Самостоятельная работа студента. Темы для докладов и сообщений
Темы для докладов и сообщений
1. Первая русская революция 1905–1907 гг.: итоги и значение.
2. Русско-японская война 1904-1905гг.
3. Россия в Первой мировой войне.
4. Государственные думы России 1905-1907 гг.
Работа со словарем
Буржуазия, пролетариат, Антанта, “зубатовщина”, империализм, Госдума, кадеты, эсеры, большевики, меньшевики, Советы, отруб, хутор, третьеиюньская монархия, распутинщина, “Вехи”, черносотенцы, октябристы, социализация земли, кооперация, муниципализация, конституционная монархия.
Выполните тесты
1 Россия в начале ХХ в. (до 1905 г.) была:
а) парламентской монархией
б) аристократической республикой
в) демократической республикой
г) диктатурой правящей дворянской верхушки
2 Стремление к решительным методам и действиям называется:
а) консерватизмом
б) либерализмом
в) радикализмом
3 Какая из Госдум просуществовала полный срок – 5 лет?
а) I
б) II
в) III
г) IV
4 Либеральной являлась партия:
а) большевиков
б) эсеров
в) кадетов
г) октябристов
д) черносотенцев
5 Среди положений Манифеста 17 октября 1905 года не было:
а) отмены сословий
б) объявления политических свобод
в) ликвидации самодержавия
г) ликвидации помещичьего землевладения
6 Председателем партии эсеров был:
а) П.Н. Милюков
б) В.И. Ленин
в) А.И. Гучков
г) М.В. Родзянко
д) А. Чернов
7 «Главная причина неустройства сельского хозяйства», по мнению П.А. Столыпина,заключалась в:
а) существовании помещичьего землевладения
б) расслоении крестьян на кулаков и батраков
в) сохранении крестьянской общины
г) неудачах в русско-японской войне
8 Добровольное товарищество по совместному ведению хозяйства, мелкого производства, организации промысла, посреднической деятельности называется:
а) кооперацией
б) урбанизацией
в) легитимацией
г) революцией
д) акционированием
9 Соотнесите пары:
1) консерваторы
2) либералы
3) радикалы
а) октябристы
б) эсеры, социал-демократы, анархисты
в) кадеты, трудовики
10 Реформа Столыпина не позволила:
а) выходить крестьянам из общины
б) укрепиться зажиточным крестьянам
в) ликвидировать помещичье землевладение
г) переселяться крестьянам на новые земли
Тема 6 Начало советского периода в истории России (4 часа)
Первое занятие
1) Революционная Россия: от Февраля к Октябрю 1917 г.
2) Приход большевиков к власти в Октябре 1917 г. Первые мероприятия Советской власти.
3) Интервенция и гражданская война в России.
4) Политика “военного коммунизма” и ее последствия.
Рекомендуемая литература
1. Алданов М. Картины Октябрьской революции. Исторические портреты. Портреты современников. Загадка Толстого / М. Алданов. - СПб. : РХГИ, 1999. - 448 с.
2. Белое движение. Исторические портреты : Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин, П.Н.Врангель... / сост. А. С. Кручинин. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 447 с
3. Александров–Деркаченко II. Февральская трагедия // Свободная мысль. – 2007. – №2. – С. 155-170.
4. Кронштадтская трагедия 1921 года : Документы:В 2-х кн. - М. : РОССПЭН. – 1999 - Кн.2. - 672 с.
5. Пантин Е. Г. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ) / Е. Г. Пантин, И. К. Плимак. - М. : Весь Мир, 2000. - 360 с.
6. Мишина А.В. Большевики и крестьянское повстанческое движение Н.И. Махно (1918-1921 гг.) // Отечественная история. –2006. – №1. – С.65–73.
7. Славин Б.О. Ленин без мифов // Свободная мысль. – 2006. – №1,2.
8. Старцев В. В. Октябрь 1917-го: была ли альтернатива//Свободная мысль. – 2007. – №10. –С.96 – 107.
9. Февральская революция 1917 года в российской истории: “круглый стол” // Общественные науки и современность. – 2007. – №5. – С. 3-30.
10. Посадский А.В. Крестьянское добровольчество в Красную Армию 1918 года // Социологические исследования. – 2006. – №10.
11. Ветков В.Ж. Лавр Георгиевич Корнилов // Вопросы истории. – 2006. – №1. – С. 55–84.
12. Макаренко, П. В.Большевики и Брестский мир / П. В. Макаренко // Вопросы истории. 2010. N 3. C. 3-21.
13. Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция// Российская история. 2010. № 1. С. 64-80.
6.1.1 Содержание первого вопроса
1) Сделайте краткий обзор событий в стране с февраля по октябрь 1917 года, покажите причины кризисов Временного правительства.
2) Что представляла собой система двоевластия в стране, как и почему она сложилась?
3) Охарактеризуйте позиции ведущих политических партий в 1917г. и их модели развития страны.
4) Перечислите и дайте оценку первым мероприятиям Советской власти.
5) События Октября 1917 называют революцией, переворотом, путчем, заговором, а также случайностью или закономерностью. Дайте аргументированную оценку.
6.1.2 Содержание второго вопроса
1) Покажите причины, хронологические рамки, этапы гражданской войны. Почему историки по-разному определяют начало гражданской войны?
2) Чем опасна гражданская война в стране?
3) Покажите источники победы Советской власти в гражданской войне. Причины поражения белого движения.
4) Как вы понимаете термин «интервенция». Кто и с какими целями осуществлял интервенцию.
5) Каковы судьбы российской эмиграции?
6.1.3 Содержание третьего вопроса
1) Охарактеризуйте мероприятия “военного коммунизма” в экономике, политике, социальной сфере.
2) Выясните последствия политики “военного коммунизма” и его дальнейшее влияние на советское общество.
3) Какие социальные и политические силы скрываются под названием “белые”, “красные”, “зеленые”? Охарактеризуйте их цели, задачи и методы борьбы.