Задания для самостоятельной работы. 1.Определите предпосылки войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке.

1.Определите предпосылки войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке.

2.Первыми вождями освободительной борьбы в Мексике были сельские священники Идальго и Морелос, тогда когда католическая церковь во главе с высшим духовенством активно поддерживала испанских колонизаторов, отлучала от церкви и предавала суду инквизиции священников, участвовавших в борьбе за независимость. Чем объясняется, что церковь поддерживала колониальные власти? Почему первыми вождями освободительной борьбы стали сельские священники?

3.Вожди восстаний в Мексике Идальго и Морелос издали указы о ликвидации рабства, расового неравенства, феодальных повинностей, о возращении индейцам земель, захваченных колонизаторами, об отмене многочисленных налогов, провозгласили независимость страны. Интересы каких классов и слоев населения, участвовавших в борьбе, удовлетворили эти указы?

4.До 1816 г. отдельные восстания в испанских колониях Латинской Америке терпели неудачу. В этом году Боливар обратился к населению Венесуэлы с воззванием о полной отмене рабства, а затем издал указ о конфискации имущества испанского короля и его сторонников, о наделении землей революционной армии. Чем объясняются успехи освободительной борьбы в Южной Америке после этих указов Боливара?

5.Между различными классами, участвовавшими в освободительной борьбе, существовали глубокие противоречия. Какие общие цели объединяли участников освободительной борьбы?

6.Найдите на карте крупнейшие центры и районы национально-освободительной борьбы; походы освободительных армий под руководством Боливара и Сан-Мартина; государства, образовавшиеся в результате освободительной борьбы и даты их основания.

7.Определите итоги и значение национально-освободительной войны в Латинской Америке, сделав записи в таблице.

1. Задачи, которые были разрешены в ходе войны

2. Задачи, которые не были разрешены в ходе войны

8. Война за независимость испанских колоний вызвала различное к себе отношение: Англия и США считали для себя выгодным отделение колоний от Испании, а страны, входившие в Священный Союз, в течение ряда лет разрабатывали планы вооруженной интервенции с целью восстановления испанского владычества в Латинской Америке.

9. Освободительное движение шло под сильными демократическими лозунгами. Однако, его победа вовсе не обозначала торжество демократических принципов. Как вы думаете почему?

10. За какие заслуги Идальго и Морелос считаются народными героями Мексики, а Боливар заслужил почетное звание «Освободитель»?

11.Заполните таблицу.

Годы

Основные события

Результаты

12.Покажите не карте государства, образовавшиеся в результате освободительной борьбы народов Латинской Америке.

13. Разгадайте кроссворд

Кроссворд «Страны Латинской Америки: борьба за независимость»

1. Один из вождей борьбы за освобождение Мексики.

2. Потомок европейцев, родившийся в Латинской Америке.

3. Вождь, диктатор.

4. Крупный землевладелец.

5. Страна Латинской Америки с наиболее высоким уровнем развития капитализма.

6. Родовая община, тесная группа единомышленников.

7. Пастух.

8. Человек, подчинённый вождю.

9. Вождь борьбы за освобождение Венесуэлы.

Контрольные вопросы

1. Каковы итоги национально-освободительных войн в Латинской Америке?

2. Как Англия и США использовали в своих интересах освобождение стран Латинской Америки от колониальной зависимости?

3. Какие противоречия существовали между участниками освободительного движения? Как они повлияли на ход борьбы с испанскими колонизаторами?

Методические рекомендации

В конце XVIII – начале XIX вв. сложились условия для подъема освободительного движения в Латинской Америке. В 1791-1803 гг. произошла революция негров-рабов на острове Гаити, выдающимся деятелем которой стал Туссен Лувертюр. В результате этой революции во французской колонии была провозглашена независимость, отменено рабство, установлено равноправие граждан. Новое государство приняло название Гаити.

Кризис испанской колониальной системы начавшийся в последней четверти XVIII в., еще более обострился к началу XIX в. и перерос в Войну за независимость. Студент должен отметить основные предпосылки Войны за независимость в испанских колониях. Следует особо выделить деятельность Франсиско Миранды – одного из руководителей освободительного движения в Венесуэле.

Перейдя к изучению Войны за независимость, надо выделить ее основные этапы и особенности.

