Виды толкования-разъяснения

По юридическому значению различают толкования: официальное (ауте­нти­­­ческое, делегированное), неофициальное (обыденное, про­фес­­сиональное, доктринальное). Официальное толкование – это вытекающее из компетенции государственных органов и должностных лиц разъяснение ими содержания нормы права, которое является юридически обязательным для применения на практике. Официальное толкование призвано обеспечить единство понимания законов и, на этой основе, единство их применения на всей территории государства. Неофициальное толкование – это разъяснение содержания норм права, которое не является юридически обязательным для применения на практике. В зависимости от силы авторитета интерпретатора, уровня его компетентности, то есть глубины знания и понимания им предмета, о котором идет речь, различают три разновидности неофициального толкования: обыденное, профессиональное, доктринальное.

Обыденное толкование – это разъяснение содержания норм права не юристами.

Профессиональное толкование – это разъяснение содержания норм права юристами-практиками (юрисконсультами, адвокатами, судьями, прокурорами и т.д.).

Доктринальное толкование – это основанное на развернутой аргументации выводов разъяснение содержания норм права юристами-учеными (в лекции, статье, монографии, комментарии к закону и т.д.). Доктринальное толкование не следует противопоставлять официальному. Последнее также является научно обоснованным. Например, с 1963 г. при Верховном Совете УССР действовал Научно-консультационный совет, который, в частности, принимал мотивированные рекомендации по проектам разъяснений Пленума Верховного суда Украины. Однако в отличие от актов доктринального толкования в актах официального толкования выводы, раскрывающие содержание толкуемых норм, закрепляются без их обоснования.

Официальное толкование классифицируют:

1) по субъектам толкования – аутентическое, делегированное (легальное);

2) по сфере действия – нормативное (общее), казуальное (индиви­дуаль­ное).

Аутентическое толкование – это официальное разъяснение содержания норм права тем органом, который их установил. Если государственный орган управомочен издавать нормативные акты, он вправе и разъяснять при необходимости содержание изданных им нормативных актов. Однако в современной Украине следует учитывать, что согласно п. 6 разд. ХV Конституции Украины от 28 июня 1996 г. Верховная Рада Украины была вправе осуществлять толкование законов до создания Конституционного Суда Украины. С момента создания Конституционного Суда Украины согласно п. 2 ст. 150 Конституции Украины к полномочиям Конституционного Суда Украины относится официальное толкование Конституции Украины и законов Украины. Это соответствует теории и практике правового государства, принципу разделения властей и принципу, связанному с установлением истины при решении споров: «Никто не может быть судьей в собственном деле».

Делегированное (легальное) толкование – это официальное разъяснение содержания норм права органом, который их не принимал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснения. Субъектами делегированного толкования могут быть как правотворческие, так и правоприменительные органы. Результаты делегированного толкования правоприменительных органов содержатся, например, в разъяснениях Пленума Верховного суда Украины. Аутентическое и делегированное толкование по сфере действия может быть нормативным или казуальным.

Нормативное толкование – это официальное разъяснение содержания норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы. Субъектами нормативного толкования могут быть как правотворческие, так и правоприменительные органы. Результаты нормативного толкования правоприменительного органа содержатся, например, в разъяснениях Пленума Верховного суда Украины. В результате нормативного толкования (интерпретации) вырабатываются так называемые интерпретационные нормы (поэтому данное толкование называется нормативным). Интерпретационная норма – это установленное уполномоченным на то субъектом официальное правило, указывающее, как правильно понимать и применять ту или иную норму права. Интерпретационная норма – это не новая норма права, она не вносит в содержание толкуемой нормы ничего нового, не при­ме­няется сама по себе, вне связи с интерпретируемой нормой права, и, обычно, разделяет судьбу последней в случае ее отмены. Интерпретационные нормы содержатся в интерпретационных актах, например, в разъяснениях Президиума Высшего хозяйственного суда Украины.

Казуальное толкование – это официальное разъяснение содержания нормы права при рассмотрении конкретного юридического дела, которое обязательно только для этого дела. Субъектами казуального толкования преимущественно являются правоприменительные органы. Результаты казуального толкования содержатся в разного рода правоприменительных актах. Среди них особое место занимают акты вышестоящих судебных инстан­ций (судов кассационной, надзорной инстанции). Вышестоящая судебная инстанция, например, отменив решение суда первой инстанции и направив дело на новое рассмотрение в тот же суд, при этом может прямо объяснить в своем определении, как следует правильно понимать смысл примененного нижестоя­щим судом закона. Либо последнее вытекает из анализа логики решения вышестоящей судебной инстанцией юридического дела по существу. Публикации содержания подобных решений пред­варяют формулируемые как тезис выводы-толкования (резюме). Например, «показания заинтересованных в исходе дела лиц, не подтвержденные другими доказательствами, не могут быть положены в основу обвинительного приговора». Решения юридических дел по существу вышестоящими судебными инстанциями публикуются (например, в журнале «Право Украины») как образец правильного понимания и применения закона. Эти решения, рассматриваемые нижестоящими инстанциями в качестве такого образца, фактически имеют значение судебного прецедента.

