Начало создания централизованных государств и сословного представительства в западной Европе

Период децентрализации и феодальной раздробленности завершился уже в 12 веке, когда в государствах западной Европы усилились центростремительные тенденции. В этом были заинтересованы:

  • Потребность в более сильной королевской власти осуществляло мелкое и среднее дворянство. Это было вызвано как политическими причинами – злоупотреблениями со стороны крупных сеньоров и нарушением прав рыцарей, - так и экономическими условиями - в 11-13 веках при переходе к денежной ренте, росла заинтересованность феодалов в повышении доходов, однако усиление эксплуатации крестьян грозило социальным взрывом, и сильное государство было призвано гарантировать безопасность землевладельцев
  • Сторонниками централизаторской политики были города, чьей торгово-экономической деятельности препятствовали границы многочисленных феодальных владений, взимавшиеся на низ пошлины, отсутствие единой монеты. В то же время короли были естественными политическими союзниками городов против крупных сеньоров.

Наряду с собиранием земель и централизацией, в 12-13 веках в Западной Европе шел процесс складывания новых форм государственной власти:

  • Формирование четкой системы местного управления, судов
  • Формирование единой системы налогообложения

Усложнение социальной структуры, динамизм общества, его политической и экономической жизни привели к новому соотношению сил между монархами и подданными, породившие органы сословного представительства. В некоторых странах они были нацелены на ограничение произвола королевской власти, но в большинстве стран Европы выступали в союзе с ней и придавали монархии новое качество: в своей политики короли могли теперь опереться на поддержку ведущих сословий, а налогообложение проводившееся с согласия этих сословий, открывало перед государством новые финансовые возможности. Таким образом, сословная монархия была наиболее эффективной для своего времени системой управления.

Франция.

Во Фрранции как и повсюду в Европе процессу централизации предшествовал довольно длительный период ослабления королевской власти и политической раздробленности, до 12 века положение французского короля было затруднительным по нескольким причинам:

  1. Ограниченные материальные возможности правящей династии и компактная структура земельных владений крупных феодалов, создающая наиболее благоприятные условия для их политической автономии. Домен Копетингов представлял собой сравнительно небольшую полосу земли по рекам Сене и Луария. Эти земли со всех сторон были окружены феодальными владениями – герцогствами: Нормандия, Бургундия, Британь, - и графством Шампань, которые во много раз превышали королевские территории.
  2. Специфика вассальной системы во Франции позволяла королю рассчитывать лишь на помощь непосредственных вассалов.
  3. В обществе отсутствовал дополнительный социальный резерв в виде свободного крестьянства, которое могла бы использовать монархия.
  4. Королевская власть имела выборный характер.
  5. Политическую раздробленность усугубляло своеобразие экономического и политического развития Юга и Севера страны, усиленное наличием двух народностей.

Тем не менее процесс государственной централизации стал последовательно осуществляться, начиная с 12 века. Первоначально короли решали проблему усиления своей власти в собственном домене. Людовик 6 (1108-1137) положил конец сопротивлению феодалов в королевском домене, их замки были разрушены или заняты королевскими гарнизонами. Людовик 7 (1137 – 1180) поставил задачу увилечению королевского домена, он присоединил к нем ряд северных городов, а благодаря браку с Элеонорой Аквитанской, распространил свое влияние и на Юг страны. Затем однако последовал их развод, и новое замужество наследницы богатой Аквитании с Генрихом Плантагенетом, графом Анжуйским, вассалом французского короля, в 1154 году Генриз стал Английским королем, при нем резко увеличились континентальные владения Англии, которые значительно превышали домен французского короля.

Значительное увеличение домена произошло в правление Филиппа Августа, начавшего борьбу с семейством Плантогинетов. Наибольших успехов Филипп добился в борьбе с английским королем Иоаном 2 Безземельным, объявив его владения во Франции конфискованными, Филипп завоевал в 1202-1204 году Нормандию, которая считалась главной территориальной ценностью Английской короны.

Расширение королевского домена было подкреплено созданием общегосударственного аппарата управление, его основу составляли центральные органы власти: королевский совет – верховный орган управления, Парижский парламент – верховный суд и финансовое ведомстве – Палата счетов. Основной линией развития государственного аппарата была постепенная замена службы по вассальным обязательствам службой, оплачиваемой государством, которую несли специально обученные чиновники – легисты.

