Понятие Конституции РФ. Ее сущность и юридические свойства.

Ответ:

Конституция- это основной закон государства, свод законов, совокупность официально признанных конституционно-правовых обычаев и судебных прецедентов, священных писаний и преданий, закрепляющих устои общества и государства, основы правового статуса человека, личности и гражданина, политико-территориальную организацию государства, систему органов государственной власти и местного самоуправления, порядок их формирования и деятельности, название столицы страны и основные символы государства.

Определение конституции как основного закона государства фактически указывает на ее место в системе национального права в целом. В равной степени оно означает, что конституция служит основой национальной системы права каждого государства, но вовсе не какой-либо разновидностью его законов.

В некоторых зарубежных странах конституции официально именуются основными законами государства. В качестве иллюстраций можно назвать Основной закон ФРГ 1949 г., Основной закон Республики Гвинея 1990 г., Основной закон Монголии 1992 г.

Однако подавляющее большинство конституций современных государств официально не называются основными законами. Тем не менее им присущи все признаки основного закона государства, что необходимо отмечать в научном определении конституции.

В зависимости от способов принятия конституций все они подразделяются на три группы:

1) октроированные (дарованные сверху) конституции;

2) народные конституции;

3) конституции, принятые на основе международных договоров.

Старейшими из октроированных конституций являются конституции, дарованные монархами своим подданным в целях ограничения собственной власти. Обычно это делалось под давлением различных политических сил, выступающих против самодержавия. Классическим примером октроированной конституции является Манифест Императора всея Руси Николая II от 17 октября 1905 г., провозгласивший введение в стране гражданских свобод и формирование Государственной Думы, ограничивающей монаршую власть в законодательной сфере. Однако не все дарованные волей монарха конституции отошли в прошлое, стали достоянием истории. В современных условиях продолжают действовать октроированные конституции в таких монархических государствах, как Монако, Лихтенштейн, Иордания, Кувейт, Оман, Катар, Тонго.

Второй вид октроированных конституций появился вследствие распада колониальной системы. Метрополии для сохранения своего присутствия навязывали конституции бывшим колониям одновременно с провозглашением их независимости. Колонизаторы стремились покинуть принадлежавшие им владения так, чтобы остаться в них навсегда. Поэтому в дарованных сверху конституциях закреплялись правовые нормы, ограничивающие суверенитет государств, освободившихся от колониальной зависимости. Так, например, Верховный комиссар Франции в подмандатном Ливане обнародовал 26 мая 1926 г. октроированную Конституцию независимого государства. Она провозгласила Ливан суверенной республикой, но Франция оставляла за собой контроль за его внешними сношениями и обороной.

Народные конституции современных государств объединяются в отдельной группе по общности родовых признаков. Такие конституции принимаются учредительной властью, которая юридически исходит от народа. Но среди них выделяются конституции, принятые парламентами, на референдумах, специальными учредительными собраниями и референдумно-парламентским способом. Парламентами суверенных государств принято более сорока ныне действующих конституций. Среди них Люксембурга 1868 г., Японии 1946 г., Греции 1975 г., Гайаны 1980 г., Тувалу 1986 г., Болгарии 1991 г., Украины 1996 г., Финляндии 1999 г., Судана 2006 г. В XX веке самым распространенным способом принятия конституций стал референдум. Непосредственно на референдумах было принято свыше пятидесяти ныне действующих конституций. В их числе конституции Исландии 1944 г., Дании 1953 г., Франции 1958 г., Уругвая 1967 г., Марокко 1972 г., Кубы 1976 г., Испании 1978 г., Чили 1980 г., Либерии 1984 г., Алжира 1989 г., России 1993 г., Казахстана 1995 г., Нигера 1999 г. В начале текущего столетия были приняты на референдумах новые конституции Кот-д'Ивуара, Сенегала, Коморских Островов, Центрально-Африканской Республики, Ирака, Демократической Республики Конго, Таиланда и Южного Судана. Оптимальным способом принятия конституции является созыв специального учредительного собрания для выработки проекта новой конституции и утверждения его в установленном законом порядке. Делегатами собрания обычно избираются авторитетные политики, опытные юристы, видные общественные деятели, которые не состоят на государственной службе и не представляют интересы какой-либо ветви власти или депутатского корпуса. Благодаря этому в работе учредительного собрания сочетаются высокий профессионализм и объективность делегатов в оценке проекта конституции. Учредительными собраниями зарубежных стран было принято более тридцати ныне действующих конституций. Наиболее известными из них являются конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Аргентины 1853 г., Мексики 1917 г., Италии 1947 г., Германии 1949 г., Индии 1950 г., Португалии 1976 г., Бразилии 1988 г., ЮАР 1996 г. Референдумно-парламентским способом принято всего одиннадцать конституций суверенных государств, действующих в настоящее время. Конституции Ирландии 1937 г., Сьерра-Леоне 1991 г., Литвы 1992 г., Албании 1998 г., Швейцарии 1999 г., Конго 2002 г. и Сербии 2006 г. были одобрены национальными парламентами и приняты на всенародных референдумах. Напротив, конституции Сан-Томе и Принсипи 1990 г., Польши 1997 г., Руанды 2003 г. и Бурунди 2005 г. были приняты парламентами и одобрены на референдумах.

