Развитие городов Беларуси. Организация ремесла, торговли
Одной из ярких особенностей экономического развития Беларуси XVI – пер. пол. XVII вв. стала урбанизация. Развитие городов заметно изменило жизнь и социальную структуру феодального общества Беларуси. Если среди 40 с лишним городов, упомянутых в источниках до XVI в., только 5-6 можно отнести к городам, которые являлись центрами ремесленничества и торговли, то на протяжении XVI – пер. пол. XVII вв. их стало 37, а всех городских поселений – более 350. Наиболее крупными были Брест, Пинск, Слуцк, Полоцк, Витебск и Могилев (10 и более тысяч жителей). До Ливонской войны самым крупным в современных границах Беларуси был Полоцк. После разрушения Полоцка в годы войны вторым после столицы ВКЛ стал Могилев. Большинство городов имело несколько тысяч человек, а местечки – 1,5–2 тыс.
Следует обратить внимание на то, что Статут 1588 г. разрешил шляхте основывать местечки на собственных землях, и она начала успешно использовать эту возможность. Большой удельный вес частновладельческих городов – одна из особенностей Беларуси. Магнатским родам, прежде всего Радзивиллам, Сапегам, Ходкевичам и др., принадлежало примерно 40 % городов в XVI–XVII вв.
Основой экономической жизни городов были ремесло и торговля. Многие города получили магдебургское право, которое содействовало развитию в них ремесла и торговли, давало независимость от королевских чиновников. В источниках того времени упоминается около 200 профессий и специальностей. Ремеслом занималось более 50 % населения.
Важнейшей чертой развития городского ремесла было то, что сохранялась достигнутая ранее товарность ремесленнического производства. Вторая важная черта – заметное увеличение ремесленников, которые не входили в цеховые организации. Они объединялись в братства, построенные по профессиональному признаку.
С ростом ремесел развивалась и торговая деятельность, в результате которой складывались элементы внутреннего рынка. Два-три раза в неделю во всех городах и местечках проводились торги. В крупных городах появляются лавки, в т. ч. и иноземных купцов. Вместе с внутренней расширялась и внешняя торговля. Торговые связи Беларуси были разнообразные, но наиболее прочные и продолжительные – с Россией, Польшей, Ригой, Левобережной Украиной, со странами Западной Европы. В начале XVII в. внешней торговлей занималось около 800 купцов из 30 городов Беларуси. В борьбе с самовольством феодалов с целью защиты своих торговых интересов в ряде городов (Могилев, Пинск и др.) создавались цехи купцов (гильдии), которые регулировали порядок купли и продажи товаров, отношения между купцами и другие дела.
Во вт. пол. XVII – пер. пол. XVIII вв. города и местечки Беларуси оказались в упадке, вызванном продолжительными войнами. Много городов и местечек было разрушено, особенно Брест, Пинск, Туров, Мозырь, Гомель, Бобруйск и др. Городское население в сер. XVII в. уменьшилось на 55 %.
С окончанием военных действий на территории Беларуси в городах началось постепенное восстановление хозяйственной жизни. Этот процесс проходил до вт. пол. XVIII в. путем возвращения городам традиционных для них функций центров ремесла, внутренней и внешней торговли. С возрождением ремесла возвращались и его организации – цеха. Вместе с тем усиливалось значение некоторых явлений, возникших в пер. пол. XVII в., возросла роль скупщика-посредника уже не только из купеческой среды, но и из числа разбогатевших мастеров, цехмистров. Развивалась внутренняя и внешняя торговля, а в месте с ними и торгово-денежные отношения. С целью наведения порядка в торговле в 1766 г. были введены единые для ВКЛ меры веса, объема и длины. Правительство Речи Посполитой ввело единую пошлину, обязательную для всех, в т. ч. и для шляхты и духовенства, которые раньше не платили, и отменило внутренние пошлины. Росту внутренних и внешних торговых связей способствовало строительство новых дорог и каналов. Через полесские болота прокладываются Пинско-Слонимский и Пинско-Волынский тракты. В 1784 г. было закончено на деньги гетмана М. Огинского строительство канала, соединяющего Щару с Ясельдой, а через них – Днепр с Неманом. Уже во время разделов Речи Посполитой был завершен Днепро-Бугский канал, соединяющий Пину с Муховцом – притоком Буга. В 1784 г. по этому пути в Варшаву и Гданьск пошел первый караван судов.
Следует заметить, что восстановление городов и местечек было неодинаковым. В результате этого значение ряда из них в кон. XVIII в. по сравнению с пер. пол. XVII в. намного изменилось. Так, в восточной части Беларуси заметно возросло значение Витебска, на западе и в центре – Минска, Гродно и Слонима. Намного ослабло значение таких городов, как Полоцк, Брест, Пинск, Новогрудок.
