Месопотамия в первом тысячелетии до нашей эры.

Период характеризуется ослаблением Вавилона в первой трети первого тысячелетия до нашей эры.

К концу первого тысячелетия к Вавилону подходят племена амореев и халдеев (амореи с севера, халдеи с юга). В период с 11 по 9 века они пытаются создать собственное гос-во с центром в Вавилоне, но безрезультатно, они рассеиваются по Месопотамии.

В конце 9 века Ассирия объединила Северную Месопотамию.

В 9-7вв. происходит последний расцвет Ассирийской державы, она подчиняет всю Месопотамию. В Вавилоне частые восстания.

Вавилон копит злобу и готовит заговоры.

Халдейский Вавилон и Египет создают Антиассирийскую Коалицию.

В качестве третьей силы привлекаются мидийцы (индоевропейцы), «пушечное мясо»L

Начинается борьба с Ассирией.

В решающем СРАЖЕНИИ ПРИ НИНЕВИИ проигрывают Ассирийцы.

Ассирия перестаёт существовать. Вавилон претендует на её место.

7-6вв. – НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО. Вавилоняне-халдеи всюду распространяют свой культ (бог Мардук).

Навохудоносор№2 пошёл на Египет, но по пути уничтожил Иудейское царство, разрушил храм Яхве.

«Вавилонский плен»

Кир№2 – перс из рода Ахеменидов захватил власть в индоевропейском союзе. Война с Вавилоном.

6в. – Персия завоёвывает Вавилон.

Неск-ко месяцев осада Вавилона, которую закончил Камбиз.

В Персии смуты престолонаследия, после которых аристократы выдвинули Дария№1.

Египет и Вавилон становятся самыми богатыми краями в этот период.

Персия использует систему доносов и тотального шпионажа.

После 500г. Начинаются греко-персидские войны.

30. Периодизация истории Древней Индии.

История Южной Азии может быть разделена на следующие периоды:
1. Древнейшая цивилизация(Индская) датируется примерно XXIII-XVIIIвв. До н. э.(возникновение первых городов образование ранних гос-в.
2. Ко второй половине II тысячелетия до н.э. относится появление индоевропейских племён, так называемых Ариев. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э. именуется «ведийским» - по созданной в это время священной лит-ре вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII – IX вв. до н.э.) характеризуется расселением племён Ариев в Северной Индии, поздний – социальной и политической дифферинциацией, приведшей к образованию первых гос-в (VIII – VI вв. до н.э.), главным образом в долине Ганга.
3. «Буддийский период» (V - III вв. до н.э.) – время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально – экономической и политической истории он отмечен началом урбанизации и появлением крупных гос-в - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.
4. II в до н.э. – V в н. э. можно определить как «классическую эпоху», время становления наиболее характерных особенностей социально-политического строя и культуры Южной Азии.

31. Литература и религия Древней Индии.

Религия:

Ведизм
О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода — ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем « Ригведы» и других ведийских сборников (самхит). Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра — бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома — бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к
богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к
конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом
всего: богов, людей, земли, неба, солнца — было некое абстрактное божество
Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки — считалось божественным, чуть позже
появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа
святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны
были умереть.

Индуизм.
В индуизме на первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма — это
управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных
законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну —
это бог охранитель; Шиву — бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух
последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и
шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных
памятников индуистской мысли сложившейся в I в н. э. В ранних
индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом
из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала
излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ
Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление.
Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды — результат включения в
индуизм, буддистских представлений.
Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными
качествами — он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-
шаман. Что говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные
верования.
Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна-
социальная роль предопределена навсегда и менять ее грех. Особую силу
индуизм набрал в средние века став основной религией населения. «Книгой книг»
индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы « Махамхарата», в
центре которой — любовь к богу и через это — путь религиозному освобождению.

Буддизм.
Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он
достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени
появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо —
это факт.
Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении.

32. Периодизация истории Древнего Китая.

