Культура западной европы в 12-13 вв
Культура западноевропейского средневековья охватывает более чем двенадцативековой отрезок трудного, чрезвычайно сложного пути, пройденного народами этого региона. В эту эпоху были существенно раздвинуты горизонты европейской культуры, сформировалось историко-культурное единство Европы при всей неоднородности процессов в отдельных ее частях, образовались жизнеспособные нации и государства, сложились современные европейские языки, были созданы произведения, обогатившие историю мировой культуры, достигнуты значительные научные и технические успехи. Культура средневековья — неотторжимая и закономерная часть общемирового культурного развития, обладающая в то же время своим глубоко самобытным содержанием и оригинальным обликом.
Мировоззрение. Теология, схоластика, мистика.Христианство являлось идейным стержнем культуры и всей духовной жизни средних веков. Средневековая философия, как и вся культура феодальной Западной Европы, еще с первых этапов своего развития обнаруживает тяготение к универсализму.XII столетие - век «средневекового гуманизма», которому характерны: рост интереса к античному наследию, упрочение рационализма, возникновение европейской светской литературы, индивидуализация веры, зарождение особой культуры городов.В XII в. сопротивление авторитету церкви оказал Петр Абеляр (1079—1142 гг.), которого современники называли «самым блестящим умом своего века». Он рационализировал отношение веры и разума, поставив обязательным предварительным условием веры понимание. В своем сочинении «Да и нет» Абеляр развил методы диалектики, чем значительно продвинул схоластику вперед, был сторонником концептуализма. Противником Абеляра был Бернард Клервоский - один из наиболее ярких представителей средневековой мистики. Сущность столкновения между Абеляром и Бернардом Клервоским в том, что Абеляр воплощал в себе оппозицию авторитету церкви, а Бернард выступал как ее защитник и крупнейший деятель, как апологет церковной организации и дисциплины. Получил широкое распространение мистицизм: экзальтированное тяготение к Богу-искупителю, пределом мистической медитации было слияние человека с творцом. В философии нарастание интереса к греко-римскому наследию выражается в более углубленном изучении древних мыслителей. На латинский язык переводятся сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея, Гиппократа, Галена. Ассимилировать аристотелевское учение начал Альберт Великий, а синтез аристотелизма и католической теологии попытался осуществить его ученик Фома Аквинский (1125/26—1274), чья деятельность стала вершиной и итогом теолого-рационалистических поисков зрелой схоластики. Учение Фомы сначала было встречено церковью довольно настороженно. Но с конца XIII в. фомизмстановится официальной доктриной католической церкви. Идейными противниками Фомы Аквинского были аверроисты —они требовали освобождения философии от вмешательства теологии и догмы, настаивали на отделении разума от веры (представление о едином универсальном разуме, общем всему человеческому роду).
Образование. Школы и университеты. Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств: грамматика, диалектика, основы философии и логики, риторика, арифметика, музыка, геометрия и астрономия. С XI в. начинается устойчивый подъем средневековых школ (монастырские, кафедральные (при городских соборах), приходские) и светских, городских, а также гильдейских и муниципальных школ, не подвластные юрисдикции церкви. В XII—XIII вв. кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем в университеты. В XIII в. такие высшие школы существовали в Болонье, Монпелье, Палермо, Париже, Оксфорде, Салерно и других городах. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Университет подразделялся на факультеты. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был артистический, на котором в полном объеме изучались «семь свободных искусств», затем шли юридический, медицинский, богословский (последний существовал не во всех университетах).
С XII в. книга становится более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII—XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.
Знания о природе. В XII в. определенный прогресс наметился в области механики и математики.
В XIII в. оксфордский профессор Роджер Бэкон пришел к исследованию природы. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике, химии. За ним укрепилась репутация мага и волшебника. Продолжателями его дела стали Уильям Оккам и его ученики Николай Отрекур, Буридан и Николай Орезмский (Орем), которые немало сделали для дальнейшего развития физики, механики, астрономии. Так, Орем, например, приблизился к открытию закона падения тел, развил учение о суточном вращении земли, обосновал идею применения координат. Николай Отрекур был близок к атомизму. Под покровительством сицилийских государей расцвела медицинская школа в Салерно, из которой вышел знаменитый «Салернский кодекс» Арнольда да Вилланова. В нем давались разнообразные наставления по поддержанию здоровья, описания лечебных свойств различных растений, ядов и противоядий и т.п. Значительно обогатились географические знания европейцев. Еще в XIII в. братья Вивальди из Генуи попытались обогнуть Западноафриканское побережье. Венецианец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию, описав его в своей «Книге», которая разошлась в Европе во множестве списков на различных языках.
