В заключении приводятся результаты достижения поставленной цели и решения задач ВКР.

Заключение включает в себя обобщение информации, изложенной в основной части ВКР, разработанные автором научные положения, выводы, рекомендации.

В заключении раскрываются основные аспекты практического опробования разработанных научно-методических и научно- практических положений, а также приводятся основные направления и рекомендации дальнейшего развития данной темы в соответствующей научной области.

Таким образом, заключение должно иметь:

· краткие выводы по результатам выполненной работы;

· оценку полноты решений поставленных при написании работы задач;

· разработку рекомендаций по конкретному использованию результатов выполненной работы ;

· оценку возможностей практического применения научных результатов.

Выводы и предложения излагаются кратко, как правило, без обоснований, в виде тезисов. Выводы должны естественно следовать из соответствующих частей текста работы. Их нельзя обосновывать данными и фактами, которые не включены в текст работы.

Объём заключения может составлять до 5 страниц.

Список использованных источников.

После заключения следует список использованных источников, отражающий самостоятельную творческую работу бакалавра. Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в рукописи ВКР. Если бакалавр цитирует работы известных российских и зарубежных ученых или использует данные, полученные другими исследователями, он должен во внутритекстовых или подстрочных ссылках указывать на соответствующие источники. Не рекомендуется включать в библиографиюработы, на которые не ссылается бакалавр в основном тексте и которые фактически не были использованы в работе.

Приложения.

Приложение – это часть основного научного текста ВКР, которая имеет дополнительное значение. Приложения оформляются как продолжение диссертации после заключения и списка используемых источников. В приложениях приводятся схемы, анкеты, опросники, рисунки, модели расчетов, таблицы, загромождающие основную часть диссертации. Связь основного текста с приложениями осуществляется через соответствующие ссылки.

3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

3.1. Обоснование актуальности выбранной темы.
Формулирование про­блемы исследования.

Актуальность применительно к выпускным квалификационным работам рассматрива­ется в двух аспектах: в формулировании темы исследования и в отношении ре­зультатов, полученных в ходе исследовательской работы. Поэтому выполнение исследований в той части информационной сферы, в которой имеются разрывы, несоответствия, проблемы повышает актуальность избранной темы. Для бакалавра важно убеж­дение, что ранее таких работ не выполнялось.

Проблемой в научной литературе принято считать «разрыв», возникающий в ходе развития познания, или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Другими словами, проблема – это объяснение неполных и односторонних точек зрения с позиций более глубокой и содержательной теории, выдвинутой самим автором изучаемой проблемы.

Проблема всегда заключается в понимании того, что происходит в рамках изучаемой системы в целом, за счет каких средств поддерживается ее единство, каковы исходные предпосылки ее существования. Только на пути изучения всех взаимосвязей и взаимозависимостей элементов системы можно обнаружить пути устранения причин конфликтов и разбалансированности отдельных звеньев системы.

Формулируя проблему исследования, необходимо иметь в виду весь ком­плекс взаимоувязанных характеристик. Сама формулировка проблемы должна нести в себе ответы на поставленный в самом начале иссле­дования вопрос, ради разрешения которого и предпринимается научное изуче­ние.

Наиболее важным этапом для уяснения четкости проблемы является определение степени разработанности проблемы, систематизация точек зрения ученых, выявление достижений и разрывов по теме изучения поставленной проблемы. Это делается с помощью изучения литературы по проблеме методом накопления научно-практического материала, когда из первона­чального источника (например, монографии) выделяются все смысловые единицы изучаемой проблемы, далее из второго источника – те же плюс дополнитель­ные, ранее не встречавшиеся, из третьего источника – опять те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и т. д. Представить полученную информа­цию можно либо в хронологическом порядке, либо сгруппировав по выбран­ным автором основаниям и т. д.

Это первое по ходу (порядку) изучения и первое по смыслу изучения всей изучаемой проблемы действие бакалавра, задающее алгоритм всем последующим действиям и определяющее все то, ради чего предпринято исследование.

Кратко параметры проблемы можно определить ограничительными вопросами "что", "где", "когда". В этом случае проблема будет сформулирована таким образом, что позволит четко очертить круг исследуемых задач, сопряженных по смыслу с временным и пространственным аспек­тами. Проблема не будет выглядеть как название параграфа в учебнике, например, " Инновационная деятельность предприятий". Само название проблемы должно содержать ее проблемное восприятие, требующее развернутого научно­го исследования, например, "Изучениеинновационной деятельности организаций в условиях неопределенности и риска »

Наши рекомендации