Общие принципы государственного регулирования рекламного рынка

Механизм государственного регулирования рекламной деятельности – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая правомочными государственными учреждениями, которая включает следующие важнейшие составляющие:

1. нормативное регулирование;

2. деятельность административных органов по контролю за соблюдением законодательства и применению административной ответственности к нарушителям;

3. государственная регистрация участников экономических отношений, отдельных сделок и прав, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров; отдельных видов товаров.

Объект— экономические, организационные и управленческие отношения в сфере рекламы.

Цели государственного регулирования, разделяются на цели стратегические и тактические. Приоритетными стратегическими целями являются: обеспечение экономической и социальной стабильности рекламного рынка, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактическими – регулирование рыночных отношений в сфере рекламы; формирование целостной системы рекламного обслуживания; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие рекламной деятельности.

В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются: динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность, оперативность, ответственность, достоверность, эффективность. Принципы механизма регулирования рекламы соотносятся с функциями:

§ упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция);

§ защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);

§ создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач (воспитательная и организационная функции).

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере рекламы, является Федеральный Закон РФ «О рекламе» ФЗ от 13 марта 2006 года. ФЗ «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг РФ, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Из сферы применения ФЗ «О рекламе» исключены политическая реклама и предвыборная агитация.

Законом запрещается недостоверная и недобросовестная реклама. В категорию недобросовестной попадают некорректные сравнения; реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию неких лиц; реклама, являющаяся актом недобросовестной конкуренции. Также в эту категорию включена реклама, осуществляемая подвидом рекламы другого товара, товарный знак которого запрещен или ограничен.

К этическим требованиям, хотя они и не указаны как таковые, могут быть отнесены запреты призывов в рекламе к насилию и жестокости и побуждения к совершению противоправных действий.

В законе приводится также перечень товаров, реклама которых не допускается. Эти положения в значительной степени основываются на законодательстве РФ и являются вполне логичными. Так, например, нельзя рекламировать товары, для которых необходима государственная регистрация и сертификация, получение лицензий и иных специальных разрешений, если таковые отсутствуют.

В рекламе финансовых услуг должно присутствовать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. В рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг не должно быть гарантий будущей доходности. Если в такой рекламе сообщается одно из условий оказания услуг, влияющих на доходы или расходы, которые понесут лица, пользующиеся услугами, то запрещается умалчивать об иных условиях, влияющих на доходы или расходы.

Наши рекомендации