Задания для самостоятельной работы. 1.Определите предпосылки войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке.
1.Определите предпосылки войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке.
2.Первыми вождями освободительной борьбы в Мексике были сельские священники Идальго и Морелос, тогда когда католическая церковь во главе с высшим духовенством активно поддерживала испанских колонизаторов, отлучала от церкви и предавала суду инквизиции священников, участвовавших в борьбе за независимость. Чем объясняется, что церковь поддерживала колониальные власти? Почему первыми вождями освободительной борьбы стали сельские священники?
3.Вожди восстаний в Мексике Идальго и Морелос издали указы о ликвидации рабства, расового неравенства, феодальных повинностей, о возращении индейцам земель, захваченных колонизаторами, об отмене многочисленных налогов, провозгласили независимость страны. Интересы каких классов и слоев населения, участвовавших в борьбе, удовлетворили эти указы?
4.До 1816 г. отдельные восстания в испанских колониях Латинской Америке терпели неудачу. В этом году Боливар обратился к населению Венесуэлы с воззванием о полной отмене рабства, а затем издал указ о конфискации имущества испанского короля и его сторонников, о наделении землей революционной армии. Чем объясняются успехи освободительной борьбы в Южной Америке после этих указов Боливара?
5.Между различными классами, участвовавшими в освободительной борьбе, существовали глубокие противоречия. Какие общие цели объединяли участников освободительной борьбы?
6.Найдите на карте крупнейшие центры и районы национально-освободительной борьбы; походы освободительных армий под руководством Боливара и Сан-Мартина; государства, образовавшиеся в результате освободительной борьбы и даты их основания.
7.Определите итоги и значение национально-освободительной войны в Латинской Америке, сделав записи в таблице.
1. Задачи, которые были разрешены в ходе войны
2. Задачи, которые не были разрешены в ходе войны
8. Война за независимость испанских колоний вызвала различное к себе отношение: Англия и США считали для себя выгодным отделение колоний от Испании, а страны, входившие в Священный Союз, в течение ряда лет разрабатывали планы вооруженной интервенции с целью восстановления испанского владычества в Латинской Америке.
9. Освободительное движение шло под сильными демократическими лозунгами. Однако, его победа вовсе не обозначала торжество демократических принципов. Как вы думаете почему?
10. За какие заслуги Идальго и Морелос считаются народными героями Мексики, а Боливар заслужил почетное звание «Освободитель»?
11.Заполните таблицу.
Годы
Основные события
Результаты
12.Покажите не карте государства, образовавшиеся в результате освободительной борьбы народов Латинской Америке.
13. Разгадайте кроссворд
Кроссворд «Страны Латинской Америки: борьба за независимость»
1. Один из вождей борьбы за освобождение Мексики.
2. Потомок европейцев, родившийся в Латинской Америке.
3. Вождь, диктатор.
4. Крупный землевладелец.
5. Страна Латинской Америки с наиболее высоким уровнем развития капитализма.
6. Родовая община, тесная группа единомышленников.
7. Пастух.
8. Человек, подчинённый вождю.
9. Вождь борьбы за освобождение Венесуэлы.
Контрольные вопросы
1. Каковы итоги национально-освободительных войн в Латинской Америке?
2. Как Англия и США использовали в своих интересах освобождение стран Латинской Америки от колониальной зависимости?
3. Какие противоречия существовали между участниками освободительного движения? Как они повлияли на ход борьбы с испанскими колонизаторами?
Методические рекомендации
В конце XVIII – начале XIX вв. сложились условия для подъема освободительного движения в Латинской Америке. В 1791-1803 гг. произошла революция негров-рабов на острове Гаити, выдающимся деятелем которой стал Туссен Лувертюр. В результате этой революции во французской колонии была провозглашена независимость, отменено рабство, установлено равноправие граждан. Новое государство приняло название Гаити.
Кризис испанской колониальной системы начавшийся в последней четверти XVIII в., еще более обострился к началу XIX в. и перерос в Войну за независимость. Студент должен отметить основные предпосылки Войны за независимость в испанских колониях. Следует особо выделить деятельность Франсиско Миранды – одного из руководителей освободительного движения в Венесуэле.
Перейдя к изучению Войны за независимость, надо выделить ее основные этапы и особенности.
