Государственный механизм в соответствии с Основными законами в редакции 23 апреля 1906 г

Царю принадлежала законодательная власть, вся полнота исполнительной власти, он назначал правительство, менял его, царь имел право в любом месте, где он находится, брать на себя полномочия любого органа; он также оставался верховным главнокомандующим и стоял во главе суда, то есть все приговоры шли от его имени.

Дума и государственный совет делили с императором только законодательную власть, за исключением права думы на запрос в правительство на который последнее обязано было ответить.

Закон выйдя из думы направлялся в совет, где либо полностью отклонялся либо принимался (причем дума не могла обойти вето совета), далее законопроект шел на утверждение императору, который также обладал правом полного вето без возможности обхода. В период роспуска думы или думских каникул царь обладал возможностью издавать чрезвычайные указы (которые в последствии дума должна была принять или отклонить, тогда указ прекращал свое действие), но эти указы не могли менять основных законов.

Переворот 3 июня 1907 года. Это был переворот в представительной власти. Царь распустил думу и решил поменять основные законы и внес из: представительство от курий было изменено для рабочих и городских жителей, многие районы

98

Основные государственные законы Российской империи 1906 г.: правовой статус императора, высших органов государственной власти и управления. Обязанности и права подданных.

Манифест 1905 г. был издан императором НикII 17 окт 1905 под давлением народного волнения: политичес­кой забастовки и вооруженных восстаний в М. и в других городах. Этот манифест удовлетворил часть бастующих - это был шаг к переходу к ограниченной кон­ституционной монархии. Основные положения М-та:закрепление свободы совести, слова, собраний и сходов; привлечение к выборам широких слоев населения; порядок утверждения Гос.Думой всех издаваемых законов. => буржуазия не возглавила рев-ую борьбу за буржуазно-демократические преобразования, но стремилась к дальнейшему развитию революции. Появились Советы рабочих депута­тов - ста­чечные комитеты, и превратились в органы полит. борьбы. Принципы их организации и деятельности:представительный характер; демократические выборы тайного или от­крытого голосования; в них входили женщины; формировались исполнительные ко­митеты; отчетность депутатов перед избирателями; возможность замены депутатов; Советы имели право: формировать дружины, милицию, открывали и за­хватывали типографии, распространяли революционные идеи, вводя свободу печати. Основные гос-ые законы были подписа­ны Николаем II. Их содержание: самодержавная власть и управления принадлежит императору; законодательная - императору, Думе и Совету; Основные гос. законы запре­щали царю единолично изменять избирательное право, но Николай II нарушил это положение и при­нял закон, который ограничил избирательные пра­ва трудящихся, нерусских народов.

99

Изменения в государственной системе и законодательная политика Временного правительства (февраль - октябрь 1917 г.).

ГД сформировала Временный комитет, Врем, прав-во (полит. амнистия, права и свободы граждан, равноправие солдат и граждан). При МЮ создана Чрезв. следственная комиссия по расследованию деят-сти бывших мин-ов. Образованы органы: Эк-кое совещание, Юр. сов. В авг. в М. создано Гос.совещание. Врем, прав-во стало искать поддержки среди социалистов. Создан орган контроля над прав-вом -Временный Совет республики.Весной 17г прав-во принимает ряд актов, расширяющих дем. права и свободы. Демократизация полит. жизни, март-постановление О кооперативных товариществах и из союзах. Апрель-положение О рег-ции товариществ, О рабочих комитетах, О печати. После восстания -О наказаниях за публичные призывы. Прав-во запрещает аресты без суда. Март-отмена смерт. Казни. учреждение общегос-ного продовольственного комитета. Образование временного комитета по делам о частных ж/д Май - 1)Совет по вопросам развития произ-ных сил страны 2)3аготовительный комитет -содействие развитию пром-сти. В положении О судах по адм-ным делам: судья наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров прав-ва. Сент-окт. -проект Об орг-ции Исп. Власти . Учр. Собрание -избрать временного Президента республики, который наделялся зак. инициативой. Окт - рев-ция разрушила действующую систему власти, управления и суда.

Наши рекомендации