Реформирование государственной системы продолжил Людовик 9 Святой (1226-1270), укрепивший систему королевских судов. Он запретил поединки на территории своего домена, тяжбы между феодалами решал королевский суд. Чтобы присечь феодальную анархию и частые войны, Людовик 9 ввел право «40 дней короля», в течение которых любой феодал, получивший вызов от соперника, мог обратиться к королю чтобы разрешить конфликт мирным путем. Парижский парламент становился теперь верховной судебной инстанцией и наиболее важные дела, прежде всего уголовные, находились в ведении королевского суда. Также учредил единую монету.

Новый этап в деле укрепления королевской власти связан с Филиппом 4 Красивым ( 1285 – 13014) Усиление королевской власти привело Филиппа 4 к конфликту с папством. Король существенно ограничил имущественные и судебные права церкви во Франции. Это вызвало недовольство Римского папы Бонифация 8. Он решил вынести обсуждение вопроса о Франции на церковный собор 1 ноября 1302 года. Филипп 4 расценил это как вмешательство во внутренние дела франции и организовал компанию с обвинениями Папы в злоупотреблениях. В ответ, Бонифаций 8 заготовил буллу об отлучении Филиппа от церкви, тогда чтобы разрядить обстановку, французский король созвал генеральные штаты в 1302 году, на которых были представлены духовенство, дворянство и горожане ( по 2 депутата от каждого города), заручившись поддержкой городских депутатов, Филипп организовал против Папы заговорщеческую интригу, доведя Бонифация 8 до смерти и посадив на папский престол своего человека. Желая закрепить победу Филипп 4 организовал судебный процесс против ордена Тамплиеров в обвинением его в ереси. В этой борьбе Филипп 4 опять прибег к помощи общественных сил, созвав генеральные штаты в 1308 году. Орден, не признанный виновным в ереси, был тем не менее распущен по решению церковного собора в 1312 году.

Собирание французских земель было завершено при Людовике 11 ( 1461-1483). Именно он считается основателем абсолютной монархии во Франции и к началу 16 века Франция стало крупнейшим государством западной европы.

Особенности сословного представительства:

Особенностью сословного представительства во Франции являлось наличие представительных учреждений на разных территориальных уровнях: местных органов, провинциальных и генеральных штатов, при этом отсутствовало жесткое соподчинение всех ее звеньев. Большие размеры страны делали не всегда возможным созыв генеральных штатов. В течение 14-16 веков часто собирались местные или областные штаты, которые одновременно рассматривали вопросы, обсуждавшиеся на генеральных штатах. Три сословия генеральных штатов заседали отдельно, формируя 3 палаты: духовенство, дворянство, городских представителей. Первая палата состояла из прилатов, которых лично приглашал король, кроме того в нее выбирались прилаты на провинциальных собраниях духовенства или монастырей. Вторая палата формировалась из крупных феодалов по приглашению короля. В 3 палате ( с конца 15 века – палата 3 сословия) заседали представители городов – члены городского управления, богатые и влиятельные горожане, чаще всего – назначаемые городским советом. Принцип выборности во Франции длительное время отсутствовал и лишь к концу 15 века он был реализован для всех 3 сословий, каждая палата имела 1 голос и общее решение 2 палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны.

Генеральные штаты не превратились в регулярно действующий орган, они созывались по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Их основной функцией было решение финансовых проблем. Обсуждали они и политические дела, но без формально права утверждать законы. Королевская власть проводила в своих интересах консультации с сословиями на местных и провинциальных собраниях, иногда сознательно противопоставляя их генеральным штатам. Тем не менее сословия располагали возможностью контролировать действия короля. В период, когда установилась выборность депутатов, они должны были действовать согласно инструкции, данной избирателями. Сословия имели возможность уклоняться от решений, предложенных королем, а так же высказывать недовольство его политикой, таким образом, на генеральных штатах был реализован компромисс между королевской властью, привилегированными сословиями и городской верхушкой.

Англия.