Список рекомендуемой литературы:

1. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976.

2. Ивакина Н.Н. Паронимы в речи юриста //Правоведение. 1991. № 1.

3. Лазарев В.В. О роли доктринального толкования права //Сов. юстиция. 1969. № 14.

4. Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона. Теория и практика. Казань, 1988.

5. Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М., 1960.

6. Савицкий В.М. Язык процессуального закона. Вопросы терминологии. М., 1987.

7. Спасов Б. Закон и его толкование. М., 1986.

8. Харбиева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного суда //Гос-во и право, 1996. № 10.

9. Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1976.

10. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке, практике. Екатеринбург, 1993.

11. Язык закона. М., 1990.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что такое толкование правовых норм?

2. Какие способы толкования Вы знаете?

3. Раскройте значение исторического способа толкования.

4. Какие Вы знаете виды толкования по объему?

5. Приведите примеры субъектов, осуществляющих официальное толкование правовых норм.

6. Что такое казуальное толкование?

Глава 11

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Поведение людей может быть:

1) правомерным;

2) противоправным;

3) юридически нейтральным.

Правомерное и противоправное поведение находится в сфере правового регулирования общественных отношений. Юридически нейтральное поведение находится вне сферы правового регулирования (например, отказ жениться после обещания это сделать). Термины «правомерное поведение» и «законопослушное поведение» – синонимы.

Правомерное поведение – это деяния (действия, бездействия) субъектов права, которые соответствуют требованиям норм права или принципам права данного государства.

Правомерное поведение

Правомерное поведение имеет общие (родовые) и специально-юридические признаки. Общие признаки: легальность, общественная полезность.

Общие признаки правомерного поведения являются основанием его отличия от иных актов социального поведения, выражают его социально-политическую оценку – отношение общества и государства к поведению, признаваемому правомерным. Легальность как формальный признак правомерного поведения указывает на то, что оно всегда так или иначе связано с позитивным правом. Доминирующий формальный критерий правомерного поведения – норма права. В качестве такого критерия может выступать и принцип права. Например, ч.1 ст. 4 ГК Украины содержит принцип права, согласно которому гражданские права и обязанности лиц возникают из сделок, которые хотя прямо и не предусмотрены гражданским законодательством, но ему и не противоречат. Одно и то же деяние в одних государствах может признаваться правомерным, в других – противоправным. Например, эвтаназия (помощь врача добровольному уходу из жизни) в Голландии узаконена, в Украине – запрещена.Общественная полезность – материальный признак правомерного поведения, который указывает на то, что оно всегда в той или иной мере является общественно полезным, в отличие от общественно вредных или опасных неправомерных деяний. Общественная полезность правомерного поведения производна от аналогичной полезности норм права, реализующихся в правомерном поведении. К сожалению, не всегда нормы позитивного права служат на пользу и во благо общества. Специально-юридические признаки правомерного поведения(имеют значение для юридической оценки поведения как правомерного):

а) объективная сторона – деяние (действие, бездействие). Для квалификации правомерного поведения достаточно наличия действия или бездействия, одобряемого правом, соответствующего нормам, принципам права. При этом неважно, почему человек действовал правомерно – из-за страха быть наказанным за неправомерные действия либо будучи убежденным в необходимости поступать именно правомерно и т.п.;

б) субъективная сторона – это психологическое содержание деяния физического лица. Иногда законодатель придает юридическое значение присутствию или отсутствию определенных элементов психологической структуры личности. Например, всякая сделка должна быть добровольной. В более широком понимании субъективная сторона правомерного поведения – это его мотивация, изучение которой может дать ответ на вопрос о побудительных причинах правомерного поведения, представляющих не столько практический, сколько академический интерес для юриста.

Основные виды правомерного поведения:

1) по субъектам права – деяния физических, юридических лиц, государства и т.д;

2) по объективной стороне – действия, бездействия;

3) по отношению законодателя к правомерному поведению – желательное, допускаемое, необходимое;

4) по форме непосредственной реализации права – использование управомочивающей нормы, исполнение обязывающей нормы, соблюдение запрещающей нормы;

5) по направленности воли – юридические поступки, сделки, административные акты;

6) по характеру мотивации – принципиальное, предопределенное внутренним убеждением в необходимости поступать правомерно; привычное, предопределенное привычкой осуществлять данное правовое предписание; конформистское, предопределенное стремлением поступать так, как поступают другие люди; маргинальное, предопределенное страхом применения санкций за неправомерное деяние; интуитивное, предопределенное правовой интуицией.

Стимулы правомерного поведения. Стимул правомерного поведения – это внешнее воздействие, направленное на побуждение лица поступать правомерно.

Основные правовые стимулы – поощрение за правомерное деяние, юридическая ответственность за правонарушение.

Объективное право имеет так называемые поощрительные нормы, которые предусматривают дополнительные положитель­ные последствия за тот или иной вид правомерного поведения. Санкция нормы права несет в себе угрозу привлечения к юридической ответственности за правонарушение. Цель этой угрозы – вызвать у лица боязнь быть привлеченным к юридической ответственности как к неблагоприятному последствию правонарушения.