В самостоятельную группу объединяют конституции, принятые на основе международных договоров, которые наделяют возможных субъектов конституционного процесса учредительной властью. К этой группе относятся Конституция Кипра 1960 г. и Конституция Боснии и Герцеговины 1995 г.

По содержанию конституции современных государств можно, на наш взгляд, подразделить на два вида: политические и социальные. Содержание политических конституций заключается в юридической характеристике сущностных свойств государства, механизма осуществления публичной власти, его структуры и функций, организационных форм участия граждан в управлении государством. В нем не раскрываются экономические и социальные аспекты конституционно-правового регулирования общественных отношений, если не считать выражения внутреннего смысла собственности и финансовой системы государства. Классическим примером политической конституции является Конституция США 1787 г. Она определила главным образом структуру органов государственной власти, четко урегулировала их взаимоотношения, выстроенные на принципе разделения властей и системе сдержек и противовесов, разграничила на федеральном уровне предметы ведения и компетенцию между Союзом и штатами. В знаменитом Билле о правах, первых десяти поправках к Конституции США закреплены лишь личные и политические права граждан. В нем нет даже упоминания о социально-экономических правах и свободах.

Социальные конституции современных государств по своему содержанию принципиально отличаются от политических. В них государство конституируется как социальное, закрепляется разветвленная система социально-экономических прав и свобод личности, устанавливаются серьезные социальные обязанности государства по отношению к обществу, человеку и гражданину, общепризнанные принципы и нормы международного права считаются составной частью национального права. В настоящее время почти все новейшие конституции стран Европы, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Северной Африки являются социальными. Так, например, в Конституции РФ двадцать статей наполнено социальным содержанием. Еще в большей степени социализации подверглись конституции Испании, Италии, Португалии и Швейцарии. В их содержании определены социальные функции собственности, сформулированы цели социальной деятельности государства, раскрыты основные принципы его социально-экономической политики.

Содержание любой конституции находит свое выражение в определенной форме, которая служит способом его существования. Форма всегда содержательна, а содержание формировано. В этой связи форма является одним из важных критериев научной классификации конституций современных государств. На его основе все ныне действующие конституции подразделяются на писаные, неписаные и комбинированные.

Писаная конституция представляет собой основной закон государства, свод законов, собрание судебных прецедентов, священных писаний и преданий, общепризнанных правовых доктрин, содержание которых изложено буквами, иероглифами, вязью или иными графическими знаками в их общепринятом сочетании. Конституции современных государств в своем подавляющем большинстве являются писаными, независимо от того, существуют ли они в качестве основных законов или представлены в виде свода законов. К писаным теперь относятся конституции всех стран континентальной Европы, Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии.

