Общие правила назначения административных наказаний. Об-ва смягчающие и отягчающие
Назначение административного наказания
Этому вопросу посвящена отдельная глава 4 КоАП РФ. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при применении административных наказаний, не касаясь, однако, производства по делам об административных правонарушениях.
Прежде всего сформулированы общие правила наложения наказания за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все судьи, органы, должностные лица при наложении наказания за любое административное правонарушение.
Закон требует, чтобы наказание налагалось в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Оно может быть наложено лишь на лицо, подлежащее административной ответственности и совершившее административное правонарушение. К нему возможно применение наказания в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается применение наказания ниже низшего предела.
Наказания за административные правонарушения должны налагаться с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ним; личности нарушителя и степени его вины (его предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т.д.); имущественного положения, с тем, чтобы при применении наказаний, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штраф, лишение специальных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи и самого нарушителя.
В КоАП РФ даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 4.2, 4.3).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются: продолжение противо-правного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения; совершение правонарушения: а) группой лиц; б) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; в) в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать последнее обстоятельство отягчающим.
При этом перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является открытым в том смысле, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, не могут выйти за пределы этого перечня. Им лишь предоставлено право не признать состояние опьянения обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на лицо, совершившее его, может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное наказание, предусмотренные за данное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативно-правовыми актами.
При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть существенное исключение. Если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание налагается в пределах только одной санкции.
В новом КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности регламентирован ст. 4.5. По общему правилу он составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при нарушении законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе – один год со дня совершения административного правонарушения. Если речь идет о длящемся правонарушении, то срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. За правонарушения, влекущие административное наказание в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня его совершения (при длящемся правонарушении – одного года со дня его обнаружения). В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения указанные сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Срок снятия (погашения) административного наказания установлен ст. 4.6 КоАП РФ. Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым этому наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. По истечении года наказание считается снятым (погашенным). Если же в течение года лицом совершено вторично аналогичное правонарушение, то такое правонарушение считается повторным, и этот факт будет иметь значение дополнительного квалифицирующего признака или обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
К малолетним детям относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (статья 28 ГК РФ).
5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 4] [Статья 4.3]
1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.