Лекция 6. Политический менеджмент
Раздел VI.
1. Политический менеджмент: понятие, место в структуре политического управления
2. Структура политического менеджмента.
3. Предпосылки и история становления политического менеджмента.
4. Отдельные виды политического менеджмента. Политический имиджмейкинг и политический брендинг.
1. Политический менеджмент: понятие, место в структуре политического управления
В предыдущих лекциях курса мы установили, что структура политического управления включает в себя три взаимодополняющих элемента:
1. Управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или его отдельными группами, с другой (государственное управление).
2. Управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочивания их деятельности, повышения эффективности работы.
3. Управленческие отношения, в которых субъект не может опереться на право легитимного насилия и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей (политический менеджмент).
Сущность политического менеджмента (ПМ) и его отличия от других видов политического управления зафиксированы в определении, предложенным ведущим специалистом по этой проблеме Г.В. Пушкаревой:
«Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии» [6].
Особенность технологий политического менеджмента:
Политические технологии как конкретные приемы политического менеджмента направлены на побуждение людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта при одновременном поддержании у них ощущения свободы выбора. В той степени, в которой эта задача реализуется, политические технологии можно считать результативными.
Иную версию определения политического менеджмента предлагают И.В. Тихомирова и В.Б. Тихомиров (Менеджмент политический // Политическая энциклопедия: В 2 т.):
«Менеджмент политический – управление политическими событиями, ориентированное на реализацию определенных политических интересов тех или иных участников этих событий. События рассматриваются как результаты политической деятельности, ее продукты» [7].