Правонарушение

Правонарушение – прямая противоположность правомерному поведению. Правонарушение – это общественно вредное или общественно опасное, противоправное виновное деяние, совершенное деликтоспособным лицом, влекущее юридическую ответственность.

Общие признаки правонарушения:

а) наличие деяния;

б) общественная опасность или вредность деяния;

в) противоправность деяния;

г) виновность деяния;

д) юридическая ответственность за деяние.

Общие признаки правонарушения являются основанием его отличия от каких-либо иных актовсоциального поведения, выражают его социально-политическую оценку – отношение к нему общества и государства.

Наличие деяния (действия, бездействия). Правонарушение – это акт поведения лица, выражающийся в действии или бездействии, то есть деянии. В отличие от деяний события, которые возникают независимо от воли и сознания людей, не являются правонарушением. Не является правонарушением образ мыслей человека, который потенциально может, но еще не нашел своего воплощения в деянии – правонарушении. То есть какое-либо внутреннее состояние человека, еще не нашедшее своего проявления во вне, в лице деяния-правонарушения, не является правонарушением.

Общественная опасность или вредность деяния. Правонарушение – это акт поведения лица, являющийся общественно опасным или вредоносным, то есть посягающий на объективные ценности в данном обществе. Этот признак – материальное основание признания деяния правонарушением.

Противоправность деяния.Правонарушение – это деяние, нарушающее нормы права. Противоправность – юридическое основание признания деяния правонарушением. Иногда объективно общественно опасные или вредные деяния могут быть не признаны таковыми законодателем. Например, определенное вре­мя формирования рыночных отношений в Украине происходило при отсутствии в Уголовном кодексе статьи, предусматривающей ответственность за ложное банкротство. Иногда возникает ситуация, когда деяние утрачивает свою объективную общественную опасность или вредность, но не отменяется норма права, устанавливающая ответственность за это деяние.

Виновность деяния.Деяние-правонарушение – это результат проявления лицом его свободы воли путем выбора и осуществления противоправного варианта поведения среди возможных других вариантов.

Юридическая ответственность за деяние.Деяние-право­нару­шение влечет за собой юридическую ответственность. Юридическая ответственность (в виде применения санкций) – это ответная реакция государства на правонарушение. Бессмысленно признавать деяние правонарушением, не устанавливая меры ответственности за него. Там, где не предусмотрена юридическая ответственность, нет правонарушения.

Специально-юридические признаки правонарушения. Состав правонарушения:

а) субъект правонарушения;

б) объект правонарушения;

в) объективная сторона правонарушения;

г) субъективная сторона правонарушения.

Специально-юридические признаки правонарушения конкретизируют его общие признаки, имеют значение для юридической оценки деяния как правонарушения, являются основанием юридической ответственности. Совокупность специально-юриди­чес­ких признаков правонарушения отражает состав правонарушения.

Состав правонарушения – это совокупность объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют его как правонарушение и являются основанием для юридической ответственности.

Специально-юридические признаки правонарушения обычно называют «элементы состава правонарушения». Их четыре.

1. Субъект правонарушения – это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение. Деликтоспособность – это предусмотренная нормами права способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Деликтоспособность физического лица связывается с понятиями «возраст», «вменяемость». В уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают. В гражданском праве субъектом имущественной ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим пятнадцати лет, могут быть, например, его родители.

2. Объект правонарушения – это охраняемое правом материальное или нематериальное благо, та социальная или личностная ценность, которой наносится ущерб деянием.

3. Объективная сторона правонарушения – это противоправное деяние (действие, бездействие), общественно опасный или вредоносный результат (последствие) данного противоправного деяния, причинная связь между деянием и его общественно опасным или вредоносным результатом (последствием). Причинная связь – это объективная связь между деянием и последствием, проявляющаяся в том, что деяние предшествует последствию во времени, является необходимой предпосылкой его неизбежного возникновения. Объективную сторону правонарушения могут дополнять: место, время, способ совершения деяния.

4. Субъективная сторона правонарушения – это вина – определенное психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результату). В уголовном праве есть следующие формы вины: умысел, неосторожность. Наряду с виной юридическое значение могут иметь: мотив, цель противоправного деяния. В гражданском праве понятие «неосторожность» (простая, грубая) отличается от понятия «неосторожность» (противоправная самонадеянность, противоправная небрежность) в уголовном праве. Кроме того, гражданское право предусматривает возможность юридической ответственности и без вины (ст. 450 ГК Украины).

Виды правонарушений по законодательству Украины. Среди правонарушений различают: 1) преступления (общественно опас­­ные деяния); 2) проступки (вредоносные деяния). Преступления, предусмотренные уголовным законодательством, влекут самую строгую юридическую ответственность. Проступки, предусмотренные другим (не уголовным) законодательством, влекут менее строгую юридическую ответственность.

Юридическая ответственность – это обязанность правонарушителя принудительно претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные санкцией нарушенной нормы права.

Наши рекомендации