Специфика политического развития Англии заключалась в том, что здесь сильная королевская власть сложилась уже в то время, когда континентальная Европа переживала феодальную раздробленность. Это произошло благодаря завоеванию англо-саксонской Англии герцогом Нормандии Вильгельмом, прозванным Завоевателем. В 1066 году он разбил англол-саксонского короля Гарольда в битве при Гастингсе и короновался как Вильгельм 1, поскольку нормандцы составляли меньшинство в покоренной стране, это потребовало их политической консолидации. Все бароны и рыцари принесли вассальную присягу Вильгельму, таким образом, принцип «вассал моего вассала – не мой вассал» (фр.) не действовал в Англии. При королях норманнской династии, особенно при Генрихе 1 ( 1100-1105) королевская власть упрочилась, возник королевский совет и финансовое ведомство – палата Шахматной доски. Была создана система разъездных королевских судов. В 12 веке благодаря союзу дочери Генриха 1 и Графа Анжуйского английский престол перешёл в руки Анжуйской династии (плантагенетов) и Англия стала ядром обширной державы, раскинувшейся как на острове так и на континенте. Административную унификацию и укрепление государства продолжил Генрих 2 Плантагенет (1154-1189) который провел важную денежную реформу: перестал созывать феодальное ополчение, но ввел налог – «щитовые деньги», на которые вооружал отряды свободных крестьян йоменов. Наступление королевской власти на магнатов, финансовый нажим и злоупотребления чиновников вызвали недовольство не только феодальной аристократии, но и рыцарства , к которому примкнули горожане. В начале 13 века сложилась широкая оппозиция к королю Иоанну Безземельному (1199-1216) и началась гражданская война. В 1215 под давлением барона, король подписал Великую Хартию Вольностей – документ, который считается краеугольным камнем западно-европейской демократии. В конкретно исторических условиях его содержание было по сути реакционным, декларируя всевластие магнатов. Учреждали совет, контролировали политику короля и закрепляли за собой право объявлять монарху войну. Однако, взятая в абстрактно-теоретическом аспекте В.Х.В. действительно содержала формулировки важных юридических принципов, которые легли в основу современного понимания свобод и прав личностей, в частности в ней констатировалось, что ни один человек не должен быть арестован или лишён собственности без приговора суда его равных, вынесенного на основании закона страны. ВХВ так и не была осуществлена. В период правления сына Иоанна Безземельного Генриха 3-его (1217-1272) в стране развернулась новая гражданская война, в ходе которой лидер оппозиции Симон де Монфор в январе 1265 впервые собрал собрание, на которое кроме крупных феодалов пригласил по два рыцаря от каждого графства и по два гражданина от наиболее крупных городов – это было началом английского парламента, позднее инициативу по созыву парламента перехватили английские короли. Окончательно парламент сложился в правлении Эдуарда 1 (1272-1307). С этого времени английское государство приобретает форму сословной монархии. Опираясь на парламент, король провёл проверку и частично отменил судебные привилегии крупных феодалов, запретил церкви приобретать новые земли без разрешения короля. Эдуард 1 и его приемники нуждались в парламенте , так как видели в нём противовес крупным феодалам. Сословное собрание давало возможность королю больше опираться на рыцарство и городскую верхушку, даже финансовые сборы, утверждавшиеся парламентом, было легче собирать с населения, чем прежние произвольные поборы, таким образом, создание парламента в целом усилило феодальное государство. По своей структуре английский парламент отличался от французских ген. штатов. В него приглашались письмами архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей и бароны. Кроме того, туда зазывались по два рыцаря от каждого графства, по два горожанина от крупных городов. Рыцари и горожане избирались на местных собраниях в графствах и городах наиболее зажиточными людьми. Крестьянство и городская беднота в парламенте представлены не были. В первой половине 14 века, парламент стал делиться на 2 палаты: верхнюю палату лордов, где заседали прелаты и бароны и нижнюю палату общин, где заседали рыцари и представители городов. Прочный союз рыцарства и городской верхушки обеспечил им больше политического влияния по сравнению в ген. штатами Франции. В 14 веке помимо права устанавливать налоги, парламент приобретал право участвовать в издании законов - статутов, которые обычно принимались королём и палатой лордов по петиции палаты общин. Роль парламента возросла в период столетней войны, финансирование которой потребовало частых созывов парламента и политических уступок короля в обмен на разрешение очередных налогов. Сословные представительские монархии сложились и в некоторых других европейских государствах. И сословная монархия определяла политическое лицо Европы в Средневековье.

Наши рекомендации