Уместно уделить внимание итогам освободительной борьбы. На месте прежних испанских владений на континенте были созданы независимые республики: Мексика, Соединенные Штаты Центральной Америки, Великая Колумбия, Боливия, Аргентина, Парагвай, Перу, Чили. В ходе Войны за независимость были ликвидированы многие препятствия на пути капиталистического развития. Студент должен показать отмену сословного и расового неравенства, запрещение деятельности инквизиции, установление республиканского строя.
В выводах следует указать, что Война за независимость не привела к решению аграрного вопроса. Во всех независимых государствах сохранились крупные латифундии. В заключении необходимо остановиться на незавершенности Войны за независимость в Латинской Америке. В политическом плане она закончилась компромиссом между еще слабой буржуазией и аграрной олигархией, что крайне затруднило проведение буржуазно-демократических преобразований.
Так же следует обратить внимание на отношение европейских держав и США к войне за независимость, и на то каких позиций в данной обстановке придерживалось правительство Александра I в России.
ТЕСТ
1.Приведенный перечень дат 1804, 1819, 1821, 1868 гг. – относятся к событиям:
а) Гражданская война в США
б) Национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки
в) Борьбы европейских стран с Наполеоном Бонапартом
г) Рабочего движения в странах Западной Европы
2. Освободительная борьба в Латинской Америке привела к:
а) уничтожению латифундий
б) быстрому завершению модернизации
в) развитию национального самосознания
г) установлению демократического строя
3. В результате образования независимых государств в Латинской Америке:
а) усиливается деятельность инквизиции
б) рабство распространяется на новые территории
в) создаются условия для развития капитализма
г) уничтожаются пережитки традиционного общества
4. Республиканский строй в середине XIX в. устанавливается во всех государствах во всех государствах Латинской Америки, кроме:
а) Венесуэле
Б) Бразилии
В) Перу
г) Боливии
5. Отличительной чертой развития стран Латинской Америки конца XIX – начала XX в. является:
а) застой в экономике
б) стабильность
в) социальная напряженность
г) экономическая изолированность
6. Для развития государств Латинской Америки в отличие от США характерно:
а) отсутствие гражданских войн
б) быстрое промышленное развитие
в) слабое влияние католицизма
г) частое установление диктаторских режимов
7. К началу XX в. государства Латинской Америки превращаются в:
а) аграрно-сырьевые придатки США
б) страны с высоким уровнем жизни
в) индивидуальные страны
г) колонии США и европейских стран
8. Причина медленных темпов модернизации стран Латинской Америки:
а) сохранение пережитков традиционализма
б) установление парламентского строя
в) освобождение негров-рабов
г) разрыв хозяйственных связей с Испанией и Португалией
Список источников и литературы
1. Адо А.В. Новая история стран Европы и Америки. - М.: Высшая школа, 1986. - 623с.
2. Альперович М.С. Завершение испанской колонизации Америки в XVIII в. // Новая и Новейшая история – 1993. – № 5. – С. 53-63.
3. Альперович М.С. Испанская Америка в борьбе за независимость. – М.: Высшая школа, 1971. – 184 с.
4. Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. Новая история стран Латинской Америки: Учебное пособие для студ. исторических ин-тов и пед. вузов. – М.: Высшая школа, 1970. – 384 с.
5. Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.): Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1991. – 288 с.
6. Байко П.Н. Латинская Америка, экспансия империализма и кризис капиталистического пути развития. – М.: Наука, 1973. – 213 с.
7. История Латинской Америки до Колумба эпоха – 70-е годы XIX в. / Под ред. Лаврова Н.М., Альперовича М.С. и др. – М.: Наука, 1991. – 520 с.
8. Краткая всемирная история: В 2 т. – Кн. 1 / Под ред. Манфреда А.З. – М.: Наука, 1967. – 588 с.
9. Новая история стран Европы и Америки: Первый период: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / Арш Г.Л., Бондарчук В.С., Гольман Л.И. и др.; Под ред. Адо А.В. – М.: Высшая школа, 1986. – 623 с.
10. Словарь американской истории с колониальных времен до Первой мировой войны / Под ред. Фурсенко А.А. – СПб., 1997. – С. 731.
11. Уразов Ф.Х., Чернецов Ю.А. Генералисиумы мира XVI–XX веков. Исторические портреты. – Уфа: Китап, 1993. –
С. 184–190.М.: Дрофа, 2008.