Неписаную конституцию можно определить как совокупность конституционных соглашений, традиционных и парламентских обычаев, нормы которых регулируют порядок осуществления государственной власти в стране, реализации основных прав и свобод личности, отправления гражданами (подданными) своих политических обязанностей.

Промежуточной положение между писаными и неписаными конституциями современных государств занимают комбинированные конституции. Как видно из самого названия, под комбинированными конституциями следует понимать совокупность разнообразных писаных и неписаных источников конституционного права, объединенных общностью предмета правового регулирования. В настоящее время комбинированными являются конституции Великобритании, Новой Зеландии, Израиля и Ливана.

Писаные конституции по форме систематизации подразделяются на кодифицированные и инкорпорированные. Кодифицированная конституция - это единый акт отраслевого законодательства, в котором все нормы приведены в систему, расположены в зависимости от характера объектов конституционно-правового регулирования. Подавляющее большинство конституций современных государств являются кодифицированными. Внешне они напоминают сброшюрованные или переплетенные вместе листы с текстом конституционно-правового содержания. Характерная особенность кодифицированных конституций заключается в том, что все они жестко структурированы. В качестве структурных элементов обычно выделяются преамбула, разделы (части, главы) основного текста, заключительные и переходные положения. Между ними устанавливаются устойчивые информационно-правовые связи, обеспечивающие целостность конституции, сохранение ее основных свойств даже при внесении поправок и дополнений.

Инкорпорированная конституция в структурном отношении является аморфной. Она представляет собой официально составленный сборник законов и иных конституционно-правовых актов, расположенных по юридической силе или объектам правового регулирования, или в хронологическом порядке, времени их принятия. К инкорпорированным относятся конституции Австрии, Швеции, Чехии и Канады.

По сущности конституции современных государств подразделяются на реальные и фиктивные.

Материальная конституция - это объективно сложившиеся отношения между обществом и государством по осуществлению публичной власти, реализации основных прав и свобод человека, личности и гражданина.

Юридическая конституция представляет собой систему ныне действующих правовых норм, выраженных в форме, соответствующей их содержанию.

В случае, когда юридическая конституция адекватно не отражает действительную, объективно данную материальную конституцию или находится в вопиющем противоречии с ее реальным состоянием, она по своей сущности является фиктивной. Многим ее положениям, правовым нормам не соответствуют общественные отношения, сложившиеся в реальной действительности. Появление фиктивных конституций обусловлено многими объективными и субъективными причинами. В социалистических странах действуют фиктивные конституции, поскольку они принимались с целью прикрыть истинный характер тоталитарного политического режима, отсутствие демократии. В странах с переходным политическим режимом действуют преимущественно демократические конституции, но их нормы о конституционном строе государства, гарантиях прав и свобод человека, личности и гражданина, о местном управлении и самоуправлении носят программный характер, рассчитаны на реализацию в отдаленной перспективе. К числу таких конституций относятся основные законы России и других стран СНГ, стран Восточной Европы, многих стран Латинской Америки и Африки.

По политическому режиму конституции современных государств подразделяются на демократические, авторитарные и тоталитарные. При этом необходимо иметь в виду, что ни одна в мире конституция нормативно не оформляет авторитарный и тем более тоталитарный режим в качестве государственного. Их можно выявить лишь путем глубокого анализа практически всех конституционных институтов.

В зависимости от формы политико-территориальной организации государства, закрепленной в основном законе или своде законов, различаются конституции унитарных государств и конституции федеративных государств. Конституции унитарных государств действуют в таких, например, странах, как Украина, Белоруссия, Казахстан, Португалия, Финляндия, Тунис, Руанда, Куба, Сальвадор, Новая Зеландия. Конституции федеративных государств приняты в России, Австрии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Боснии и Герцеговине, Индии, Пакистане, Нигерии, Эфиопии, Танзании, США, Канаде, Австралии и в ряде других стран.

