Политический режим
1) форма правления (отвечает на вопрос, кто правит, кому принадлежит власть; видовое понятие) ‑ это элемент устройства государства, который характеризует порядок формирования высших органов государственной власти, распределения полномочий между ними, их взаимоотношения с населением.
По форме правления различают:
ü монархию абсолютную (монарх обладает всей полнотой власти) и ограниченную (власть монарха ограничена каким-либо лицом или выборным органом):
ü сословно-представительную (ограничение власти сословий), дуалистическую (формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом),
ü парламентарную (власть короля ограничена парламентом), конституционную (полномочия монарха ограничены Конституцией),
ü республику аристократическую (участие в формировании высших органов управления принимает меньшинство),
ü демократическую (весь народ принимает участие),
ü парламентарную (высший орган исполнительной власти и высшие должностные лица назначаются парламентом; как высший орган законодательной власти),
ü президентскую (высший орган исполнительной власти формируется президентом высшие должностные лица формируются народом).
2) форма государственного устройства (отвечает на вопрос, где сосредоточена власть) ‑ это элемент формы государства, который характеризует внутреннее территориальное устройство государства, разграничение власти между центром и местами.
По форме государственного устройства различают:
· унитарные государства (простые по составу, имеют единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения),
· федеративные государства (сложные образования, имеющие в своем составе административно-территориальные или национальные образования - члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности или даже суверенитетом),
· империи (сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств с мощным деспотическим государством),
· конфедерации (союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач),
· содружества (организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности),
· сообщества (в основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор).
3) политический режим (отвечает на вопрос, кто отправляет власть, в чьих она интересах) ‑ это совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть.
Политический режим бывает:
· антидемократическим: власть отправляется грубыми насильственными методами, часто неэкономическими принципами (деспотическим, тираническим, олигархическим, аристократическим, авторитарным, тоталитарным);
· демократическим: государственная власть действует в интересах общества в целом (социально-демократическим, либерально-демократическим).
С категорией «форма государства» тесно связаны проблемы эффективности реализации государственной власти, состояния законности и правопорядка, и т. д., в чём выражается практическая значимость рассматриваемой категории.
Форма правления: понятие, виды.Особое место среди элементов формы государства принадлежит форме правления.
Форма правления представляет собой организацию государственной власти, характеризующую порядок образования государственных органов, распределение полномочий между ними, государственного управления и функционирования.
Еще Аристотель проводил классификацию государств в зависимости от способа организации государственной власти (формы правления). Он выделил монархию, республику и деспотию, а также соответствующие им разновидности: демократию (власть народа), аристократию (власть элиты), олигархию (власть немногих), охлократию (власть толпы), и т.д.
Современная юридическая наука выделяет два основных способа организации государственной власти, т.е. две формы правления: монархию и республик.
Кроме того, в зависимости от формы правления отдельными авторами проводятся и другие классификации государств[5].
По способу участия населения в принятии законов различаются:
1) формы правления с непосредственным участием населения в принятии законов;
2) формы правления, характеризующиеся наличием выборных представительных органов власти;
3) формы правления, для которых не характерно участие населения в законотворческом процессе.
По объему полномочий представительного законодательного органа существуют:
1) парламентские формы правления (парламентарная монархия, парламентарная республика);
2) формы правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или вообще отсутствует.
Однако двумя основными формами правления являются монархии и республики.
Монархия(гр. monarchia — единовластие) — такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и, как правило, передаётся по наследству.
Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс.
Признаки монархии:
— монарх — человек, управляющий государством;
— монарх занимает свое место по династическому признаку;
— полнота власти монарха.
Юридические признаки монархии:
— суверенитет исходит от монарха;
— монарх — глава государства;
— срок полномочий монарха неограничен;
— он не несет юридической ответственности за свои деяния;
— легитимизация узаконенной власти; обоснование законности власти. Легитимизация происходит путем династического механизма замещения.
Социально-психологические признаки:
1) сакрализация (обожествление власти монарха, например, Древний Египет);
2) патернализм (монарх уподобляется отцу в семье, например, тоталитарное государство);
3) поддержание консерватизма в обществе (не дает развиваться, поддерживает устойчивость).
В зависимости от того, ограничена ли власть монарха представительным органом или нет монархии подразделяются на:
- абсолютные (неограниченные);