Правовое положение сословий в первой четверти XVIII в

Изменения в социальной структуре российского общества перио­да абсолютизма (на его ранних стадиях) приводили к появлению нового социального слоя, связанного с капиталистическим развити­ем экономики. Мелкие промыслы и мануфактуры составили основу для его появления.

Поскольку большинство мануфактур были частновладельчески­ми, вопрос о рабочих руках приобрел особую остроту для нарожда­ющегося предпринимательства. Законодатель, учитывая государст­венный интерес к развитию промышленности, принял ряд мер, на­правленных на решение проблемы. Был установлен порядок припис­ки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посесси­онных.

Со своей стороны приписные крестьяне предпринимали меры для того, чтобы устраниться от работы на мануфактурах: они могли откупиться, уплатив определенные суммы или выставить вместо себя нанятых людей. Большая часть приписных формировалась из част­новладельческих крестьян и крестьян, закрепленных по Указу 1736 г.

Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды мануфактуристов, ростовщиков и купцов. Этот процесс натал­кивался на многие препятствия социально-психологического, эконо­мического и правового характера.

Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению. В целом она являлась податным сословием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало де­литься на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и вторую гильдию (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы).

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Со­здавались по европейскому образцу цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики и которыми руководили старшины. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным (сюзеренно-вассальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые стимулы к труду, не известные крепостнической системе. Однако эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, отнюдь не означали зарождение новых буржуазных и капиталистических начал. В первое время они уживались с крепостничеством и абсолю­тизмом.

Правящим классом оставалось дворянство. В ходе складывания абсолютной монархии, происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важ­ный шаг в этом направлении сделал акт об отмене местничества (1682). Аристократическое происхождение утрачивает значение критерия при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют принципы выслуги, квалификации и личной предан­ности государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722). Функция государственной службы объеди­няет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие «шля­хетством») в политически и юридически консолидированную груп­пу. Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и по­местьем и объединивший их в единое юридическое понятие «недвижимостей».

Дворянство становится единственным служилым сословием, а служба главной сферой приложения сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения о службе недворян. Табель о рангах перевернула старую идею мест­ничества; титул и звание превращались из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув опре­деленного чина можно было превратиться из недворянина в дво­рянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство. К концу 20-х гг. XVIII в. число дослужившихся до дворянства со­ставило треть всего дворянского сословия.

Земельная собственность оставалась экономической основой су­ществования дворянского сословия. Землевладение наряду с госу­дарственной службой было его важнейшей социальной функцией.

Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся ис­пользовать службу для приобретения земли и чинов, начинает тяго­титься обязательностью государственной службы как таковой.

Табель о рангах приравняла гражданскую службу к военной, продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина. Служба для дворянина была обязан­ностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произве­дена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

Уже в 1727 г. было введено частичное освобождение дворян от военной службы. С 1736 г. срок государственной службы стал огра­ничиваться двадцатью пятью годами. В 1762 г. обязательность дво­рянской службы отменяется, дворянину предоставляется свобода выбора.

Наши рекомендации