Экономическое развитие СССР в 1930-е гг.
В 1931 г. Сталин в одном из своих выступлений сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за десять лет. Или мы сделаем это, или нас сомнут». В последующие годы советское руководство принимало крайне тяжелые решения, нередко стоившие населению СССР чудовищных жертв. Однако следует помнить, что вся политика СССР в 1930-е гг. строилась именно под знаком тезиса «надо успеть… иначе — сомнут». Свертывание НЭПа обернулось для Советского Союза кризисом снабжения. Уже на рубеже 1920—1930-х гг. в стране были введены карточки на право покупки тех или иных товаров. В 1930-х гг. в СССР были разработаны и последовательно выполнены два пятилетних плана развития экономики — «пятилетки», причем стержнем идеологии этих пятилеток была именно индустриализация, ради которой советским гражданам пришлось пойти на чудовищные жертвы.
20 Особенно тяжелый удар пришелся на деревню. Одним из следствий политики коллективизации стал чудовищный голод, охвативший в 1932 —1933 гг. значительные территории России, Украины и Казахстана, в ходе которого, по различным оценкам, погибло от 4 до 7 млн чел. Лишь в 1935 г. отмена карточной системы продемонстрировала минимальную стабилизацию в сельском хозяйстве. В связи с этим особую остроту приобретает вопрос о результатах индустриализации — ради чего советский народ перенес эти невыносимые страдания? Индустриализация в классическом понимании этого слова подразумевает создание экономики, в которой удельный вес индустриального производства превышает долю производства в аграрном секторе. Советское руководство рапортовало о преодолении этого рубежа, однако тут следует учесть несколько моментов. Во-первых, советская деревня в годы коллективизации понесла такой удар, что впору говорить не столько о росте индустриальной сферы, сколько о спаде в сфере аграрной. Во-вторых, в результате построения плановой экономики цены на товары и сырье стали назначаться директивно, а не складываться на рынке в результате соотношения спроса и предложения. Поэтому в ряде случаев сравнивать удельный вес секторов экономики, исходя из сопоставления цен текущих лет, попросту бессмысленно. Думается, что окончательно задачи индустриализации были решены в СССР уже в послевоенный период, а к началу 1940-х гг. советскую экономику было бы правильно называть аграрно-индустриальной.
21 С другой стороны, нельзя не отметить грандиозный рост промышленности. За 1928—1937 гг. объем промышленного производства утроился, при этом выпуск чугуна вырос за этот период на 439 %, стали — на 412 %, металлорежущих станков — на 2 425 %, автомобилей — на 25 000 %. Всего к 1941 г. в СССР было построено около 9 тыс. новых заводов и фабрик. В стране создавались не просто новые предприятия, а новые отрасли производства — алюминиевая, тракторостроительная, шарикоподшипниковая и другие. Вся эта масса индустриальных предприятий требовала все больше квалифицированных рабочих и инженеров, поэтому наряду с индустриализацией и коллективизацией третьим базовым элементом советской политики 1930-х гг. стала «культурная революция».
22 Это многогранное явление имело аспекты, относящиеся к новым веяниям в искусстве, к государственной политике по отношению к различным художественным течениям и ассоциациям, к религии, но, пожалуй, самым главным проявлением «культурной революции» стало резкое распространения образования. Огромное значение имела деятельность органов Комиссии по ликвидации безграмотности («Ликбез»). Если на 1920 г. грамотными были лишь около 40 % советских граждан, то к 1940 г. уровень грамотности составил уже около 90 %. Была создана обширная сеть средних школ. Синхронно велась работа по подготовке квалифицированных кадров — открывались новые ВУЗы, при высших учебных заведениях создавались «рабочие факультеты» («рабфаки»), призванные подготовить рабочую молодежь (как правило, не имеющую толковой подготовки) к обучению в высшей школе. В целом, к 1940 г. в
СССР удалось сформировать широкий слой «советской интеллигенции», лояльной по отношению к руководству страны, и обладающей достаточной квалификацией.