Наиболее крупными городами стали Могилев, Витебск, в каждом из которых к концу XVIII в. проживало уже более 10 тыс. человек. Более 5–6 тыс. жителей было в Гродно, Минске, Слуцке, Бешенковичах.
Хотя большинство городов Беларуси к концу XVIII в. вышло из состояния разорения и запустения, но общая численность их не достигла уровня пер. пол. XVII в.
Необходимо обратить особое внимание на такую новую черту экономической жизни, как возникновение промышленных предприятий мануфактурного типа. В этой связи следует заметить, что усиление монополии цехов на городских рынках обусловило размещение мануфактур в малых городах и местечках, входивших в магнатские владения. Наиболее крупными из них были стекольный завод в Налибоках, Слуцкая фабрика шелковых поясов, железоделательный завод в Вишневе и др. Особую группу представляли крупные вотчинные предприятия, созданные подскарбием ВКЛ Антонием Тызенгаузом в Гродненской и Брестской королевских экономиях. Он построил 21 крупное предприятие мануфактурного типа по производству златотканных, ковровых, шелковых, суконных изделий, столового белья, чулок, кружев, игральных карт и др. На предприятиях Тызенгауза работало 3 тыс. человек. Во второй половине XVIII в. мануфактуры в Беларуси получили довольно широкое распространение: на 53 мануфактурах работали несколько тысяч рабочих, преимущественно из крепостных крестьян. Это означало, что вотчинные мануфактуры обслуживались, как правило, крепостными крестьянами, но вместе с тем применялся и наемный труд. Почти все работники, наряду с продуктами питания, получали определенное денежное вознаграждение.
Восстанавливалась городская жизнь и в социально-политической сфере. Горожане добивались более решительных действий городского самоуправления – магистратов – в отстаивании сословных прав и привилегий. Когда же магистрату не удавалось законным порядком остановить самоуправство администрации, феодалов, духовенства, горожане свои права отстаивали с оружием в руках. Так было в Гродно в 1670 и 1726 гг., Минске в 1700 г., в Могилеве в 1733 г. В борьбе с магнатским самоуправством и феодальной анархией города, как правило, поддерживались центральными властями государства. В 1661 г. мещане Могилева, а несколько позже и Гродно, получили право избрания городских войтов. В 1764 г. сейм ликвидировал в городах судебную юрисдикцию шляхты и духовенства. Горожане, жившие в юридиках феодалов, стали подвластны магистратам.
Необходимо подчеркнуть, что в целом восстановительный процесс не вышел за рамки традиционных черт экономической и социально-политической жизни городов, которые сложились в XVI – пер. пол. XVII вв. К тому же далеко не все города к кон. XVIII в. достигли довоенного уровня.
Заканчивая рассмотрение вопросов, отражающих основные тенденции социально-экономического развития белорусских земель во вт. пол. XVI–XVIII вв., нужно отметить, что в XVIII в. в странах Западной Европы начинается новый этап развития форм производства, которые обусловили переход к индустриальному обществу. Для индустриальной цивилизации является характерным технологический способ производства, а также механизация и автоматизация промышленности. Индустриальная цивилизация ведет отсчет от промышленной революции, развернувшейся в 60-е гг. XVIII в. в Англии.
Важно подчеркнуть, что социально-экономические процессы в Западной Европе непосредственно влияли на экономическое положение ВКЛ. Это нашло свое отражение в значительном росте городов, жизнь в которых строилась по западноевропейскому примеру согласно магдебургскому праву. В белорусских городах ремесленники объединились по западному образцу в цеховые организации. Со временем (XVIII в.) начало появляться мануфактурное производство.
В то же время нужно отметить, что проникновение новых производственных отношений в экономику ВКЛ происходило с опазданием на 1,5–2 столетия. В промышленном развитии западноевропейские страны значительно опережали страны Восточной Европы, в т. ч. и ВКЛ. Так, когда в Западной Европе в кон. XV в. цеховая организация труда находилась в кризисном состоянии, то на наших территориях она только зарождалась и входила в силу. Когда в XVI в. в западноевропейских странах мануфактура начинает господствовать, а в кон. XVIII в. уже изживала себя, то на белорусских землях мануфактурное производство в XVIII в. только разворачивалось и т. д.
Различие основных тенденций социально-экономического развития ВКЛ и Западной Европы в XVI–XVIII вв. можно отразить следующей схемой:
|
|
|
|