В федеративных государствах конституции, в свою очередь, классифицируются по уровню конституционного регулирования. По этому критерию выделяются федеральные конституции и конституции субъектов федерации. Примерами конституций субъектов федерации могут быть: конституции республик в составе России, конституции земель Германии, конституции штатов США, конституции островов Союза Коморских Островов, Конституция штата Джамму и Кашмир (Индия), Конституция Занзибара (Танзания), Конституция Невиса (Федерация Сент-Китс и Невис).

По способам изменения конституции классифицируются на гибкие, жесткие и смешанного типа. Гибкие конституции изменяются в том же порядке, что и обычные парламентские законы или судебные прецеденты. Такие конституции действуют в Великобритании, Израиле, Камбодже, Таиланде, Сингапуре, Чаде, Лесото, Новой Зеландии и в ряде других государств. Жесткие конституции в отличие от обычных парламентских законов изменяются в особом усложненном порядке. Так, поправки к Конституции Ирана принимаются специально учрежденным Советом по пересмотру Конституции, подписываются Президентом Республики и одобряются на референдуме. Только после этого они вступают в силу и инкорпорируются в основной текст Конституции. Конституция Бельгии предусматривает, что при внесении депутатами Парламента предложений о пересмотре соответствующих конституционных положений обе его палаты немедленно распускаются. Парламент в новом составе может поддержать инициированные ранее поправки и внести изменения в Конституцию большинством не менее чем две третьих поданных голосов. Усложненный порядок изменения конституции придает ей известную стабильность. Поэтому вполне закономерно, что в 169 государствах, в том числе и в России, действуют жесткие конституции. Конституции смешанного типа устанавливают для большинства положений обычный парламентский порядок их изменения, а для наиболее важных вводят особую усложненную процедуру. Это характерно для конституций Индии, Ботсваны и Ямайки.

Юридические свойства конституций.

Под юридическими свойствами конституции понимаются качественные признаки, по которым она отличается от законов и иных нормативных правовых актов, входящих в национальную систему действующего законодательства. Их специфика заключается в том, что большинство конституций современных государств носит учредительный характер, имеет прямое действие, является базой текущего законодательства, обладает высшей юридической силой и верховенством, отличается исключительной стабильностью.

Учредительный характер конституции обусловлен правовым состоянием народовластия. В демократических странах конституция по существу является актом первичной (учредительной) власти, которая принадлежит народу. В этой связи конституция служит источником законодательной, исполнительной, судебной и иных ветвей власти, которые устанавливаются ее нормами и признаются на государственном уровне производными от учредительной власти. На учредительный характер конституции указывается в ее преамбуле, в основном тексте или в статьях, определяющих порядок принятия и изменения конституции. В большинстве стран мира учредительные свойства конституции обозначаются в содержании ее преамбулы. Так, в вводной части Конституции РФ подчеркнуто, что настоящая Конституция принята многонациональным народом страны, соединенным общей судьбой на своей земле. Аналогичным образом раскрывается учредительный характер Основного закона Германии, конституций Испании, Турции, Франции, Швейцарии, Эстонии, Казахстана и других стран СНГ. Таким образом, Конституция России, равно как и конституции всех других стран мира, является учредительной по своему характеру.

Прямое действие в пределах национальных границ. В ст. 15 Конституции РФ определено, что Основной Закон государства имеет прямое действие и применяется на всей территории страны. Это означает, что всем субъектам права предоставлена реальная возможность, подкрепленная юридической обязанностью, применять, использовать и соблюдать нормы Конституции РФ непосредственно, без обращения к развивающим их законам и иным нормативным правовым актам. Суды, должностные лица органов государственной и муниципальной власти России при разрешении конкретных дел обязаны руководствоваться в первую очередь конституционными нормами. Граждане, в случае нарушения их основных прав и свобод, могут обращаться с жалобами и заявлениями, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи Конституции РФ.