1. Династия Ся (23-18 века до н.э.) – мифологическая, о ней ничего неизвестно. Но был некий Юя который стал править Поднебесной, основав династию Ся.
2. Династия Шан-Инь (18-12 века до н.э.) – строго говоря не государство. Характерной чертой этого племени был полукочевой быт, земледелие. Культивирование риса, который потреблялся аристократией, а затем стал главным злаком всего Китая, оставаясь таковым и поныне. Также разводили коров, овец, собак и лошадей, которых использовали в упряжке – верховая езда еще не была развита. Производство крупных домов и храмов, металлургия, виноделие, шелководство. Объединились вокруг оракула Инь. Род – главная характеристика этого времени. Ван – правитель, наделенный большой, но все-таки не абсолютной властью (советуется в оракулом, приближенными и даже всем народом). Ваны делают на своих территориях что хотят. Гадания. Опирался на поддержку Верховного божества и покойных царственных предков.
3. Западная династия Чжоу (столица Фэн) (11-8 века до н.э.)
4. Восточное Чжоу (столица Лои) (7-3 века до н.э.)
5. Династия Цинь (3 век до н.э.)
Цинь Ши-хуанди оружием заставил признать себя правителем.

33. Религия Древнего Китая.

- Конфуцианство – (551-479 годы до н.э., период Чжоу), основал Конфуций. В это время тоже был придумал буддизм. «Цзунь-цзи» - учение благородного человека. Выступил против торговли и богатства. Человек морален и служит роду, выполняет свой долг. Истины (только к своему роду): гуманность, преданность, верность, уважение к старшим, соблюдение всех норм в роду. Каждый род обособлен, но государство тоже как целая семья. Критерием разделения общества на «верхи» и «низы» с точки зрения Конфуция, должны быть не знатность и богатство, а только знание заветов предков и личная добродетель. Строгое повиновение старшим, и этот принцип проводился по всей социальной вертикали , начиная с императора, и кончая отцом семейства.
Эпоха Хань (3-2 века до н.э.) взяла за основу конфуцианство, которое возникло в эпоху Восточного Чжоу (7-3 века до н.э.).
Главный принцип: провозглашение спокойной, упорядоченной жизни подданных, управляемой Сыном Неба (императора) на началах добродетели и справедливости.

- Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой, любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.
Легисты печально прославились тем, что, когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.
Основной вопрос разногласий между легистами: Нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми, или символическими?

- Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку.
Даосизм следует отличать от Учения о Дао - более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство. Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма. Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.
- Мои́зм (мо цзя) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы.
В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия.

34. Культура обществ Древнего Востока: общее и особенности

Первая модель культуры цивилизаций складывается в Месопотамии. Культуре Месопотамии предшествуют цивилизация Иерихона (6-е тысячелетие до н. э.), Точал-Киюка (6-5-е тысячелетия до н. э.). В 5-4-м тысячелетиях до н. э. возникает цивилизация в верхней Месопотамии. Первоначально государственность в этом районе возникает в предгорьях, и лишь позднее спускается в долины рек Тигра и Евфрата. В 4-3-м тысячелетиях до н. э. цивилизация охватывает и нижнее Двуречье - появляется Шумер.

На заливных землях в долине реки Евфрат земледельческие народы стали получать огромный по тем временам прибавочный продукт. Но необходимость его сохранения и распределения, а также организации общинных совместных работ по регулированию водных потоков, созданию ирригационных сооружений, очень рано привела к созданию государства. Это государство включало в себя и город, и прилегающую территорию. Его было предложено называть номом, в отличие от полиса, государства-города. Номы в древнем Шумере располагались на реке или оросительном канале, а не на торговом пути, что свидетельствует о слабом развитии торговли.

Центром организации работ и хранения прибавочного продукта был храм. Храм был центром города, государства. Поэтому такое государство называют "храмовым". Правители "энси" - государства - называли себя не по названию территории, города, а по имени бога того или иного храма. Храмы были основными собственниками земли, жречество выполняло и светские функции - контроль и организация работ, и сакральные - проведение религиозных мероприятий. Жрецы храма были и правительственными чиновниками, и служащими городской администрации.

Боги - это хозяева территории, её хранители. Но они же - и персонифицированные силы природы, астральные тела, космические стихии. У каждого нома были свои боги. Между номами происходила борьба, победа нома приводила к победе бога-покровителя. Он занимал главенствующее место в пантеоне богов. Древневосточная религия - общинная. Здесь ещё не образовалось догм, они ещё не объединены в систему. Главное в такой религии - ритуал, обряд, культ, а не вера, чувство, мысленное обращение, любовь. Чувство веры, любви к богу появится позднее. К середине III тысячелетия до н. э. (XXIV в. до н. э.) происходит объединение номов в единое государство. Оно напоминало военный союз и оставалось непрочным. Древние шумеры говорили на неизвестном нам языке. Он не принадлежал к семитской группе языков. Но именно они изобретают письмо, сперва рисунчатое - пиктографию, потом слоговое - клинопись.

