Форсированная модернизация 1930-х гг
План.
1. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.
2. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия.
Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Политическая система советского общества.
Вопросы.
1. Какие модернизационные задачи стояли перед Россией накануне первой мировой войны? Как и насколько успешно они решались?
2. Какие изменения произошли в мировой капиталистической экономике в 1920-30 гг.?
3. В чем состояли причины введения Нэпа и его сущность.
4. Каковы итоги и причины (политические, социальные, экономические) свёртывания Нэпа?
5. Каковы причины и цели «модернизации 1930-х гг.» в СССР? Почему она приняла форсированный характер? Как модернизация соотносилась с доктриной построения социализма в СССР?
6. Каковы предпосылки и источники средств, для проведения политики «индустриализации»?
7. Каковы темпы и методы проведения политики индустриализации? Как они взаимосвязаны?
8. Каковы итоги политики «индустриализации? Как они соотносились с поставленными перед ней советским руководством целями? Как они сказались на дальнейшем экономическом и политическом развитии СССР?
9. Каковы причины проведения политики коллективизации в СССР? В чем состояла её сущность?
10. Каковы темпы и методы проведения политики коллективизации? Как они взаимосвязаны?
11. Каковы были экономические и социальные последствия политики коллективизации? Как они соотносились с поставленными перед ней советским руководством целями? Как они сказались на дальнейшем экономическом и политическом развитии СССР?
12. В чем состояла сущность политической борьбы в руководстве правящей партии в 1920-е гг.? Какие методы борьбы и почему использовались и преобладали в ней? Кто и почему одержал в ней победу?
13. Как и почему формирование политического режима сложившегося в СССР в 1930-е гг. было связано с проведением «форсированной модернизации 1930- гг.»?
14. Назовите главные черты политического режима сложившегося в СССР в 1930-е гг. и подтвердите их наличие конкретными примерами и фактами.
15. Кто и почему стал объектом массовых репрессий в 1930-е гг.? Каково было теоретическое обоснование массовых репрессий? Каков был их механизм? Как и насколько репрессии были связаны с «форсированной модернизацией 1930-х гг.»?
16. В чём состояли цели «культурной революции», произошедшей в СССР в 1930-е гг.? Каковы были её основные направления?
17. Каковы были итоги политики партии в области культуры, образования, науки и искусства? Как они соотносились с целью «построения социализма» и объективной необходимостью модернизации стоящей перед СССР?
18. Каковы сильные и слабые стороны тоталитарных режимов?
19. Обрисуйте основные положения дискуссии о сущности тоталитаризма в современной историографии? Аргументируйте свою точку зрения на этот вопрос.
Понятия
Модернизация, аграрно-индустриальное и индустриально-аграрное общества, сталинская (форсированная) модернизация 1930-х гг., коллективизация сельского хозяйства, индустриализация, тоталитаризм, Нэп, социализм.
Хронологическая таблица
Дата | События | Содержание |
Декабрь, 1925 | ||
Декабрь, 1927 | ||
1928-1933 | ||
1933-1937 | ||
Практическое задание.
1. Сравните политику военного коммунизма и Нэпа по выбранным вами самостоятельно критериям.
2. Заполните таблицу. Сделайте вывод о соотношении итогов Нэпа и модернизационных задач стоящих перед страной в 1920 – е гг.
Итоги Нэпа
Основные причины перехода к Нэпу | Итоги Нэпа | Модернизационные задачи стоящие перед Россией |
В политической сфере | ||
В сельском хозяйстве | ||
В промышленности, | ||
В социальной сфере | ||
В сфере культуры, образования, науки |
3. .Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различии в методах и результатах решения задач модернизации в дореволюционной и советской России и их причинах
Модернизационные задачи стоящие перед Россией | Методы и результаты их решения в 1907-1914 г. | Методы и результаты их решения в 1921-1929 гг. |
В политической сфере | ||
В социальной сфере | ||
В аграрном секторе экономики | ||
В промышленном секторе экономики | ||
В сфере культуры, образования и науки |
4. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различии изменений в жизни двух типов западных стран в 1930-х гг. и их причинах.