Является базой текущего законодательства. В отличие от законов и иных нормативных правовых актов конституция является базой текущего законодательства, ее главным нормативным источником. Это свойство конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет принципы правового регулирования общественных отношений, подлежащие развитию в актах текущего законодательства, во-вторых, определяет формы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти страны, в-третьих, очерчивает круг объектов законодательного регулирования. Конституция РФ закрепляет прежде всего принципы конституционного строя, характеризующие форму Российского государства, принципы народовластия, разделения властей и равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. ст. 1, 3, 4 - 5, 7, 10, 14). Эти принципы подлежат конкретизации исключительно в актах конституционного законодательства. Однако Конституция РФ закрепляет и правовые принципы, которые служат исходным началом развития практически всех отраслей российского законодательства.

Высшая юрид. сила. Конституция как основной закон государства обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам. Как сказано в Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить ее положениям (ст. 15). Причем соответствовать Конституции РФ должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. В случае принятия национальными органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих конституции по содержанию или по форме, они признаются в установленном самой конституцией порядке недействительными, подлежащими отмене. Благодаря этому обеспечивается безусловная приоритетность конституционных норм по отношению к нормам любых законов и подзаконных актов, предотвращается коллизия между конституционной и обычной правовой нормой.

Верховенство. Характеристика конституции как акта высшей юридической силы обычно дополняется указанием на ее верховенство (ст. 4 Конституции РФ). Хотя эти юридические свойства конституции и тесно связаны между собой, но они не являются тождественными. Верховенство конституции означает, что она занимает высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов страны, венчает выстроенную из них пирамиду, в основании которой находятся акты более низкой юридической силы. В этой связи формируется целостная система национального законодательства, обеспечивается непротиворечивое развитие положений конституции в содержании всех правовых актов. Тем самым закладываются конституционные основы для становления и упрочения режима законности и правопорядка в демократических странах.

Стабильность. Ее можно определить как устойчивость, прочность и постоянность конституционных норм по сравнению с нормами законов и подзаконных актов. Стабильность обеспечивается особым порядком принятия и отмены конституции, усложненной процедурой пересмотра отдельных ее положений, внесения поправок и дополнений. В содержании самой конституции очерчивается круг субъектов, имеющих право инициировать пересмотр ее положений, нормативно устанавливаются пределы такого пересмотра, определяется юридическая форма закона о внесении изменений в конституцию (ст. ст. 134 - 137 Конституции РФ). Стабильность конституции предопределяет устойчивое состояние всей системы национального законодательства, предохраняет ее от дезинтеграции и разрушения.

42. Понятие основ конституционного строя. Принципы конституционного строя РФ.

Ответ:

О понятии Основ см. вопрос № 29.

Система главных принципов, составляющих основы конституционного строя РФ, закреплена в главе 1 Конституции РФ.

Принципы, составляющие основы конституционного строя, взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, нередко регулируя одно и то же в более широком и более конкретном смысле. Именно поэтому основы конституционного строя необходимо рассматривать как единую целостную систему.

С учетом того, что в современном демократическом государстве человек ставится на первое место, раскрытие принципов конституционного строя следует вести в последовательности, соответствующей данному приоритету.

Человек, его права и свободы - высшая ценность. Данный принцип является центральным в системе основ конституционного строя. Конституция РФ в ст. 2 провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагая обязанность их признания, соблюдения и защиты на государство.

Демократическое государство. Статья 1 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства. Основные признаки демократического государства: единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ РФ; легитимность государственной власти; демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти; запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) по закону. Демократизм также находит выражение в народовластии, разделении властей, политическом и идеологическом многообразии, местном самоуправлении.

Принцип федерализма. Россия определяется в ст. 1 Конституции РФ как федеративное государство. Федеративное устройство - форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения и полномочий. Принцип федеративного построения России определяет характер взаимоотношений между федеративным Центром и его субъектами, а также между субъектами РФ.

Правовое государство. Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека. Однако конституционная характеристика России как правового государства не подтверждается фактическим состоянием государства, а указывает направление его необходимого развития. Правовое государство - это принцип-цель.