Шумер враждовал с Аккадским царством, которое образовано было семитскими племенами. Оно располагалось в среднем Двуречье. В результате длительной борьбы Шумер был завоёван и образовалось государство, объединившее среднее и нижнее Двуречье под властью Саргона Древнего. В XXII в. до н. э. царство Саргонидов распадается под давлением племён Загроса, а в XXI веке - образуется вновь централизованное государство "Ур халдейский", откуда происходит Авраам. От династии Ура остались сотни тысяч глиняных табличек-документов, огромные зиккураты - храмовые комплексы - украшали города, сложилась строгая система отчётности, за которой следила бюрократия. Все подданные царя именовались рабами. Сохранился отчёт - табличка пастуха, в которой он сообщает, где пас скот. Есть табличка о списании двух голубей на царскую кухню. Но всё это прошло. Создаётся новое государство - Вавилон. История продолжалась.Вторая модель культуры цивилизации складывается в Древнем Египте, в долине Нила. По языку население Древнего Египта принадлежит к семито-хамитской группе, то есть находится в родстве с древнееврейским, арамейским, аккадским языками, но есть определённое родство и с берберо-ливийскими, кумитскими, гадскими языками. На территории Египта археологами найдены следы культур палеолита, но связать их с тем или иным этносом невозможно. Очень рано в этом районе появляются изделия из меди - в V-IV тысячелетиях до н. э., но период систематического распространения бронзы начинается позднее - во II тысячелетии до н. э. и только среди элиты. Вплоть до Птолемеев земледельцы пользовались изделиями из камня. Отсюда известный консерватизм культуры. Ежегодные разливы Нила приносили богатые урожаи и без совершенствования орудий труда.

Становление цивилизации в Древнем Египте происходит в 4-3-м тысячелетиях до н. э., примерно в то же время, что и в Шумере. Первоначально в Египте насчитывалось до 40 номов - центров, по всей вероятности, племенных княжений. Границы номов были довольно устойчивы и сохранялись на всём протяжении истории. Вся территория делилась на две части: Верхний и Нижний Египет. Это членение также достаточно устойчивое. Фараон именовался "Владыкой" "обеих земель". Первоначально шло образование номов, затем номы объединились в два царства, а затем уже произошло объединение царств, земель в единое государство. Государству принадлежит ведущая роль в объединении страны. Фараон соединил в себе функции "царя" - главы исполнительной и судебной власти, "вождя" - предводителя на войне, и верховного жреца, исполняющего религиозные функции. Главным культом, отражающим идею единства государства, был культ фараона. Фараон - живой бог на земле. С деятельностью фараона, его здоровьем связывалось благополучие страны, урожайность полей. Очень долго существовал обряд хепсет. Он представлял собой ритуальный бег фараона, во время которого правитель демонстрировал свои силы, здоровье и как бы возрождался заново - обновлялся. Ритуал имел религиозное значение, поскольку символизировал высокую урожайность полей. По приказу фараона разливался Нил. Всё население Древнего Египта именовалось "рабами" фараона, хотя были и свободные общинники, ремесленники и т. д. Но они обязаны были отработать определённое количество времени на государство. Здесь очень быстро государственно-храмовый сектор поглотил, подчинил себе общинно-частный.

Третья модель культуры цивилизации - хетто-ахейская. Она возникает позднее, уже после сложения месопотамской и египетской и в иных географических, климатических условиях. Здесь государственно-храмовый сектор не составляет единого целого. Государственно-храмовый комплекс не концентрирует в своих руках основную массу прибавочного продукта, он остаётся в руках общинно-частного сектора, мы бы сказали "гражданского общества". В результате для этой модели культуры не характерна неограниченная власть царя. У хеттов царская власть была ограничена советом знати, в трире господствовала олигархия. Государства этой модели имели характер военных союзов, а не унитарных государств. По этой модели развивалась культура Ахейская, Хеттская, Миттанийская, Египетская империя в Сирии времён Нового царства и др.

Одним из случаев такого варианта развития культуры и цивилизации является античная культура. В этом случае возникает особый вариант общинно-частного сектора - полисная собственность, в то время как государственная собственность получает слабое развитие.

В дальнейшем речь пойдёт о первых двух моделях культуры древних цивилизаций Востока, ибо именно они определили специфику его развития на долгие годы.

Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение"; "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое.

Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

Наши рекомендации