Уместно уделить внимание итогам освободительной борьбы. На месте прежних испанских владений на континенте были созданы независимые республики: Мексика, Соединенные Штаты Центральной Америки, Великая Колумбия, Боливия, Аргентина, Парагвай, Перу, Чили. В ходе Войны за независимость были ликвидированы многие препятствия на пути капиталистического развития. Студент должен показать отмену сословного и расового неравенства, запрещение деятельности инквизиции, установление республиканского строя.

В выводах следует указать, что Война за независимость не привела к решению аграрного вопроса. Во всех независимых государствах сохранились крупные латифундии. В заключении необходимо остановиться на незавершенности Войны за независимость в Латинской Америке. В политическом плане она закончилась компромиссом между еще слабой буржуазией и аграрной олигархией, что крайне затруднило проведение буржуазно-демократических преобразований.

Так же следует обратить внимание на отношение европейских держав и США к войне за независимость, и на то каких позиций в данной обстановке придерживалось правительство Александра I в России.

ТЕСТ

1.Приведенный перечень дат 1804, 1819, 1821, 1868 гг. – относятся к событиям:

а) Гражданская война в США

б) Национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки

в) Борьбы европейских стран с Наполеоном Бонапартом

г) Рабочего движения в странах Западной Европы

2. Освободительная борьба в Латинской Америке привела к:

а) уничтожению латифундий

б) быстрому завершению модернизации

в) развитию национального самосознания

г) установлению демократического строя

3. В результате образования независимых государств в Латинской Америке:

а) усиливается деятельность инквизиции

б) рабство распространяется на новые территории

в) создаются условия для развития капитализма

г) уничтожаются пережитки традиционного общества

4. Республиканский строй в середине XIX в. устанавливается во всех государствах во всех государствах Латинской Америки, кроме:

а) Венесуэле

Б) Бразилии

В) Перу

г) Боливии

5. Отличительной чертой развития стран Латинской Америки конца XIX – начала XX в. является:

а) застой в экономике

б) стабильность

в) социальная напряженность

г) экономическая изолированность

6. Для развития государств Латинской Америки в отличие от США характерно:

а) отсутствие гражданских войн

б) быстрое промышленное развитие

в) слабое влияние католицизма

г) частое установление диктаторских режимов

7. К началу XX в. государства Латинской Америки превращаются в:

а) аграрно-сырьевые придатки США

б) страны с высоким уровнем жизни

в) индивидуальные страны

г) колонии США и европейских стран

8. Причина медленных темпов модернизации стран Латинской Америки:

а) сохранение пережитков традиционализма

б) установление парламентского строя

в) освобождение негров-рабов

г) разрыв хозяйственных связей с Испанией и Португалией

Список источников и литературы

1. Адо А.В. Новая история стран Европы и Америки. - М.: Высшая школа, 1986. - 623с.

2. Альперович М.С. Завершение испанской колонизации Америки в XVIII в. // Новая и Новейшая история – 1993. – № 5. – С. 53-63.

3. Альперович М.С. Испанская Америка в борьбе за независимость. – М.: Высшая школа, 1971. – 184 с.

4. Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. Новая история стран Латинской Америки: Учебное пособие для студ. исторических ин-тов и пед. вузов. – М.: Высшая школа, 1970. – 384 с.

5. Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.): Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1991. – 288 с.

6. Байко П.Н. Латинская Америка, экспансия империализма и кризис капиталистического пути развития. – М.: Наука, 1973. – 213 с.

7. История Латинской Америки до Колумба эпоха – 70-е годы XIX в. / Под ред. Лаврова Н.М., Альперовича М.С. и др. – М.: Наука, 1991. – 520 с.

8. Краткая всемирная история: В 2 т. – Кн. 1 / Под ред. Манфреда А.З. – М.: Наука, 1967. – 588 с.

9. Новая история стран Европы и Америки: Первый период: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / Арш Г.Л., Бондарчук В.С., Гольман Л.И. и др.; Под ред. Адо А.В. – М.: Высшая школа, 1986. – 623 с.

10. Словарь американской истории с колониальных времен до Первой мировой войны / Под ред. Фурсенко А.А. – СПб., 1997. – С. 731.

11. Уразов Ф.Х., Чернецов Ю.А. Генералисиумы мира XVI–XX веков. Исторические портреты. – Уфа: Китап, 1993. –

С. 184–190.М.: Дрофа, 2008.

Наши рекомендации