Социальное государство. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Светское государство. Светский характер РФ закреплен в ст. 14 Конституции РФ. Светское - это такое государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Данный принцип характеризуется следующим: 1) отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких-либо государственных функций, не сопровождает свою деятельность религиозными обрядами и т.д. Религиозные объединения, в свою очередь, не участвуют в выборах органов власти, не участвуют в политической деятельности, не могут создавать свои подразделения в органах государственной и местной власти; 2) отделение школы от церкви. Однако религиозные организации вправе создавать собственные образовательные учреждения; 3) невозможность установления государственной или общеобязательной религии. Веровать или не веровать - личное дело каждого; 4) равенство религиозных объединений перед законом. Принцип светского государства дает возможность государству сохранять самостоятельность в условиях многоконфессионального общества, что не исключает его взаимодействия с религиозными объединениями, и прежде всего традиционными (православие, ислам, буддизм).

Принцип народовластия и государственного суверенитета. Принцип народовластия провозглашен в ст. 3 Конституции РФ. Он проявляется уже в самом факте принятия Конституции на общероссийском референдуме. Традиционно к свойствам народовластия относят единство, верховенство, полноту, неограниченность и неотчуждаемость власти народа. Все эти свойства в совокупности применительно к многонациональному народу России образуют качество народного суверенитета. Суверенитет народа - это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которая вбирает само общество. Основные каналы реализации народного суверенитета - это государственный и национальный суверенитет. Главный канал реализации национального и народного суверенитета - государство, закрепляющее суверенные права народов, этносов в правовой форме. Понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства.

Республиканская форма правления. Форма правления - категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в ее формировании.

Рыночная экономика. Свобода экономической деятельности отражается в ряде принципов: единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг, что означает невозможность внутри территории РФ установления каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг (ст. 74 Конституции РФ); поддержка конкуренции - основополагающий принцип рыночной экономики, который обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке; равенство всех форм собственности, свобода предпринимательства и частной инициативы; многообразие и равная защита всех форм собственности, о чем уже упоминалось.

Идеологическое и политическое многообразие. Данный принцип закреплен в ст. 13 Конституции РФ, и его основными характеристиками являются: идеологическое многообразие как возможность нормального сосуществования в обществе различных (противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе самостоятельно или совместно свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи; невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Это означает, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению и государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве обязательной; принцип политического многообразия (многопартийность) есть свобода образования и деятельности политических партий, выражающих волю населения или отдельных его субъектов, что исключает возможность партийной монополии, ущемление прав других, менее влиятельных, партий; свобода общественных объединений, включая и политические партии; пределы идеологического и политического многообразия, которые не могут быть безграничны (ст. 13 Конституции РФ устанавливает ряд запретов в отношении общественных объединений).

43. Понятие, виды и правовой статус федеральных органов исполнительной власти.

Ответ:

В Конституции РФ не предусмотрена законодательно система федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе. Практика пошла по пути установления системы федеральных органов исполнительной власти посредством принятия указов Президента РФ. За период с 1996 года были приняты несколько таких указов, каждый из которых различно определял систему федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" установлена трехуровневая система федеральных исполнительных органов, в которую входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство - возглавляемый федеральным министром федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба - возглавляемый руководителем (директором) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство - возглавляемый руководителем (директором) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Решение о создании, преобразовании, ликвидации федеральных органов исполнительной власти принимает Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положение о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, утверждается Президентом РФ, а других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителя. Так, все федеральные министры, а также руководители федеральных исполнительных органов и их заместители, непосредственно подчиняющиеся главе государства, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ (первый блок федеральных органов исполнительной власти). Заместители федеральных министров, а также руководители федеральных органов исполнительной власти, не подведомственных Президенту РФ, назначаются и освобождаются от должности федеральным Правительством (второй блок). Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств при федеральных министерствах назначаются соответствующими министрами, а непосредственно подчиняющиеся Правительству РФ (третий блок) - Правительством России.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных исполнительных органов, кроме тех, что находятся под руководством Президента РФ (МИД, МВД, ФСБ и др.). Рост последних ослабляет позиции Правительства РФ и порождает проблемы координации деятельности этих органов.