Изменения | Страны «органической модернизации» | Страны «ускоренной модернизации» |
Политические | ||
Социальные | ||
Экономические | ||
Идеологические |
5. Сравните марксистскую доктрину социализма, сталинскую теорию построения социализма в СССР и задачу построения основ индустриального общества стоявшую перед нашим Отечеством. Что межу ними общего и что различного?
6. Сравните переход к индустриальной экономике в СССР и странах Запада. Какие трудности стояли в связи с этим перед СССР в процессе построения своей индустриальной базы?
7. Сравните планы индустриализации «правой оппозиции» и сталинского руководства, выдвигавшиеся ими на рубеже 1920-1930-х гг. В чём состояли их сходство и различия? Почему сталинский план одержал победу?
8. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различиях в методах и результатах решения задач модернизации советского государства в период Нэпа и в период форсированной модернизации 1930-х гг. и их причинах.
Модернизационные задачи стоящие перед Россией | Методы и результаты их решения в 1921-1929 гг. | Методы и результаты их решения в 1929-1939 гг. |
В политической сфере | ||
В социальной сфере | ||
В аграрном секторе экономики | ||
В промышленном секторе экономики | ||
В сфере культуры, образования и науки |
9. Заполните таблицу.
Модернизационные задачи стоящие перед Россией | Положительные итоги форсированной модернизации 1930-х гг. | Отрицательные итоги и издержки форсированной модернизации 1930-х гг. |
В социальной сфере | ||
В аграрном секторе экономики | ||
В промышленном секторе экономики | ||
В торгово-финансовой сфере | ||
В сфере культуры, образования и науки |
10. Докажите, что в СССР к концу 1930-х гг. было построено индустриальное общество.
11. Сравните индустриальное общество в странах «органического типа модернизации» и в СССР. Каковы причины различий?
12. Сравните проведение модернизации в России в XVIII − начале XX вв. и в 1930-е гг. Что общего и что различного вы находите в методах, задачах и целях этих вариантов модернизации. Как вы думаете, какой из этих вариантов модернизации был предпочтительнее? Почему?
13. Докажите, что политическая система сложившаяся в СССР в 1930-е гг. является разновидностью тоталитарного режима.
14. Сравните фашистские тоталитарные режимы и тоталитарный режим, сложившийся в СССР в 1930-е гг. в отношении: причин появления, идеологии, целей стоящих перед ними, а так же методов их реализации. Сделайте вывод.
15. Заполните таблицу и ответьте на вопрос: что такое «тоталитарная демократия» и в чём состоят её отрицательные и положительные стороны?
Основные положения Конституции СССР 1936 г. | Реальная правоприменительная практика | |
Права и свободы граждан | ||
Избирательное право | ||
Суверенитет союзных республик | ||
Разделение властей | ||
Верховенство закона |
Проблемные методы.
Ролевая игра
«Сталинская модернизация 30-х гг.: достижения, неудачи, возможность альтернативы».
Студенты делятся на несколько групп:
1) «Суд». Суду предоставляются документы, отражающую точку зрения «правой оппозиции» и сталинского руководства на источники, цели, методы и формы индустриализации.
2) «Свидетели обвинения». Каждому участнику группы предоставляется документ, критикующий достижения сталинской модернизации и обрисовывающий её неудачи.
3) «Свидетели защиты». Каждому участнику группы предоставляется документ, критикующий планы правой оппозиции и ставящий под сомнение возможность проведения успешной модернизации СССР предлагаемыми ими методами.
4) «Присяжные заседатели». Их задача знать в целом историческую ситуацию и определить степень реальности, успешности нравственной правоты авторов обоих планов построения в России основ индустриального общества.
5) «Наши современники». Их задача внимательно слушать ход процесса. Им разрешено дополнять, задавать вопросы, участвовать в неигровых спорах.
Сначала выслушиваются «свидетели обвинения», затем «свидетели защиты». Выступления сторон должны строиться по принципу нарастания интереса. Задача игры состоит в том, чтобы довести конфликт между сторонами до предела, а затем поднять смысл игрового акта на уровень этических категорий и задаться вопросом: нужна ли и возможна ли нравственность в политике, и при решении обществом стоящих перед ним насущных и актуальных социально-экономических задач?
Практическое занятие № 8.
Тема: