботка конституции страны, законов государства и обеспечение режима их воплощения, установление общих правил поведения хозяйствую­щих субъектов на финансовых рынках, определение общих принци­пов государственного устройства и разграничения полномочий меж­ду уровнями власти и т.д. Методы косвенного воздействия призваны координировать действия негосударственных уровней посредством кредитно-денежной и бюджетной политики государства. Режим координации может охватывать такие направления деятельности государ­ства, как работа с предприятиями негосударственной, частной форм собственности, контроль за качеством оказываемых предприятиями услуг, содействие деятельности градообразующих предприятий, ин­формирование населения, а также проведение всевозможных конкур­сов, праздников и общественных акций. Координация предполагает невмешательство государственной власти в текущую деятельность предприятий, независимых от органов государственной власти, остав­ляя за собой лишь право на создание условий, заявленных высшими должностными лицами страны.

Наши рекомендации