Таким образом, назрела необходимость законодательного регулирования статуса министерств и иных федеральных исполнительных органов. Также необходимо помнить о том, что в силу ч. 2 ст. 77 федеральной Конституции федеральные и региональные органы исполнительной власти по федеральным и совместным предметам ведения образуют единую систему исполнительной власти. Важно и то, что федеральные исполнительные органы вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ). Причем координирующая роль в этой системе отведена Правительству России.

44. Понятие, условия и меры конституционно-правовой ответственности.

Ответ:

Конституционно-правовая ответственность - это особый вид юридической ответственности: ответственность за наиболее существенные нарушения норм конституционного права. Поэтому понимание конституционно-правовой ответственности, несмотря на известную специфику, опирается на общетеоретическое понимание юридической ответственности

Конституционно-правовая ответственность есть самостоятельный вид юридической ответственности, выражающийся как в наступлении неблагоприятных последствий для субъектов конституционного права (негативная ответственность), так и в правовом состоянии лица, обусловленном его должным участием в публично-правовых отношениях и надлежащим выполнением своих обязанностей (позитивная ответственность).

По своей сути конституционно-правовая ответственность представляет собой применение в особой процессуальной форме мер принудительного воздействия к деликтоспособным субъектам конституционных правоотношений, виновным в совершении правонарушений, за которые санкциями охранительных норм конституционного права установлены определенные виды наказаний, связанных с возложением на правонарушителей дополнительных обязанностей, влекущих за собой претерпевание неблагоприятных последствий и лишений.

К особенностям конституционной ответственности можно отнести:

- комплексный характер, имеющий специфический состав правонарушения и направляющий отраслевое законодательство на разработку отсутствующих отраслевых механизмов ответственности;

- ярко выраженный политический характер;

- близость составов конституционных правонарушений с составами других отраслевых видов (напр., ч. 3 ст. 4 Конституции РФ и ст. 278 УК РФ);

- источниками конституционной ответственности должны быть только законы;

- особые процедура ответственности и санкции.

Конституционно-правовые санкции не затрагивают личную, физическую свободу индивидов, что характерно для многих уголовно-правовых санкций, административного ареста. Они не ущемляют имущественный статус индивидов, организаций, что характерно для гражданско-правовых, финансово-правовых санкций, ряда административных взысканий (штрафы, конфискация предметов). Они реализуются вне отношений прямого подчинения по службе, что характерно для дисциплинарной ответственности. Применительно к конституционным правам, свободам конституционно-правовые санкции могут ограничить лишь политические (публичные) права, свободы.

Что касается мер конституционно-правовой ответственности, то в литературе выделяют множество таких мер: от признания неконституционным правового акта Конституционным Судом, отставки Правительства, роспуска Государственной Думы, отрешения от должности Президента, отзыва и до отмены регистрации кандидата или признания выборов недействительными. И такие меры применяются к самому широкому кругу лиц: от граждан (отмена регистрации) до главы государства (отрешение от должности). Причем возможна реализация мер конституционной ответственности и без правонарушения и вины (роспуск Государственной Думы, отставка Правительства РФ). Почему эти меры следует рассматривать как меры ответственности? Потому что применяются они независимо от воли лиц, на которых направлены, ущемляя, изымая их специальные конституционно-правовые статусы. Однако эти меры отличаются от обычных санкций. Во-первых, они не преследуют целей кары, наказания. Во-вторых, они сопровождаются применением компенсационных мер (сохранение прежней работы или предоставление равноценной работы, дополнительные выплаты, сохранение льгот и т.п.) <2>.

Таким образом, главное - законодательно закрепить конституционно-правовую ответственность, регламентировав меры такой ответственности, основания и порядок ее применения.

Наши рекомендации