Место истории в средневековом миросозерцании.История не рассматривалась как наука или как занимательное чтение; она была существенной частью миросозерцания. Различного рода «истории», хроники, летописи, биографии королей, описания их деяний и прочие исторические сочинения были излюбленными жанрами средневековой словесности. Сама история представлялась как путь спасения человечества Богом. История была средством самопознания общества и гарантом его мировоззренчески-социальной стабильности, (хроники Отгона Фрейзингенского, Гвиберта Ножанского, «Хеймскрингла» («Круг земной») исландца Снорри Стурлусона, посвященная истории Норвегии). В XIII в. в средневековой историографии возникли новые тенденции, связанные с развитием городов («Хроника» францисканца Салимбене).
Героический эпос. В западноевропейском эпосе можно выделить два слоя: исторический (героические сказания, имеющие реальную историческую основу) и сказочный, более близкий к фольклору. Связанный с определенным типом исторического осмысления мира героический эпос средневековья был средством ритуально-символического отражения и переживания действительности,.
Рыцарская культура.Своими корнями идеология рыцарства уходит в глубины самосознания варварских народов и в развитую христианством концепцию служения, вначале толковавшегося как чисто религиозное, но в средние века приобретшего намного более широкое значение и распространившегося на область чисто светских отношений, вплоть до служения даме сердца.
Рыцарский кодекс требовал от того, кто должен ему следовать, множества достоинств, ибо рыцарь, по выражению Раймонда Луллия, автора известного наставления, — это тот, кто «благородно поступает и ведет благородный образ жизни». С рыцарством связано возникновение куртуазной культуры, особого стиля поведения, быта, выражения чувств. Культ дамы стал важнейшим элементом куртуазности. Избраннице сердца поклонялись как богине, ее воспевали в прекрасных стихах, в ее честь совершали рыцарские подвиги. Рыцарские турниры, имитировавшие настоящие сражения, приобрели особую пышность в XIII—XIV вв., когда на них собирался цвет рыцарства из разных уголков Европы. В конце XI в. в Провансе появляются трубадуры — поэты-рыцари. Они не только слагали стихи, главным образом о любви, но и распевали их нередко в музыкальном сопровождении(Гильём IX, Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борней-ля). Трубадуры-женщины — Беатрис де Диа, Мария Шампанская. Рыцарская литература была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала (кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, история Тристана и Изольды, поэт XII в. Кретьен де Труа)
Городская культура. Возрастал спрос на «массовую» литературу, которой в то время были жития святых, рассказы о видениях и чудесах. По сравнению с ранним средневековьем они психологизировались, в них усиливались художественные элементы. Излюбленной «народной книгой» стала составленная в XIII в. «Золотая легенда» епископа Генуи Иакова Ворагинского, к сюжетам которой европейская литература обращалась вплоть до XX в. Популярными жанрами городской литературы становятся стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио во Франции, шванки в Германии). Складывался городской сатирический эпос («Роман о Лисе», «Роман о Розе», писавшийся последовательно двумя авторами — Гильомом де Лоррисом и Жаном де Меном).
Венчает средневековье и в то же время высится у истоков Возрождения величественная фигура итальянского поэта и мыслителя, флорентийца Данте Алигьери (1265—1321). «Божественная комедия» — грандиозная картина мироздания, природы, бытия общества и человека.
Средневековая ментальность и народная культура. Христианство лежало в основе мироощущения, массовых представлений средневековья, но не поглощало их целиком. Сознание той эпохи в его элитарных и низовых формах равно исходило из констатации дуализма мира. К этому дуализму восходили универсализм, символизм и аллегоризм, бывшие неотъемлемыми чертами средневекового миросозерцания и культуры. Средневековое сознание стремится более к синтезу, чем к анализу. Его идеал — целостность. Иным, чем в современную эпоху, было и представление о времени, где временные ориентиры были расплывчаты, необязательны. Показательно, что история человечества имела те же возрасты, что и жизнь отдельного человека: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. В средние века восприятие человеческих возрастов было иным: человек, перешагнувший рубеж сорокалетия, считался стариком. Детализированный этикет — тоже порождение средневековой культуры.
Художественный идеал. Новый этап в развитии средневекового искусства и архитектуры знаменовало возникновение в середине XII в. готики. В отличие от романского, готический собор необозрим, часто асимметричен, устремлен ввысь. Его стены становятся ажурными, легкими, с высокими узкими окнами, украшенными цветными витражами. Каждый портал имеет особое оформление. Соборы символизировали не только могущество церкви, но и силу и вольность городов. Эти грандиозные сооружения возводились десятки, а нередко и сотни лет. Отличаясь большим единством, готический стиль, однако имел свои особенности в различных странах. Франция была страной классической готики (собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Лане, Сансе и др.).