Критерии выделения целевых групп
В определении целевых групп наблюдались значительные расхождения между западной и советской социальной политикой. Советское общество отличалось относительным равенством социального положения различных слоёв и групп населения по сравнению с западными странами.
Если на Западе главным фактором социального неблагополучия служили и служат низкие доходы, а за деньги в рыночной экономике можно приобрести любые пользующиеся спросом материальные блага и услуги, то в СССР социальным рискам были подвержены отдельные категории граждан из-за своего профессионального, семейного, физического или психологического статуса. Например, фактором неблагополучия становилась многодетность, неполная семья, алкоголизм, инвалидность и т.д. В западноевропейских странах мать-одиночка или бывший заключённый могут быть миллионерами, и в этом случае они не имеют права на социальную помощь, так как могут помочь себе самостоятельно. Таким образом, в развитых странах с рыночной экономикой во второй половине ХХ в. сложилась система социальной поддержки населения по доходам, а в СССР – по категориям.
В постсоветский период в России сохранился «категориальный» подход в социальной политике, несмотря на рыночные реформы. Переход к ориентации на доходы, как главному критерию для социальной поддержки, наталкивается на ряд трудностей, главные из которых:
1) высокий уровень теневых доходов и ненадёжность статистики доходов населения;
2) значительное социально-экономическое разнообразие регионов, в том числе и в уровне доходов населения, исключает возможность выработать единые федеральные стандарты социального обеспечения по доходам;
3) значительным фактором бедности и социального неблагополучия по-прежнему остаётся численность детей и других нетрудоспособных членов семьи в домохозяйстве, утрата трудоспособности и другие факторы, связанные с неимущественными характеристиками социальной группы;
4) любые социальные реформы в 90-х гг. могли спровоцировать политический кризис, и правящая политико-административная элита, которая опасалась реставрации коммунистического режима, попросту предпочитала не касаться особо чувствительных социальных проблем.
Тем не менее, подушевые доходы домохозяйств на региональном уровне в России становятся важным критерием для оказания социальной поддержки. Для некоторых категорий граждан вводится дополнительное определение «малоимущий» как основание для выделения социальной помощи. Понятие малоимущий подразумевает уровень подушевых доходов ниже прожиточного минимума, который рассчитывается как текущая стоимость потребительской корзины.
Внедрение показателя подушевых доходов как основного критерия для оказания социальной поддержки может значительно упростить систему социальной помощи и социального обеспечения, снизить коррупциогенность и повысить эффективность социальной политики, так как позволит перейти к компенсации расходов конечного бенефициария, а не промежуточных коррумпированных структур в социальной сфере.
Вместе с тем, абсолютизация такого подхода таит в себе значительные социальные риски. Отдельные категории как целевые группы социальной поддержки должны сохраняться ещё длительное время. Например, численность детей в семье как критерий социальной поддержки должна соблюдаться вне зависимости от уровня доходов домохозяйств. Такая необходимость вызвана как приоритетностью решения демографических проблем в России, так и «недружелюбностью» социальной инфраструктуры по отношению к детям и семьям с детьми. Понятие «недружелюбность» включает в себя отсутствие развитой системы семейных и детских скидок на товары и услуги, как в государственном, так и в частном секторе, ориентацию учреждений, организующих досуг, на одиноких совершеннолетних граждан при игнорировании потребностей в досуге и развлечениях для детей и семей с детьми, нехватку детских и семейных кафе, ресторанов, кинотеатров, спортивных площадок, баз отдыха, развлекательных центров и т.д.
Дети обременяют родителей в путешествиях и туризме, трудовой и иной социальной деятельности. Трудовое законодательство и политика работодателей не учитывает особые потребности родителей и не рассматривает их как особую категорию работников, в отличие от большинства развитых европейских стран. Таким образом, рождение детей не только становится фактором бедности для определённых слоёв российского населения, но и фактором социального неблагополучия, напрямую не связанного с уровнем доходов.